Организация проведения аудиторской проверки


Аудит бухгалтерской отчетности экономического субъекта, подготовленной в соответствии с российским законодательством, проводится согласно: Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ; Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации; Правилам (стандартам) аудиторской деятельности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации в части, не противоречащей Федеральным правилам (стандартам);

Международным аудиторским стандартам в части, не противоречащей Федеральным правилам (стандартам);

Внутренним стандартам, методикам и инструкциям по аудиту, подготовленным аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями и аудиторскими фирмами.

Порядок и методы проведения аудита. Порядок проведения аудиторской поверки имеет следующую структуру: каждый раздел аудита разбивается на подразделы.

Внутри каждого подраздела проводятся тесты, предметом которых являются:

Сбор аудиторских доказательств осуществляется с использованием следующих методов:

На рисунке приведены основные блоки осуществления аудиторской проверки.

Аудиторская проверка включает три основных этапа:

  1. общее и детальное планирование аудиторской проверки;
  2. сбор аудиторских доказательств;
  3. завершение аудиторской проверки.

Этап 1. Общее и детальное планирование

Планирование аудиторской проверки предприятий включает

в себя три последовательных этапа:

  1. сбор и анализ информации об аудируемом лице;
  2. подготовка общего плана аудиторской проверки;
  3. подготовка детальных программ проведения аудиторских процедур по существу, а также тестов средств контроля.

На первом этапе изучаются особенности бизнеса аудируемого лица, порядок ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности, системы документооборота и системы внутреннего контроля; анализируются внутренние и внешние факторы, которые могут оказать влияние на появление существенных искажений в бухгалтерской отчетности.

Проводится анализ рисков — общеэкономических, финансовых и отраслевых, которые влияют на аудируемое лицо при осуществлении хозяйственной деятельности. Рассматриваются существенные события текущего года, влияющие на достоверность отчетности, а также анализируются результаты хозяйственной деятельности, которые связаны с потенциальными рисками.

Знакомство с бизнесом аудируемого лица, особенностями его деятельности, а также оценка рисков позволяют подготовить обоснованный план и программу аудита.

На втором этапе готовится общий план аудиторской проверки; предполагается использовать процедуры аналитической проверки.

На третьем этапе разрабатывается программа проведения аудиторских процедур по существу для разделов, которые включены в план аудита.

Детальные программы готовятся так, чтобы убедиться в том, что:

Этап 2. Сбор аудиторских доказательств. На этой стадии проводятся проверка системы внутреннего контроля и проверка операций по существу.

Обе процедуры позволяют выявить в финансовой отчетности существенные искажения.

Проверка системы внутреннего контроля необходима для того, чтобы определить, насколько эффективны принятые на предприятиях методы контроля, призванные уменьшить риск присутствия в отчетности существенных искажений.

Эта проверка включает проверку системы бухгалтерского учета, которая используется аудируемым лицом, и тестирование средств контроля, используемых аудируемым лицом.

Проверки операций по существу выполняются для выявления существенных искажений по отдельным статья бухгалтерской отчетности.

Этап 3. Завершение аудиторской проверки. По завершении аудита предоставляются рекомендации для того, чтобы помочь аудируемому лицу усовершенствовать систему внутреннего контроля, внести необходимые корректировки в данные бухгалтерского учета, бухгалтерской и налоговой отчетности (в пределах проаудированных операций).

Результаты аудиторской проверки представляются в аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия и отчете (письменной информации руководству) о результатах аудиторской проверки.

Принципы организации аудиторской работы. Аудиторская проверка предусматривает обеспечение достаточного объема людских, материальных и информационных ресурсов; организацию механизма управления конкретной аудиторской проверкой; разработку внутрифирменной методологии и организацию предварительного, текущего и последующего контроля.

Обеспечение ресурсами необходимо для качественного выполнения работ, особенно в ситуации роста объема оказываемых услуг.

Это предусматривает:

Управление аудиторской проверкой предусматривает:

Организация аудиторских работ предусматривает следующие действия:

Порядок взаимодействия с аудируемым лицом. Взаимодействие с клиентами строится с соблюдением требований Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта», а также стандартов аудиторской фирмы, которые регламентируют следующие важные стороны деятельности аудитора:

Осуществление аудита проводится в постоянном взаимодействии с уполномоченными представителями клиента. С самого начала подготовки аудиторской проверки большой объем предварительной работы осуществляется во взаимодействии с клиентом. График работы аудиторов у клиента согласовывается заранее, учитывая все потребности и пожелания клиента.

В ходе проверки руководитель аудиторской проверки постоянно обменивается с представителями клиента информацией для того, чтобы клиент как можно быстрее узнавал о выявленных нарушениях в ходе проверки.

Это позволяет аудируемому лицу:

Согласно сложившейся практике оказания аудиторских услуг, а также в рамках договора на проведение аудита даются консультации клиенту по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.

Консультации по указанным вопросам предоставляются на основании письменных запросов клиента. Подобный способ взаимодействия с клиентом позволяет получить четкую формулировку поставленного вопроса и описание ситуации. Ответы на запросы предоставляются также в письменной форме во избежание неоднозначных толкований, которые могут иметь место при устных консультациях относительно применения тех или иных нормативных актов.

Проект отчета по результатам проведенного аудита направляется в бухгалтерскую службу клиента для получения всех возможных возражений и уточнений, которые могут иметь место в силу того, что аудиторская проверка отдельных разделов бухгалтерского учета проводится на выборочной основе в соответствии с установленным уровнем существенности.

После согласования с клиентом окончательного варианта отчета предлагаются возможные варианты исправления выявленных нарушений и высказывается мнение относительно возможных последствий, которые могут иметь место по результатам проверок, проводимых внешними контролирующими органами по указанным нарушениям.

В некоторых случаях внешние контролирующие органы выносят решения по отдельным вопросам бухгалтерского и налогового учета, которые могут отличаться от мнения аудиторов и самого клиента. При этом аудиторская организация начинает помогать клиенту еще до того момента, когда единственным способом защиты интересов клиента становится судебное разбирательство.