Межстрановая миграция населения имела место всегда и объяснялась самыми различными причинами как экономического, так и внеэкономического характера.
Особенностью современной системы мирового хозяйства является формирование мирового рынка труда. Это означает, что при возрастании общих масштабов миграции населения основная роль стала принадлежать миграции рабочей силы, а главная причина — поиски места работы, т.е. экономический фактор.
Миграция рабочей силы обусловлена объективными факторами и взаимосвязью экономических интересов стран.
Подъемы и спады производства не совпадают по странам. Вследствие этого уровень безработицы и спрос на рабочую силу различаются по странам, что и определяет экономическую целесообразность межстрановой миграции рабочей силы.
Особенностями второй половины XX в. являются возрастание масштабов миграции и вовлечение в эти процессы все большего количества стран. Они были обусловлены такими объективными причинами, как углубление разрыва в уровнях экономического развития стран и вызванные этим различия в уровнях оплаты труда; повышение значимости качественных характеристик рабочей силы и стремление развитых стран сэкономить на подготовке высококвалифицированных специалистов (процесс, получивший название «утечка умов»); развитие информации, средств транспорта и связи, облегчающих передвижение населения; усиление деятельности транснациональных корпораций, способствующих повышению степени мобильности рабочей силы и выравниванию технико-экономических условий ее использования; быстрое распространение достижений научно-технического прогресса во всем мире, что ведет примерно к одинаковым требованиям в подготовке кадров и облегчает их движение между странами.
В мировой экономике второй половины XX в. четко прослеживаются два периода, отличающиеся своими закономерностями в движении рабочей силы. Первый период — до распада социалистической системы хозяйства и второй — после этого распада.
В 1960-1975 гг. первого периода центром притяжения иностранной квалифицированной рабочей силы были США. Сюда направлялся основной ее поток из развивающихся стран. Несмотря на то что мировой общественностью процесс «перекачки умов» осуждался, он происходил на взаимной экономической заинтересованности. Совокупный выигрыш от «перекачки умов» одних только США оценивался в 6 млрд. долл. ежегодно (в ценах 1975 г.).
Несмотря на экономические и социальные потери от выезда за рубеж высококвалифицированных специалистов, развивающиеся страны в силу объективных обстоятельств (рост иностранной задолженности, отсутствие рабочих мест для высококвалифицированных работников и др.) вынуждены были расценивать миграцию как важный источник поступления валюты (путем переводов части заработков эмигрантов на родину) и средство снижения безработицы среди специалистов.
По данным ЮНКТАД, суммарный объем переводов средств только в 10 развивающихся странах (Бангладеш, Египет, Иордания, Индия, ИАР, НДРИ, Пакистан, Судан, Филиппины и Шри-Ланка) — основных экспортеров рабочей силы — возрос с 1,6 млрд. долл. в 1975 г. до 11,5 млрд. долл. в 1982 г., а его отношение к совокупному импорту этих стран возросло соответственно с 8% до 26%. В 80-е годы рассматриваемого периода возникают новые тенденции в направлении, количестве и качестве миграции рабочей силы. Нефтяной бум в странах ОПЕК вызвал спрос на малоквалифицированную рабочую силу.
Второй послевоенный период, начавшийся с распадом социалистической системы хозяйства, характеризуется существенными изменениями в составе и масштабах миграции рабочей силы. Наряду с традиционными потоками рабочих-мигрантов в Западную Европу, США, арабские государства Персидского залива появились новые регионы, располагающие огромным количеством потенциальных мигрантов. Это страны Центральной и Восточной Европы, бывшего СССР, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Введение в бывшем СССР закона о свободном выезде и опасение резкого роста эмиграции поставили вопрос о заключении двух- и многосторонних договоров между западными странами и странами СНГ.
В 1991 г. принято Шенгенское соглашение, по которому для польских эмигрантов не требуется виза для въезда в Германию, Бенилюкс, Францию, Испанию и Португалию. Однако въезд ограничивается наличием свободных рабочих мест и сложностями их получения. Аналогичные соглашения готовятся для Венгрии, Чехии и Словакии.
По мнению Международной организации труда (МОТ), для граждан из бывшего СССР необходимо ввести ограничения для въезда в страны ЕС. Однако для молодежи с высокой профессионально-технической подготовкой существуют более благоприятные условия получения работы и визы на въезд. Западные страны не хотят принимать неквалифицированную рабочую силу, хотя и испытывают потребность в заполнении свободных рабочих мест с тяжелой и вредной работой.
Новые индустриальные страны (Республика Корея, о. Тайвань, Сингапур и др.) предпочитают не импортировать неквалифицированную рабочую силу, а вывозить капитал и создавать предприятия там, где имеется дешевая рабочая сила.
Законодательствами социалистических стран запрещалась миграция рабочей силы в капиталистические страны. Между самими социалистическими странами незначительные по численности передвижения рабочей силы имели место. Однако и они строго регулировались и носили по существу разовый характер.
В бывшем СССР привлекались малоквалифицированные рабочие (в незначительных количествах) из Вьетнама и НДРК. Ситуация существенно изменилась после распада СССР. Россия и бывшие республики СССР превратились в экспортеров рабочей силы в капиталистические страны. По оценкам МОТ, Советский Союз стал главным поставщиком мировых рынков труда квалифицированной рабочей силы, готовой получить работу за низкую заработную плату.
Начиная с 1992 г. возросло движение рабочей силы из бывших национальных республик в Россию. В целях защиты национального рынка труда, обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство с декабря 1993 г. в соответствии с Указом Президента РФ трудовая миграция стала регулироваться на основе разрешений на привлечение в Российскую Федерацию иностранных работников.
В настоящее время в Российскую Федерацию на работу прибывают мигранты из всех без исключения республик бывшего СССР. Но доля каждой из них в трудовой миграции неодинакова. Самый большой поток рабочей силы идет из Украины (74,6%) — около 3/4 общей миграции из стран ближнего зарубежья. Мигранты из Белоруссии составляют около 8 %, на долю всех других 12 республик бывшего СССР приходится 17,5% трудовой миграции в Россию.
В целом для России иностранные рабочие не оказывают сколько-нибудь значительного влияния на рынок рабочей силы. Их доля в общей численности занятых составляет около 0,13%. Однако в численности отдельных производств Севера России доля работников из республик бывшего СССР (в основном Украины и Белоруссии) составляет от 50 до 95%.
Взаимоотношения на мировом рынке труда регулируются заключением договоров и контрактов на уровне государств, а также уполномоченных на их заключение международных организаций.
Много функций по регулированию международных отношений на рынке труда выполняет МОТ, созданная в 1919 г. при Лиге Наций. В настоящее время МОТ является специализированным учреждением ООН, занимающимся выработкой конвенций и рекомендаций по трудовому законодательству.
Каким бы ни было отношение отдельных государств, политиков и общественных организаций к проблемам межстрановой миграции рабочей силы, с позиций международных экономических отношений и развития мирового хозяйства повышение степени мобильности рабочей силы расценивается как прогрессивный процесс, способствующий реализации социально-экономического интереса мирового сообщества в целом.
Для повышения степени прогрессивности этого процесса необходимы разработка и реализация системы мер, направленных на выравнивание условий воспроизводства рабочей силы и труда. Национальная изоляция в области производства, образования, науки и культуры в современных условиях препятствует экономическому и социальному прогрессу. Понимание практической значимости решения этой проблемы позволяет более эффективно интегрировать национальную экономику в мировую хозяйственную систем).