Цели и инструменты экономической политики и государственного регулирования национального хозяйства


В экономической литературе даются различные определения экономической политики. Так, один из известных авторов, исследующих роль государства в современной экономике, Л.Г. Ходов приводит следующее определение экономической политики: «Под государственной экономической политикой понимают целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рыночных условий экономического развития в соответствии с определенным общественным строем». В современных экономических словарях приводятся еще более широкие определения экономической политики государства.

Предлагаем более краткое и емкое определение этого понятия.

Экономическая политика — это разрабатываемая государством стратегия поведения всех властных структур, направленная на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей.

Главной целью экономической политики любого государства является достижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления.

Экономическая политика государства включает в себя структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, научно-техническую, налоговую, бюджетную, социальную, внешнеэкономическую политику. Каждая из составляющих экономической политики государства направлена на достижение главной цели своими средствами и методами.

Так, структурная политика, разрабатываемая правительством страны, регионов, администрации городов и крупных предприятий, направлена на изменение отраслевой, региональной, производственной структуры страны в целом и ее составляющих. Целью структурной политики является увеличение доходов населения посредством обновления структуры производства, рационального и наиболее эффективного использования природных и трудовых ресурсов, увеличения занятости и т.д.

Чрезвычайно остра проблема разработки и реализации структурной политики для современной России. Сложившаяся в годы реформирования сырьевая структура российской экономики не способствует экономическому росту страны и повышению доходов ее населения. В результате разрушения военно-промышленного комплекса страны в России образовались целые регионы и города, где нет никакого производства.

Однако эти регионы и города расположены на земле, которая имеет определенные богатства; там живут люди, имеющие образование и способные работать, что при определенных административных усилиях может служить экономической основой для организации различных производств.

Значительная часть субъектов Российской Федерации, обладающих огромной территорией и располагающих природными ресурсами, живет за счет других субъектов — доноров, сокращая возможности для роста доходов их населения.

Суть денежной и финансово-кредитной политики государства; научно- техническая и инвестиционная политика; содержание социальной и внешнеэкономической политики — все эти вопросы рассмотрены подробно в главах учебника.

Для выработки эффективной экономической политики в странах с развитой рыночной экономикой используют методы прогнозирования и программирования.

Экономическое прогнозирование — это система научных представлений о направлениях в развитии и будущем состоянии экономики в целом, а также ее отдельных элементов. Метод экономического прогнозирования состоит в количественной и качественной обработке собранной информации о социально-экономическом состоянии национального хозяйства на данный момент, выявлении закономерных тенденций в его изменении, позволяющих получить представление об основных направлениях состояния и развития экономики страны в будущем.

Применение современных методов сбора и обработки фактического материала с использованием новейшей вычислительной техники позволяет не только быстро обработать огромное количество фактических данных, но и выстроить массу сценариев и возможных вариантов социально-экономического развития страны. Экономические прогнозы могут уточняться и пересматриваться в соответствии с изменениями в социально-экономическом развитии страны.

Экономические прогнозы служат основой для разработки социально- экономических программ, рассчитанных на выполнение в предусмотренный в программе срок. Программа конкретизируется по сферам деятельности государства, задачам, подлежащим выполнению, количественным параметрам в каждой сфере. Кроме того, в программе предусматривается получение ожидаемых результатов от ее выполнения.

Впервые после начала рыночного реформирования в России была разработана в 2000 г. социально-экономическая программа «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года». Программа состоит из двух разделов: социальной политики и макроэкономической политики. В разделе о социальной политике предусмотрены реализация пенсионной реформы, реформирования образования, здравоохранения, реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реформирование трудовых отношений.

Раздел макроэкономической политики содержит программы реформирования бюджетной и налоговой системы, условия осуществления денежно- кредитной политики, основные направления в развитии структуры национальной экономики, цели и инструменты внешнеэкономической политики.

Социально-экономическая программа, разработанная правительством России, получила неоднозначную оценку экономистов страны. Наибольшую критику вызвало отсутствие в программе разработки экономической базы (подъема отечественного производства), служащей материальной основой для практической реализации весьма напряженной и разносторонней социальной программы.

Государственное экономическое регулирование представляет собой систему социально-экономических и политических мер, практически осуществляемых органами государственной власти для реализации главной цели экономической политики.

Если цель экономической политики — достижение роста благосостояния страны, то государственное экономическое регулирование ставит своей целью создание условий для достижения эффективного экономического роста и повышения на этой основе уровня социально-экономического развития страны. Для реализации этой цели государство разрабатывает меры и механизм их реализации по поддержанию сбалансированного производства, стимулированию экономического роста, обеспечению возможно полной занятости, стабилизации денежного обращения и т.д.

По характеру воздействия на экономику страны методы государственного регулирования делятся на косвенные и прямые.

Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъектов рыночной экономики, не создавая никому каких-либо преимуществ в конкурентной борьбе. К ним относится регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы (изменения учетной ставки процента, уровней налогообложения, размеров эмиссии, преодоление бюджетного дефицита).

Прямые методы призваны оказывать воздействие на отдельные отрасли производства, корпорации. Сюда относятся государственные субсидии корпорациям, государственные инвестиции прямого назначения, льготы, дотации и др.

Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Косвенные методы воспринимаются товаропроизводителями как неизбежные; прямые же вызывают определенную настороженность.

Государство располагает экономическими средствами и инструментами, позволяющими ему достигать эффективных результатов в экономическом регулировании. В качестве материальных источников воздействия на экономическое развитие экономики выступают государственная собственность, бюджет страны, золотой и валютный резерв, эмиссия денег.

Инструменты государственного регулирования — это правила, нормы и институты их реализующие, позволяющие государству осуществлять свою регулирующую роль.

Правовое законодательство и институты, его практически осуществляющие, составляют основу экономической роли государства в рыночной экономике. Законодательством устанавливаются «правила игры», или юридические принципы взаимодействия всех хозяйствующих субъектов в обществе производителей, потребителей, государства. В числе этих правил следует выделить законодательные и нормативные акты, определяющие статус частной собственности, формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий и их взаимоотношения между собой и государство. Правовые формы распространяются на проблемы качества продукции, вопросы взаимоотношений трудового коллектива с администрацией, соблюдение техники безопасности и охраны здоровья на предприятиях.

Принятые законы позволяют государству запрещать некоторые виды деятельности (например, продажу наркотиков и оружия), а также применять санкции в случае нарушения законодательства страны.

Законодательство призвано обеспечить нормальное осуществление хозяйственной деятельности всеми субъектами. Законы и механизмы, обеспечивающие их реализацию, способствуют достижению компромисса (согласования) между многочисленными, всегда экономически противоречивыми, интересами субъектов рыночной экономики. Если государству удастся найти согласованное решение в системе экономических интересов хозяйствующих в обществе субъектов, то решение проблемы государственного регулирования может быть признано в основном эффективным.

Существенная роль в достижении компромисса в системе социально- экономических интересов хозяйствующих в рыночной экономике субъектов принадлежит индикативному планированию — одному из важнейших методов государственного регулирования в большинстве экономически развитых стран.