Эволюция теоретических взглядов на причины и пути преодоления слаборазвитости


Существует множество теорий и концепций, объясняющих экономическую слаборазвитость. Так, в литературе встречаются концепции, утверждающие, что слаборазвитость имеет внеисторическую природу, она предопределена для некоторых стран и народов. Согласно нм, эти нации как неисторические обречены на отсталость, и сама постановка о возможности преодоления слаборазвитости выглядит неправомерной. Такие концепции не оставляют надежды выбраться из нищеты.

До распада СЭВ развивались две концепции понимания слаборазвитости и причин ее преодоления. Эти концепции формировались во второй половине XX в. под влиянием политического противостояния двух мировых систем. В ряде освободившихся стран выбор политического и экономического развития решался войной (Вьетнам, Корея).

Экономисты стран СЭВ и особенно СССР объясняли слаборазвитость следствием колониальной зависимости. Единственным же путем преодоления экономической отсталости советские обществоведы считали социалистический путь на основе национализации средств производства и государственного директивного планирования. В этих целях усиленно пропагандировался социалистический путь развития в СССР и особенно преодоление экономической отсталости национальных республик СССР, находившихся к моменту Октябрьской революции на стадии феодального развития.

В советской экономической литературе проблематика отношений между развивающимися и промышленно развитыми капиталистическими странами всегда связывалась с такими категориями, как империалистическая эксплуатация, колониализм и неоколониализм, антиимпериалистическая борьба и т.д. Западные обществоведы объясняли экономическую отсталость бывших колоний факторами исторического характера. К числу основных факторов, определяющих слаборазвитость, они относили высокий естественный прирост населения и неспособность установить контроль за рождаемостью, скудость природных ресурсов для развития промышленности, историческую нищету в сочетании с безграмотностью и отсутствием реальных условий для образования сбережений.

Естественно, наиболее эффективным путем преодоления экономической отсталости западные экономисты считали капиталистический путь развития на основе формирования рыночной модели хозяйствования западного типа. При этом разрабатывались и предлагались к реализации самые различные модели преодоления отсталости.

Так, ряд теорий, основанных на монетаризме, доказывают возможность экономического успеха на базе политики государственного невмешательства в рыночную экономику слаборазвитых стран. Широкое распространение получили попытки создания и реализации универсальных программ преодоления экономической отсталости в целом для всей подсистемы развивающихся стран.

Среди западных теоретиков имела хождение теория «узких мест», преодоление которых, по замыслу ее авторов, сможет открыть перспективы для успешного развития. При этом узкие места находили как внутри развивающихся стран, так и вне их.

Теории, отдающие приоритет внешнеэкономическим факторам, оказали большое влияние на программы установления нового международного экономического порядка. Новый международный экономический порядок представляет собой комплекс требований развивающихся стран по изменению международных экономических отношений (зафиксирован ООН в 1974 г.)» К числу основных требований к развитым странам относились установление «справедливого» соотношения цен на сырьевые и промышленные товары, смягчающего разницу в низких ценах на экспортируемое развивающимися странами сырье и импортируемые ими по высоким ценам промышленные товары; аннулирование долгов наиболее отсталых стран и облегчение условий их погашения для отсталых развивающихся стран; создание системы передачи развивающимся странам прогрессивной технологии и др.

Бывшие социалистические страны широко пропагандировали и поддерживали требования развивающихся стран, содержавшиеся в новом международном экономическом порядке. Капиталистические же страны в целях реализации этих требований предлагали странам социализма передавать в соответствующие фонды фиксированную долю валового национального продукта. Правительства социалистических стран отвергали эти предложения, обосновывая свой отказ тем, что социалистические страны не несут ответственности за возникновение и сохранение экономической отсталости бывших колоний.

С середины 50-х до начала 80-х годов экономические и политические взаимоотношения развитых капиталистических стран со своими бывшими колониями осуществлялись на основе неоколониальной политики. Это период, когда наблюдались массовые проявления колониальных методов давления на развивающиеся страны. Существенным фактором, оказывающим воздействие на реализацию неоколониальной политики, была социалистическая система хозяйства, и в том числе СССР, активно боровшегося за присоединение освободившихся стран к социалистической системе,

В противовес социалистической пропаганде западные государства разрабатывали теории, реализация которых позволяла бы оставить развивающиеся страны в рамках мировой капиталистической системы хозяйства. В экономической литературе эти теории получили название неоколониалистских.

В их разработке участвовали многие западные обществоведы и эксперты. Неоколониалистские теории постоянно видоизменялись, обновлялись, дополнялись вместе с изменением социально-экономической ситуации в мире. Так, теории трансформации капитализма, смешанной экономики, обновляясь, перерастали в теории партнерства, гармонии интересов и т.п.

В СССР в эти годы накапливается масса экономической и политической литературы, критикующей предлагаемые западными странами программы реформирования экономики развивающихся стран.

С распадом мировой системы социализма политическая и социально- экономическая ситуация изменилась. На эти изменения повлиял не только распад системы социализма, но и огромные экономические достижения в Японии, Республике Корея, Индии, Китае, в ряде стран Латинской Америки.

Под воздействием новых явлений в мировой экономике система неоколониальной зависимости стран «третьего мира» уступает место качественно новой модели их взаимодействия с развитыми странами. Эта новая модель основана на экономических законах рыночного хозяйства с более полным учетом реальной социально-экономической ситуации каждой из слаборазвитых стран. Само же понятие «неоколониализм» уходит в прошлое и может быть употребляемо для характеристики определенного исторического этапа в развитии международных экономических отношений.

Одной из главных особенностей современного мира следует признать устранение с распадом социалистической системы хозяйства политического противостояния и идеологического противоборства двух систем. Это не значит, что в мире в экономических взаимоотношениях наступила «всеобщая гармония».

Формирование однотипных экономических отношений, базирующихся на частной собственности на средства производства, вызывает необходимость создания качественно иных механизмов международных отношений вообще и в том числе между развитыми и развивающимися странами. Основу этих механизмов определяют законы рыночного хозяйства, где обязательными условиями являются взаимовыгодное сотрудничество и конкуренция.

Одновременно претерпевает изменения и подход стран мира к финансовой и материальной помощи беднейшим странам. Все более осознается, что бедность — глобальная проблема. Она воздействует на весь мир через болезни, деградацию человека, ухудшение экологической ситуации на Земле (в частности, через сжигание лесов из-за отсутствия других источников энергии). Нельзя также недооценивать, что «третий мир» постепенно превращается в зону новой военной опасности. При разрыве в доходах на душу населения в 40 раз по сравнению с развитыми странами военные расходы в развивающихся странах сравнялись с развитыми странами.

Преодолевая политическое и идеологическое противостояние двух систем, мировое сообщество не может избежать экономической конкуренции и борьбы за рынки сбыта между развитыми странами и вырвавшейся из экономической отсталости периферии. В интересах всего мирового сообщества — найти компромисс во взаимодействии интересов и не допустить военного передела мирового рынка.

Необходимо также отметить, что тенденция к выравниванию уровней экономического развития отвечает интересам как развивающихся, так и развитых стран мира. Это объясняется многими факторами и прежде всего тем, что относительное равенство в уровнях среднедушевого производства национального дохода означает и примерное равенство структуры потребностей населения, а также спроса стран на факторы производства — технику, технологию, рабочую силу. А относительное равенство в структуре потребностей и спроса создает наилучшие условия для расширения международного экономического обмена на взаимовыгодной основе.

Как уже отмечалось, универсальной программы преодоления отсталости нет и не может быть — страны, составляющие развивающуюся подсистему, различны не только по степени бедности. Они уникальны своей цивилизацией, социокультурным своеобразием. Стремление к реализации универсальных программ преодоления слаборазвитости привело бы к уничтожению неповторимости национальных культур, от чего весь мир стал бы беднее духовно.

Вместе с тем обобщение опыта развития Японии, новых индустриальных стран, Китая, стран Латинской Америки, вырвавшихся в большей или меньшей мере из экономической отсталости, позволяет прийти к некоторым выводам, полезным как для других развивающихся стран, так и для мирового сообщества в целом.

Как бы отрицательно ни относится к темпам экономического роста, отдавая предпочтение «качеству жизни» в сравнении с темпами роста экономики, последние остаются единственным средством для преодоления экономической отсталости. Экономика просто не имеет других путей для радикального решения социальных задач, повышения доходов и потребления основной массы населения. Экономически развитые страны, достигшие высокого уровня потребления, могут ставить перед собой задачи стабилизации или даже замедления темпов экономического роста в целях повышения качества жизни и улучшения экологической среды.

Для многих развивающихся стран стоят задачи создания огромного количества рабочих мест и решения проблем элементарного питания. Как показывает статистика, все страны, вышедшие в группу «развитых» в общем числе развивающихся, достигли экономических успехов за счет высоких темпов экономического роста в течение продолжительного времени. Достижение высоких темпов экономического роста для всех без исключения развивающихся стран, достигших экономического успеха, являлось приоритетной целью. Япония, Республика Корея, о. Тайвань, а позднее Китай избрали модель сбалансированного роста.

Под моделью сбалансированного экономического роста понимается последовательный переход в развитии от сельского хозяйства к легкой промышленности, к тяжелой промышленности, к точным технологиям; переход от трудоемкого к капиталоемкому, а затем — наукоемкому производству; переход от политики импортозамещения к политике экспортной экспансии; стимулирование рыночных отношений.

Под моделью несбалансированного экономического роста понимается приоритетное развитие тяжелой промышленности за счет сельского хозяйства и легкой промышленности; ориентация на капиталоемкое развитие; развитие в режиме импортозамещения; подавление рыночных отношений. Это особенно очевидно при сравнении двух стран, одинаково разоренных войной, бедных, одной культуры и национальной принадлежности — Южной и Северной Кореи. Все экономисты, исследующие факторы экономического роста Японии, новых индустриальных стран, указывают на два основных, характерных для всей этой группы: научно-технический прогресс и эффективная экономическая политика государства.

Обеспечить экономический подъем в стране сегодня невозможно без эффективной реализации мировых достижений научно-технического прогресса. Для успешного решения проблем научно-технического прогресса необходимы как минимум два предварительных условия:

1) наличие хорошо обоснованной государственной программы развития научно-технического прогресса и механизма ее реализации;

2) повышение образовательного уровня всего населения, без чего невозможно эффективное использование современной сложной и дорогостоящей техники.

Опыт развивающихся стран, достигших выдающихся результатов в экономическом развитии в послевоенные годы, позволяет сделать вывод о том, что государство не должно отдавать исключительно рыночной стихии организацию начальных этапов модернизации и экономических реформ. В странах, где правительство устранялось от управления процессами в начальный период модернизации экономики, «невидимая рука рынка» не срабатывала.

Так, экономические преобразования в Республике Корея правительством Ли Сын Мана (1960 г.) не принесли успеха именно в связи с выбором пассивной государственной стратегии, которая объясняется отрицательным отношением этого политика к идее государственного регулирования, видевшего в ней проявление коммунистической идеологии. По такой же причине провалились реформы в Уругвае и во многих других странах Латинской Америки.

По мере укрепления рыночной экономики, создания рыночной инфраструктуры государство постепенно уменьшает воздействие на экономику, уступая инициативу рыночным механизмам и частному сектору хозяйства.

Однако успех государственного регулирования в начальные периоды реформирования определяется хорошо продуманной и экономически обоснованной стратегией развития страны, а также выработкой механизмов реализации этой стратегии.

При экономически малограмотном вмешательстве государства в экономику на любых этапах ее реформирования вред велик и последствия трудно предсказуемы.

Заглядывая в будущее развивающихся стран, некоторые экономисты- эксперты ожидают в ближайшие два с половиной десятилетия (до 2020 г.) определенного прироста доли этих стран в мировом хозяйстве и международной торговле. Однако их взгляды на уменьшение разрыва в уровнях экономического развития между центром и периферией мирового хозяйства весьма пессимистичны.

Дело, прежде всего, заключается в том, что разрыв исчисляется сегодня двухзначными цифрами. Кроме того, для ускорения экономического роста развивающиеся страны нуждаются в притоке иностранного капитала и технологий. Но нынешняя тенденция в развитии указанных процессов складывается не в пользу периферии, и эта тенденция вряд ли изменится.

Что касается России и других стран бывшего СЭВ, то они пока не могут быть отнесены к группе развивающихся стран, а тем более отсталых. Все эти страны до социально-экономического кризиса, связанного с переходом к рыночной модели хозяйствования, относились к странам со средним уровнем экономического развития. Снижение данного показателя в результате спада производства не дает основания относить Россию и страны бывшего СЭВ к группе развивающихся стран.

Существует множество других качественных показателей, которые позволяют относить их к странам со средним уровнем экономического развития. Конечно, многое будет зависеть от того, как долго будет длиться переходный период и не растеряют ли эти страны те качественные показатели (образование, структура хозяйства, состояние науки и др.), которые позволяют пока относить их к среднеразвитым странам.

Однако от того, насколько затянется процесс реформирования в бывших социалистических странах и как скоро экономика начнет возрастать, зависит и их переход или к развитым, или к развивающимся странам.

Анализ экономического развития стран «третьего мира» последних лет показывает, что процесс их расслоения продолжается. Ряд развивающихся стран благодаря быстрому экономическому росту в начале 90-х годов вошли по величине среднедушевого производства национального дохода в группу развитых: Гонконг, Сингапур, Катар, Кувейт, ОАЭ, Багамы, Бермуды; другие вплотную к ней приблизились: Республика Корея, о. Тайвань, Саудовская Аравия.

В то же время исчисляемая десятками группа развивающихся стран топталась на месте или деградировала, испытывая огромные социально-экономические перегрузки из-за глубочайшей отсталости, отсутствия сил и средств для приобщения хотя бы к устаревшим достижениям научно-технического прогресса. По оценке западных и отечественных экономистов, сегодня бедность этой группы стран меньше всего является следствием эксплуатации метрополиями.

Она вызвана их неспособностью воспринимать перемены, навязываемые извне, противостоять внешним формам конкуренции, диктуемым мировой системой, или, иначе говоря, играть по правилам, принятым в капиталистических странах, их неумением преодолевать последствия демографического роста и перенаселения городов.