Прогнозы баланса денежных доходов н расходов населения и кассовых оборотов банков в Российской Федерации


До 1991 г. организация и планирование денежного обращения на территории бывшего СССР осуществлялись на основе баланса денежных доходов и расходов населения, а также кассового и кредитного планов.

Баланс по стране в целом и республикам разрабатывался по развернутой схеме, состоящей из двух разделов. В нем показывалось также распределение доходов и расходов по социальным группам: рабочие и служащие, колхозники.

В разделе А баланса отражались общая сумма доходов, получаемых населением от государственных, кооперативных и общественных организаций, и основные направления использования этих доходов. В разделе Б учитывались денежные доходы и расходы, которые образовывались в связи с проходящим между группами населения обменом товарами и услугами.

Основное назначение баланса состояло в экономически обоснованном прогнозе предстоящих изменений в величине денежных доходов и расходов населения. Его значение в организации налично-денежного оборота было обусловлено тем, что сфера обращения наличных денег в стране ограничивалась в основном процессом образования денежных доходов населения и их по-следующим использованием.

В балансе отражались показатели, используемые для определения количества денег, необходимых для обращения. На основе баланса определялся покупательный фонд населения на приобретение товаров, обосновывался розничный товарооборот, составлялся квартальный кассовый план.

Превышение доходов над расходами в балансе означало увеличение остатка наличных денег у населения, а превышение расходов над доходами, наоборот, его сокращение.

Для сбалансирования денежных доходов и расходов было необходимо разработать мероприятия по расширению выпуска товаров народного потребления, развитию деятельности предприятий, оказывающих платные услуги населению.

Проблема сбалансированности денежных доходов и расходов населения в Российской Федерации обострилась в 1991 г. в связи с сокращением производства многих видов продовольствия и товаров, а также в результате неустойчивой ситуации, сложившейся на потребительском рынке. Прирост денежных доходов все в большей степени опережал прирост расходов населения на покупку товаров и услуг, разрыв между темпами их роста составлял 37,2 пункта против 2,4 в 1990 г.

С 1991 г. в Российской Федерации стали составляться прогнозные расчеты баланса денежных доходов и расходов населения по сокращенной форме.

Баланс денежных доходов и расходов отражает движение той части валового внутреннего продукта России, которая в форме денежных доходов поступает в распоряжение населения и используется им на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы и направляется на все виды сбережений (вклады в банки, покупка валюты, ценных бумаг и т.п.).

Следующие данные характеризуют прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения на 1996 г., на январь— август 1997 г. и отчетные данные за 1996 г. и январь—июнь 1997 г.

Приведенные расчеты показывают, что доля оплаты труда в прогнозируемых денежных расходах составляет 44 и 42%. Тенденции изменения оплаты труда являются определяющими для динамики расходов населения и их структуры. Отчетные данные за 1996 г. показывают, что доходы населения по сравнению с прогнозом снизились на 23,6 трлн руб., а денежные расходы — на 27 трлн руб. Та же тенденция сохранилась и в течение 6 месяцев 1997 г.

Снижение денежных доходов объясняется увеличением задолженности по выплате заработной платы на предприятиях промышленности, в сферах образования, науки и здравоохранения. В структуре сбережений населения в первом полугодии 1997 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла доля покупки валюты на 9%, а доля сбережений во вкладах и ценных бумагах сократилась на 8,9%.

С 1991 г. в нашей стране осуществлен переход от кредитного и кассового планирования к составлению прогнозов кассовых оборотов, основной целью которых является определение потребности в наличных деньгах в целом по Российской Федерации, по регионам и учреждениям банков, а также разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения.

Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источник поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление выдач всех наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумму выпуска или изъятия денег из обращения.

Основная задача банков всех уровней в работе по прогнозированию кассовых оборотов состоит в достижении наибольшей достоверности и реальности составляемых расчетов и определении изменения наличной денежной массы в обороте. Не менее важна разработка мероприятий по увеличению поступлений наличных денег, их экономному расходованию с целью ограничения эмиссии.

С 1997 г. кредитные организации составляют прогноз по следующей форме.

Головные расчетно-кассовые центры (ГРКЦ), РКЦ, главные управления Банка России составляют приходную и расходную части прогноза кассовых оборотов по вышеуказанной форме. В итоге показывается эмиссионный результат — выпуск или изъятие денег из обращения. При выпуске денег в обращение в прогнозе кассовых оборотов предусматриваются перечисления денег в обо-ротную кассу из резервных фондов учреждений Банка России, а при изъятии наличных денег — перечисления денег из оборотной кассы в резервные фонды учреждений Банка России.

Статистические отчеты о кассовых оборотах составляются за месяц и по пятидневкам по установленной форме.

В случае значительного расхождения фактических кассовых оборотов с прогнозируемыми анализируются причины расхождения и разрабатываются мероприятия по стабилизации денежного обращения как в отдельных регионах, так и в целом по территории России.