К концу второго этапа экономической реформы экономическая структура страны продолжала оставаться весьма отсталой. К примеру, в 1990 г. группа экономистов из Хэйлунцзянского университета под руководством профессора Сюн Инъу осуществила сравнительный анализ сопоставления уровней развития Китая с США, Германией, Британией, Францией и Японией. Результаты этого анализа подытожены в табл.
По мнению Сюн Инъу и его коллег, к началу 1990-х гг. Китай находился на уровне 1880-1890-х гг. США и Британии, на уровне начала XX в. Германии и Франции.
Период 1984-1988 гг. отмечен первым официальным закреплением в документах КПК (в постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, октябрь 1984 г.) курса на «развитие многообразных форм экономики и способов хозяйствования» при главенстве общественной собственности на средства производства. На селе наблюдается бурное развитие волостных и поселковых предприятий, индивидуального уклада, в аграрном секторе появляются «новые хозяйственные объединения».
Государственная промышленность и строительство абсорбируют различные формы установления подрядных отношений предприятий с государством. Активно внедряется аренда государственных и коллективных предприятий. С1987 г. политически разрешено функционирование частных предприятий с 8 наемными работниками и более. Начинаются эксперименты с паевыми и акционерными предприятиями, принимается первый вариант закона о банкротстве предприятий. Создаются первые административные организации по управлению государственным имуществом. Более разнообразный по формам и экономически все более значимый характер приобретает привлечение прямых иностранных инвестиций. Ученые-экономисты молодого поколения выражают мысли о необходимости радикализации реформы отношений собственности, приведении ее в соответствие с общим направлением преобразований, которое, как декларировалось, должно обрести однозначную ориентацию на рынок.
В 1989-1991 гг. (после событий на Тяньаньмыне) дискуссия вокруг реформы собственности приостанавливается, а сама проблема обретает акцентированное политико-идеологическое звучание в духе лозунга тех лет: «Только социализм может развить Китай». Изменение макроэкономических условий хозяйствования вынуждает большинство низовых экономических агентов в промышленности отказаться от подрядных отношений с государством. Усиливаются призывы к укреплению коллективистских начал в организации труда в аграрном секторе.
В табл. приводится движение государственного бюджета Китая за период с 1977 по 1990 г.
Изданной таблицы можно сделать весьма поучительный вывод: с началом реформы государственный бюджет страны стал перманентно дефицитным. С точки зрения правоверной неоклассической школы — это полная катастрофа. И этой точки зрения придерживаются все российские правительства после 1992 г. Вспомним, как каждую осень очередной улыбающийся глава российского правительства (очень довольный собой) говорит нам с экранов телевизоров о том, что главная цель правительства (сбалансированность государственного бюджета) достигнута... Тут же приводится «железная» аргументация правильности избранного курса: и домохозяйка не может тратить больше, чем у нее есть.
Ну как тут не всплакнуть от умиления и не порадоваться государственной мудрости! Тем более, что такую позицию очень одобряет Запад. И почти никому не приходит в голову, что сбалансированность бюджета в России привела к тому, что он уже сравнялся с финским. Но вот незадача: в Финляндии проживает в 30 раз меньше населения, чем в России. А это означает, что не будут в России развиваться наука, культура, здравоохранение, космические исследования, а российская армия по-прежнему будет нищей. Сбалансированным бюджетом очень просто стреножить любую развивающуюся экономику. Ведь ничего не может быть более сбалансированного и тихого, чем кладбищенский пейзаж.
Однако кроме неоклассической экономической школы есть еще и кейнсианская, которая специально занимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации к стабильному росту. Так вот эта школа рекомендует развивающимся странам для ускорения экономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А после того, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать — вот только тогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственного бюджета.
Именно по этому пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея. И Китай — не исключение: с началом реформы бюджет страны стал перманентно отрицательным! Но не надо кричать: «Караул!» Все закономерно. А вот российские правители продолжают препятствовать развитию страны: во главу угла экономической политики они ставят не экономический рост, а сбалансированность бюджета — тормоз на пути развития еще неокрепшей экономики! И это делается под аплодисменты мирового сообщества во главе с МВФ! А кому, откровенно говоря, нужна динамично развивающаяся Россия?
Третий этап экономической реформы (1992-1997 гг.). В марте 1992 г. на пленарном заседании Политбюро ЦК КПК Дэн Сяопин заявил: «Не стоит сковывать себя идеологическими и практическими абстрактными спорами о том, какое имя это все носит — социализм или капитализм», а в целях ускорения экономического развития «серьезнее раскрепощать сознание, форсировать проведение реформы, расширение внешних отношений».
В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК, который отметил глобальные сдвиги на международной арене: крах международного коммунистического движения и распад СССР. Китайское руководство выразило решимость отвергнуть «теорию домино», принять вызов. Было решено форсировать темпы роста ВВП с 6% в год до 8-9%. Лозунг: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие», выдвинутый в 1987 г. на XIII съезде КПК, был преобразован в курс на создание рыночной экономики.