Отношения обмена


Неотъемлемым элементом системы «производство — распределение — обмен — потребление» является обмен. Для раскрытия сущности фазы обмена необходимо расчленить понятие «взаимный обмен деятельностью людей», которое включает в себя как отношения производства, так и отношения собственно обмена.

Любой обмен возникает на основе общественного разделения труда и выступает как форма реализации общественного разделения труда, поэтому обмен трудовой деятельностью и ее результатами свойствен самым различным экономическим системам в силу множественного характера потребностей человека и однородности создаваемого им продукта.

Однако не всякий обмен, возникающий на основе общественного разделении груда, можно считать самостоятельным процессом. Обмен трудовой деятельностью как средство реализации разделения труда в рамках отдельного хозяйственного звена (предприятия, фирмы и пр.) сводится к обмену производственным опытом, трудовыми навыками, способностями, а также продуктами-полуфабрикатами между участками и цехами предприятия (либо между предприятиями, входящими в состав более сложного объединения) в процессе производства конечного продукта. В этом случае обмен трудовой деятельности представлен в виде обмена конкретными видами труда в непосредственном производстве и является сущностным моментом производственного процесса, элементом первой фазы общественного воспроизводства.

В масштабах разделения труда между различными экономически обособленными хозяйственными звеньями взаимные связи между производителями принимают форму обмена продуктами труда, предназначенными для производительного или личного потребления. Данный вид обмена представляет собой уже не элемент производства, а относительно самостоятельный по отношению к производству процесс, отдельную фазу общественного воспроизводства.

Степень развития, значение и общественная форма обмена различны на разных исторических ступенях общественного разделения труда, однако обмен происходит во всяком обществе, является вечной категорией.

В процессе эволюции человечества формы обмена неоднократно видоизменялись, причем развитие шло от простых форм к более сложным. Если начальному хозяйству был присущ в основном непосредственный продуктообмен, то при наличии товарно-денежных отношений модификацию форм обмена можно представить в виде следующей цепочки: товарный обмен — товарное обращение — торговля.

Товарный обмен — это обмен товара на товар без опосредования процесса деньгами. Товарное обращение — это товарный обмен в форме купли- продажи, т.е. при участии денег. При наличии развитого общественного разделения труда в процесс обмена помимо производителей и потребителей продукции включается третий контрагент — посредник, и товарное обращение трансформируется в торговлю. Термин «торговля» — это наиболее развитая форма обмена и процесс, который осуществляется специальными предприятиями с занятым на них персоналом, и организационно оформленная самостоятельная отрасль экономики.

Каждой исторической ступени жизнедеятельности человечества присуща наиболее типичная форма обмена, которая, как правило, «соседствует с другими, менее характерными формами. Так, в высокоорганизованных экономических системах доминирующей формой обмена является торговля. Однако хорошо известны случаи, когда в экстремальных ситуациях она на какое-то время вытеснялась непосредственным товарообменом.

В частности, в нашей стране в 1921 г. Лениным был разработан проект, согласно которому обмен промышленной продукции на сельскохозяйственную предполагалось осуществлять в натуральной форме, не прибегая к помощи денег. Как известно, попытка реализовать эту идею в качестве долговременной экономической концепции не увенчалась успехом. Тем не менее, в период «военного коммунизма», в годы Великой Отечественной войны, в первые послевоенные годы и даже в мирных условиях в определенной мере использовался обмен товара на товар, при котором деньги выполняли лишь функцию меры стоимости, но не средства обращения.

Настоящий бум непосредственного товарообмена пришелся на конец 80-х — начало 90-х годов, когда тотальный дефицит и кризис неплатежей поставили и предприятия, и население перед необходимостью забыть на время о существовании реальных денег. Именно в тот период в бытовую лексику наших сограждан прочно вошло слово бартер, ранее использовавшееся лишь специалистами. В этом проявился один из парадоксов нашего времени: вопреки провозглашенной задаче перехода к рынку отечественная экономика оказалась в условиях, приближенных к «военному коммунизму».

Функциональным назначением фазы обмена является реализация произведенной продукции. В масштабах общественного воспроизводства обращение представляет собой непрерывное движение из производства в потребление части созданного продукта в форме товарных фондов. Для него характерно, во-первых, постоянное превращение товарной продукции в деньги, а денег — вновь в товарную продукцию и, во-вторых, превращение произведенной товарной продукции в условия ее производства, затем превращение последних в товарную продукцию и т.д. Поэтому товарное обращение в целом можно представить как обмен товарами, содержащими полезный труд качественно различных видов.

Поскольку реализуемый товар обладает двумя свойствами — стоимостью и потребительной стоимостью, а в процессе товарно-денежного обмена участвуют два контрагента — продавец и покупатель, специфическая функция обмена — реализация — раздваивается.

Товарно-денежный обмен интересует продавца с позиций реализации стоимости товара, величина которой признается (либо не признается) общественно необходимой. Покупателя же интересует полезность произведенной продукции, ее потребительная стоимость. Реализация товаров как стоимостей и как общественных потребительных стоимостей — это две относительно самостоятельные функции товарного обращения, осуществляемые в неразрывном единстве.

В результате реализации товаров как стоимостей происходит возмещение издержек производства; реализация прибавочного продукта, содержащегося в товаре, создает возможности увеличения масштабов воспроизводства и финансирования непроизводственной сферы. Посредством реализации товаров как общественных потребительных стоимостей происходит удовлетворение спроса производителей на средства производства и населения — на товары народного потребления. В целом фаза обмена (обращения) обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства, расширение его масштабов, служит необходимым условием воспроизводства рабочей силы.

Роль товарного обращения в общественном воспроизводстве определяется положением между производством и обусловленным им распределением, с одной стороны, и потреблением — с другой. Поэтому товарное обращение тесно связано с каждой из этих фаз.

Производство определяет форму, интенсивность и распространение обмена, объем и структуру реализуемого продукта; от него зависит техническая оснащенность отраслей, входящих в сферу обращения. Далее, сфера обращения оказывает активное обратное воздействие на производство, в первую очередь на его масштабы. Это происходит, как уже отмечалось, за счет реализации входящего в состав вновь созданной стоимости прибавочной) продукта, являющегося основным источником накопления.

Кроме того, увеличение объемов производства осуществляется вследствие сокращения времени реализации, в частности путем совершенствования организации токарного обращения: сокращение времени обращения при прочих равных условиях высвобождает дополнительное время для осуществления процесса производства, а также позволяет реализовать прежнее количество продукции при меньших затратах труда, что в масштабах общества обеспечивает значительную экономию ресурсов.

Сфера обращения является своеобразным индикатором, чутко реагирующим на несоответствие структуры и объема производства структуре и уровню экономических потребностей. Если результаты функционирования производства неадекватны требованиям потребителей продукции, то сфера обращения реагирует на это посредством сбоев в реализации, при этом конкретные формы проявления воспроизводственных диспропорций различны.

Для экономик развитых стран типично превышение товарного предложения над спросом, сопровождающееся периодическим образованием запасов нереализуемых товаров. Отечественное народное хозяйство в сталинский период функционировало в условиях твердой установки: превышение спроса населения над товарным предложением есть свидетельство повышения народного благосостояния.

Начиная с 60-х годов запасы неходовых, залежалых товаров (так называемое «затоваривание», по одной и той же товарной группе зачастую «сосуществовали» с дефицитом модных, высококачественных изделий. Затоваривание нарушает непрерывность воспроизводственного процесса и является очевидным указанием на необходимость совершенствовав ассортимент выпускаемой продукции, повышать ее качество и пр. Дефицит, в отличие от затоваривания, не затрудняет переход к новому воспроизводственному циклу и выступает как более завуалированная форма несоответствия спроса и предложения.

Тем не менее, с одной стороны, он оказывает отрицательное воздействие на стимулы работников к труду, а с другой стороны, снижает заинтересованность товаропроизводителей в разработке и внедрении новых моделей изделий и в итоге сдерживает техническое перевооружение производства.

В начале 90-х годов наша экономика столкнулась с новым для нее явлением: скопление и в торговле, и в промышленности колоссальных товарных запасов происходило не по причине их низких потребительских свойств, а из-за резкого сокращения денежной массы, затронувшего как наличный, так и безналичный оборот. Основной причиной послужило широкое внедрение монетаристских методов управления экономикой на фоне усугубляющихся воспроизводственных диспропорций. В результате страна получила одновременное сокращение объемов производства и снижение покупательской способности населения и впервые за многие десятилетия оказалась в условиях суженного воспроизводства.

Связь обращения и потребления также двусторонняя. Зависимость эта проявляется в том, что сфера обращения, обеспечивая реализацию произведенного общественного продукта, тем самым создает условия для его потребления. Более того, потребности людей, равно как и уровень жизни в целом, во многом определяются развитием товарного обращения.

Воздействие товарного обращения на потребление осуществляется прежде всего через отношения распределения. На стадии собственно распределения доля каждого работника в созданном общественном продукте определяется в денежном выражении, т.е. количественно. Денежные доходы дают лишь формальное право на определенный уровень потребления, само же потребление фактически зависит от реального наличия материальных благ.

Стимулы к труду «включаются» только тогда, когда доля каждого контрагента воспроизводственного процесса, обусловленная отношениями распределения созданного продукта, конкретизируется в сфере обращения, т.е. получает качественную определенность. Именно в сфере обращения происходит действительное смыкание товарного и денежного потоков и реализуются пропорции, сложившиеся в общественном воспроизводстве.

Кроме того, сфера обращения принимает активное участие в формировании спроса населения (посредством воздействия на различные факторы, характеризующие уровень и структуру спроса), а также влияет на уровень издержек потребления (за счет внедрения прогрессивных форм и методов продажи, изучения потребительского спроса, совершенствования торгового оборудования и пр.).

Потребление, в свою очередь, воздействует на сферу товарного обращения.

Во-первых, это происходит косвенным путем, через производство. Создавая потребность в новом производстве и являясь его побуждающим мотивом, потребление тем самым оказывает влияние на интенсивность товарного обращения и структуру товарных потоков.

Во-вторых, потребление осуществляет непосредственное воздействие на товарное обращение через спрос, выступающий в качестве рыночной формы проявления потребностей. Спрос теснейшим образом связан с потребностями и потреблением, он является главным ориентиром, на который направлено развитие сферы обращения и, в частности, отдельных предприятий этой сферы.

Наличие интенсивного спроса— непременное условие быстрого роста объема реализации товаров на рынке. Рождению нового спроса способствует потребление. Поэтому можно утверждать, что оно тем самым воздействует и на товарное обращение.

Www.vizitkidarom.ru

Где можно быстро сделать фото на кружку www.vizitkidarom.ru.

www.vizitkidarom.ru