Социальная справедливость и равенство. Социальная дифференциация и государственное перераспределение доходов


Категория социальной справедливости, более чем другие, категории выпивает трудности в определении в силу ее многомерности, многообразия форм проявления и их практической реализации. Как предметная проблема экономической теории социальная справедливость обусловлена экономическими отношениями в обществе и действующим механизмом их реализации.

Прежде всего, следует отметить, что справедливость — категория историческая, понимание которой зависит от сложившихся уровня развития производства, распределения материальных условий производства и производимых обществом благ и услуг, а также от общепринятых в конкретном обществе и на определенных этапах его развития норм нравственности, морали и права.

Социально справедливым необходимо признать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов, детей без родителей, свободный доступ граждан страны к образованию, здравоохранению, спорту, культуре и т.д.

Реальные возможности для реализации принципа социальной справедливости в каждой стране и на конкретном этапе ее развития определяются фактическим состоянием экономики страны.

Социальная справедливость может быть достигнута лишь при достаточно высоких и стабильных темпах эффективного экономического роста, создающего дополнительные финансовые возможности для решения не только государством, но и другими субъектами социальных проблем.

Социальная справедливость, более чем какая-либо другая экономическая категория, подвержена влиянию политики и идеологии.

Пытаясь освободиться от идеологических наслоений, Д.Гэлбрейт доказывает, что цель и задачи справедливого общества, независимо от политической системы, состоят в том, чтобы «обеспечивать эффективное производство товаров и оказание услуг, а также распоряжаться полученными от их реализации доходами в соответствии с социально приемлемыми и экономически целесообразными критериями. Исходя из такого принципа в определении справедливого общества, социализм «нельзя признать образцовой моделью не только справедливого общества, но даже общества просто привлекательного».

Но и капитализм в его классической сути с господством частной собственности и нацеленностью на производство прибыли не может быть признан, по определению Д. Гэлбрейта, обществом социальной справедливости. В приближении современного капитализма к обществу социальной справедливости существенно важна роль государства.

Рыночная экономика как монетарная система деформирует социальную справедливость в ее традиционном понимании, предопределяя приоритет денежного доходно-расходного баланса в ориентации деятельности экономических субъектов. Такая ориентация приводит к трансформации социальной справедливости в капиталистическом обществе и нарастанию противоречия между необходимостью увеличения вложений в «человеческий капитал» и свойственного капитализму на любом этапе его развития стремлению к увеличению прибыли и активизации инвестиционных процессов. Это противоречие может разрешиться и разрешается с большим или меньшим эффектом в западных странах всеми структурами современного капиталистического государства.

В принципе ни один человек и ни одно общество не обладает обязательным для всех и логически доказуемым пониманием того, что такое социальная справедливость.

Едины экономисты только в понимании потенциальных условий для достижения принципа социальной справедливости. Это достаточно высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы эффективного экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, оказывающая стимулирующее воздействие на эффективный экономический рост и поддержание на минимально приемлемом, достойном для человека уровне жизни неработоспособного населения страны.

Уточнением содержания категории «социальная справедливость» выступает категория социального равенства. Содержание этой категории и четкость в ее определении одобряется большинством экономистов, в отличие от понимания и определения категории «социальная справедливость».

Сущность социального равенства вытекает из понимания того, что люди по своей природе — индивидуальны и различаются своими целями, потребностями, интересами, своим отношением к своей собственной жизни. В рыночной экономике деньги выступают главным результатом в оценке труда большинства людей. Количество денег определяет реальные возможности для удовлетворения всех потребностей, любые из которых также продаются и покупаются за деньги.

Весьма реальным взглядом на понимание равенства вообще в современной рыночной экономике отличается мнение Дж. Гэлбрейта: «Равенство не соответствует ни человеческой натуре, ни характеру и системе экономической мотивации. Всем известно, что люди сильно различаются по тому, насколько они хотят и умеют делать деньги. При этом источником той энергии и инициативы, которые служат движущей силой современной экономики, отчасти является не просто стремление иметь деньги, а желание превзойти других в процессе их зарабатывания».

Вместе с тем наряду с пониманием равенства и неравенства, отражающих индивидуальные различия людей, существуют и понятия социального равенства.

Социальное равенство — это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности.

Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам как каждого человека, гак и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждого человека, государство, если оно представляет интересы всего общества, многократно умножает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счет этого социальные вложения в каждого человека.

Рыночная экономика по своей природе предполагает определенное социальное выравнивание, поскольку рынок с его главным механизмом — конкуренцией, является в определенной мере формой компромисса между его участниками. Все субъекты рыночных отношений — взаимосвязаны: доход одного служит расходом другого и наоборот.

Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что рынок не обеспечивает выравнивания в доходах даже в странах с высоким их уровнем в расчете на душу населения. Степень социальной дифференциации — различна по странам и определяется в основном различиями в занимаемом субъектами месте в производстве и распределении национального дохода, в уровне образования и специальной подготовке, в имущественном положении к периоду вступления в трудоспособный возраст и т.п.

Как правило, для страны с низким уровнем экономического развития характерна резкая дифференциация в доходах. С повышением уровня экономического развития дифференциация в доходах населения сокращается как за счет роста заработной платы всех работающих, так и за счет увеличения реальных возможностей государства для реализации активной социальной политики.

Для измерения степени дифференциации в доходах западная экономическая теория и практика предлагает использовать несколько показателей.

В целях наглядности распределение доходов по группам населения изображают в виде графика, получившего название кривой Лоренца, который демонстрирует величину отклонения кривой реальных доходов от прямой абсолютного равенства.

На графике биссектриса Д делит квадрат пополам и характеризует абсолютное равенство, т.е. каждой из 20% группы населения принадлежит равная 20% доля доходов страны. Такое равное распределение доходов — идеальная возможность, которая практически не может быть реализована. Если бы даже реализацию идеальной схемы распределения денежного дохода удалось бы осуществить, то это разрушило бы мотивации к труду как у предпринимателей, так и у работников.

Однако практически такую схему реализовать невозможно. Попытка реализации социального равенства в советской системе и уравнительного распределения привела к снижению эффективности производства и социальной дифференциации в советском обществе на основе действия механизмов, не связанных с лучшими достижениями в эффективном труде: близости к государственной власти и доступа к распределению дефицитных товаров. В рыночной же экономике все ее механизмы хозяйствования направлены на социальную дифференциацию в обществе.

В реальной жизни доходы распределяются неравномерно. Как правило, меньшей доли населения принадлежит большая часть доходов страны.

Идеальное распределение доходов характеризуется биссектрисой Д, фактическое же их распределение показывает кривая Лоренца — ВСД. Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, чем она имеет более выпуклый характер, тем выше степень неравенства в распределении доходов. На нашем графике кривая Лоренца характеризует дифференциацию в доходах населения экономически развитых стран.

Для современной России кривая Лоренца ОВСД имеет более выпуклый характер, свидетельствующий о существенной дифференциации в доходах населения.

Итальянский экономист К. Джини предложил количественную оценку степени неравномерности распределения доходов или их неравенства, вошедшую в экономическую науку как коэффициент Джини.

Коэффициент Джини исчисляется делением площади ОВСД на площадь прямоугольника ОДЕ, т.е.

Чем больше площадь ОВСД, тем больше величина коэффициента Джини, 1см выше степень неравенства в доходах. Величина коэффициента Джини может изменяться от 0 до 1. Однако она никогда не может достигнуть этих крайних показателей, поскольку «О» означал бы абсолютное равенство, а «1» — абсолютное неравенство.

В экономической науке и социальной политике государства различают 1акие понятия как прожиточный минимум, социальный прожиточный минимум, бедность.

Прожиточный минимум — доход, позволяющий удовлетворять минимальные физические потребности.

Социальный прожиточный минимум — доход, который помимо затрат на удовлетворение минимальных физиологических потребностей, включает расходы на удовлетворение минимальных социальных и духовных запросов, характерных для уровня развития данной страны.

Исследования бедности позволяют заключить, что бедность, как явление социально-экономической жизни, возникает всякий раз, когда при существующих отношениях между субъектами в обществе (наемным работником и работодателем, человеком и различными институтами социальной защиты и т.п.) по поводу формирования основных условий жизнедеятельности человека, семьи, часть населения вследствие различных причин оказывается не в состоянии удовлетворить минимальные потребности, обеспечивающие физическое существование, сохранение работоспособности, продолжение рода.

Бедность выражается в таком материальном положении человека, когда в результате отсутствия необходимых ресурсов (денежных, имущественных, образования, состояния здоровья и т.п.) его жизнь не может поддерживаться на уровне принятых в данном обществе минимальных стандартов.

В зависимости от продолжительности бедности и уровня экономического положения семьи можно выделить несколько ее форм.

1. Временная бедность — обратимое состояние, пребывание в котором не приводит к качественным изменениям в материальном положении и уровне жизни. 2. Застойная бедность связана с необратимыми изменениями в материальном положении и уровне жизни населения и означает сохранение бедности в течение длительного времени и даже возможного в следующих поколениях. 3. Нищета— наиболее острая или крайняя форма бедности, при которой не обеспечивается физиологический минимум потребления.

Рыночные реформы в России внесли существенные изменения в социальную структуру общества, доходы и потребление различных социальных групп. Государственное высвобождение цен от 2 января 1992 г., открытие внутреннего рынка для зарубежных производителей вызвало многократное повышение цен на потребительские товары, обесценило валюту и денежные сбережения населения; жизненный уровень 80% семей снизился более чем в 10 раз, отбросив их за черту бедности. Лишь 2% населения России выиграло за счет рыночных преобразований, образовав слой сверх богатых даже по меркам экономически развитых стран Запада.

Главная особенность дифференциации в доходах населения в годы рыночных преобразований — это в основном отсутствие связи с трудовым вкладом социальных групп с высоким и сверхвысоким доходом в создание национального дохода страны.

Новое в социальной структуре российского общества — появление слоя «открытых» миллионеров, афиширующих свои сверхвысокие доходы.

Социальная дифференциация вызывает резкое негативное отношение к власти и «новым русским». Социологические исследования показывают, что общество готово принять неравенство в доходах, если оно является следствием участия в реальном секторе национальной экономики. Обогащение же незначительной части населения, находящегося у власти, в условиях падения отечественного производства, роста безработицы, перераспределения и без того низких доходов в пользу богатых социальных слоев вызывает резко негативную реакцию большинства населения.

В России, как и в большинстве постсоциалистичесих стран, дифференциация в доходах населения достигла невиданных ранее масштабов. Табл. 13 позволяет в определенной мере сравнить данные о дифференциации в доходах до и после перестройки России и увидеть ее место в этом процессе.

Как видно из приведенных в табл. данных, наихудшие изменения в показателях дифференциации в доходах произошли в результате трансформации социалистической системы в России, Киргизии и Украине.

Когда национальная экономика находится на подъеме, то речь идет о распределении приращения национального дохода между различными группами населения. Разумеется, эта проблема решается легче, чем в условиях спада производства. В периоды экономических кризисов и резкого сокращения производства национального дохода встает более сложная и социально ответственная задача — как распределить потери в национальном доходе между конкретными социальными группами.

Объективная оценка распределения потерь в национальном доходе свидетельствует о том, что эта проблема решена в России в интересах немногочисленной социальной группы за счет обеднения большинства населения страны.

В 1995-2000 гг. почти половина всех денежных доходов присваивалась в России пятой 20-процентной группой населения. Если доходы этой группы рассмотреть детально, то окажется, что большая часть ее доходов приходится не более чем на 2-5% их числа.

Нельзя не заметить и наличия весьма существенной дифференциации в доходах населения, имевшей место в 1970-1980 гг. застоя.

Вместе с тем есть и существенные различия в социальной дифференциации населения современной и России в годы застоя. Если в доперестроечные годы прожиточный минимум был доступен самым низкооплачиваемым слоям населения России, то в 1999-2000 гг. около трети всего населения страны (29,1% в 2000 г.) имели доходы ниже прожиточного минимума.

Финансовый кризис 1998 г. имел неоднозначные последствия для социально-экономического развития России. Потеря сбережений населением страны, обесценение рубля и рост потребительских цен привели к снижению жизненного уровня и покупательной способности большинства населения. Вызванное финансовым кризисом повышение курса доллара способствовало росту национальной экономики. Однако экономический подъем сдерживался ограниченным платежеспособным спросом.

Рассмотрим функции и методы государственного перераспределения доходов.

Рыночные механизмы неизбежно приводят к концентрации денежного дохода у социальных групп, составляющих меньшинство населения страны. В принципе различия в доходах являются следствием неодинакового трудового вклада в создание денежного дохода страны. Одновременно социальные различия в доходах и уровне жизни выступают стимулом для достижения экономически эффективных результатов в труде и переходе в более высокую по уровню жизни социальную группу.

Вместе с тем следует иметь в виду, что социальная дифференциация не является только следствием неравного трудового вклада в национальный доход страны. В современном обществе существует много других причин для обогащения и принадлежности к социальным группам с наивысшей величиной денежного дохода, не связанных с трудовым участием «ради всего общества».

В одной из своих последних работ Дж.К. Гэлбрейт указывает на некоторые источники нетрудовых доходов, способствующих дифференциации в доходах населения. «Немалая часть доходов и богатства достается людям без достаточного или вообще безо всякого социального обоснования, ни за что или почти ни за что с точки зрения вклада в экономику.

Очевидный пример — получение наследства. Другие примеры аналогичного порядка — различные пожертвования, случайные успехи и манипуляции в финансовой сфере. Сюда же относятся вознаграждения, которыми щедро наделяют себя руководители современных компаний, пользуясь предоставленными им полномочиями».

Увеличивают степень дифференциации такие доходы населения, не связанные с трудовыми затратами, как рента от занимаемой административной должности, присвоение средств государственного бюджета и т.п.

Под воздействием совокупности факторов степень социальной дифференциации может достигнуть пределов, преодоление которых способно существенно обострить экономическую и социальную ситуацию в стране.

В учебной литературе недооценивается экономическая функция государственного перераспределения доходов. Суть экономической функции перераспределения доходов в рыночной экономике состоит в возможности достижения сбалансированности между производством и потреблением, т.е. между предложением и спросом. Государственное перераспределение денежных доходов в пользу социальных групп со средним и низким доходом способствует достижению макроэкономического равновесия между производством и потреблением.

Сбалансированность предложения и спроса выступает в качестве одного из основных факторов эффективного функционирования экономики страны, предотвращая экономические кризисы или смягчая их негативное влияние. Так, по расчетам российских экономистов особую роль в формировании экономического роста России в 2000 г. сыграла динамика потребительского спроса. В 2000 г. на рост реальных располагаемых доходов населения пришлось 21% в промышленном росте страны. Этот фактор стал вторым по значимости после темпов роста объема экспорта (70%).

Мировой опыт показывает, что «более широкое и равномерное распределение доходов является наиболее целесообразным с точки зрения развития экономики, так как обеспечивает более стабильный суммарный спрос. И поэтому есть все основания полагать, что чем более неравномерно распределяются доходы, тем меньшую функциональную нагрузку они несут».

Существует много форм и методов поддержания равномерности в распределении доходов. «Однако самым эффективным средством достижения более равномерного распределения доходов остается прогрессивная шкала подоходного налога. Именно она играет важнейшую роль в обеспечении разумного и, можно сказать, цивилизованного распределения доходов».

Перераспределение доходов через государственное финансирование отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, искусство, культура) и бесплатное предоставление социальных услуг населению содержит в себе не только социальную но и экономическую функции. Коммерциализация образования и здравоохранения делает услуги этих сфер деятельности недоступными для социальных групп с низкими доходами.

В условиях все большей значимости в эффективном экономическом росте человеческого капитала, национальная экономика несет в такой ситуации огромные экономические потери. Доступность образования и здравоохранения для средне- и низкооплачиваемых семей за счет бюджетного финансирования этих услуг, с одной стороны, решает проблемы чисто экономического порядка, с другой стороны, способствует реализации принципа социального равенства.

Чисто социальной функцией государственного перераспределения доходов можно признать оказание денежной и различного рода другой помощи инвалидам, детям-сиротам, всем, кто в силу сложившихся условий нуждается в помощи государства в самых минимальных размерах.

Особое место занимают трудовые пенсии. Было бы ошибочным относить их к категории чисто социальной помощи. Трудовые пенсии — это плата человеку за вложенный им в течение всей трудовой жизни вклад в создание национального дохода своей страны. Этот вид социальной услуги государства имеет экономическое значение: от того, сколько и как платят пенсионерам за их многолетний труд, зависит характер трудовой занятости и активности следующих за пенсионерами поколений.

Государство располагает множеством форм и методов перераспределения доходов. Вполне ясно, что возможности перераспределения определяются общим объемом национального дохода страны. Если реальный сектор экономики страны не работает или темпы экономического роста страны незначительны, то и доходная часть государственного бюджета мала, а расходы государства ограничены этими доходами. Усугубляет проблему перераспределения доходов огромная внешняя задолженность страны.

Перераспределение доходов государство осуществляет посредством налогового, денежно-кредитного механизмов, а также трансфертными платежами, т.е. прямой выплатой денег как физическим, так и юридическим лицам.