Международный рынок капиталов


Любая экономическая система в условиях рынка не может развиваться без хорошо организованного денежно-финансового обслуживания.

Проблема международных валютных и финансовых отношений — большой и многоаспектный, относительно самостоятельный раздел экономической науки. Он включает в себя вопросы конвертируемости валют и валютных курсов, валютных рынков, налоговых и таможенных отношений, рынков капиталов, видов международных расчетов, международных финансово-кредитных институтов и др.

Международная миграция капитала обусловлена международным разделением труда и формированием мировой системы хозяйства. Вместе с тем денежный капитал приобретает все более самостоятельное движение, оказывая огромное обратное влияние на развитие рынков товаров, услуг и рабочей силы. Интернационализация денежно-кредитных рынков в последние годы происходит быстрее интернационализации производства. Ускорению этого процесса способствует рост операций транснациональных корпораций.

Капитал вывозится в двух основных формах: предпринимательской и ссудной.

Предпринимательский капитал, в свою очередь, вывозится в виде прямых (создание за рубежом собственного производства или покупка контрольного пакета акций местной компании) и в виде портфельных инвестиций (денежные вложения, не достаточные для установления контроля).

Ссудный капитал — это вывоз за рубеж особого товара — денег. Ссудный капитал вывозится в качестве займов, кредитов. Целью таких операций является получение прибыли на капитал в виде процентов.

В последние годы явно обнаружилась тенденция к ускоренному росту прямых иностранных инвестиций. Основные экспортеры прямых инвестиций — страны Западной Европы и США. Заметно активизируется Япония и опробывает свой путь Республика Корея.

Экономически развитые страны заинтересованы в экспорте предпринимательского капитала: создавая в других странах производственные филиалы, они получают возможность для экспорта своих товаров, преодоления таможенных барьеров, использования зарубежных рынков.

Существенные изменения произошли в географии экспорта предпринимательских капиталов. Если в первой половине XX в. основными импортерами капиталов были колонии и зависимые страны, то в послевоенный период подавляющая часть инвестиций приходится на экономически развитые страны. И дело не в политической независимости колоний, а в изменившихся условиях экономического развития под влиянием НТР.

Возникновение наукоемких отраслей требовало высококвалифицированного труда и емких развитых рынков сбыта. Развивающиеся страны не имели таких условий. Усиление движения капиталов между экономически развитыми странами способствовало углублению международных хозяйственных связей и дальнейшему развитию мировой системы хозяйства.

Миграция капиталов осуществляется как между основными центрами современного капитализма (США — Западная Европа — Япония), так и между отдельными странами, а также аналогичными отраслями различных государств.

Официальная статистика фиксирует лишь межгосударственную миграцию капиталов. Помимо государственных каналов имеет место и движение капиталов по внутрикорпорационным каналам, не охваченное официальной статистикой.

Новые тенденции в движении капиталов наблюдаются в последние годы между развивающимися и экономически развитыми странами.

Экспортерами капитала стали некоторые развивающиеся страны, прежде всего нефтедобывающие страны-члены ОПЕК, что усиливает экономические взаимосвязи между этими двумя группами стран.

Мировой рынок ссудных капиталов есть не что иное как взаимодействие и переплетение национальных рынков ссудных капиталов. С функциональной точки зрения мировой рынок ссудных капиталов представляет собой систему рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение ссудного капитала между странами. Иначе говоря, мировой рынок ссудных капиталов выступает как совокупность спроса и предложения на особый товар — деньги заемщиков и кредиторов разных стран.

С институциональных позиций мировой рынок ссудных капиталов — это совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые совершается рыночное движение ссудного капитала между странами в зависимости от спроса и предложения на него.

Субъектами международных кредитных отношений могут выступать как правительства государств в лице уполномоченных на то организаций, так и отдельные предприятия и крупные объединения.

Каждая страна может быть одновременно заемщиком и кредитором денег.

После Второй мировой войны было создано несколько международных специализированных чисто экономических учреждений, деятельность которых направлена на осуществление денежно-кредитных операций.

Наиболее крупными среди них являются Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Обе международные организации были созданы в июле 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции (США). Начало деятельности этих специализированных организаций ООН было определено конференцией с декабря 1945 г. Определенную роль в МВФ и МБРР играли промышленно развитые страны, ставившие перед собой задачи всемирного характера.

Однако Советский Союз (хотя и принимавший участие в Бреттон-Вудской конференции) не присоединился к решениям конференции по политическим мотивам и увлек за собой страны с директивно-централизованной экономикой. Сегодня число бреттон-вудских организаций возросло с 44 в 1945 г. до более чем 180 стран. Их число пополнилось и за счет бывших социалистических стран, в том числе России.

Вместе с тем влияние экономически развитых стран на деятельность этих учреждений является определяющим, поскольку речь идет об организациях, располагающих собственными ресурсами: Мировой банк — капиталом, Мировой валютный фонд — долевыми взносами стран-участниц. Вклад каждой страны в ресурсы этих организаций определяет ее право голоса в каждом из них. В зависимости от денежного вклада наибольшее число голосов принадлежит США — 19,42%, Японии — 5,52%, ФРГ — 5,49%, Франции и Великобритании — по 5,27 %.

Такая система взвешенного голосования существенно отличается от порядка, действующего в ООН и ЮНКТАД, где каждая страна независимо от ее экономического потенциала располагает лишь одним голосом.

Для принятия ответственных решений в бреттон-вудских органах требуется большинство голосов, а право вето принадлежит США или странам ЕС, если они встают на единую позицию.

Чтобы немного выровнять положение развитых и развивающихся стран в управлении деятельностью органов Бреттон-Вудса, в 1974 г. были созданы две новые организации: Временный комитет МВФ, состоящий из более чем 20 представителей стран-членов на уровне министерств и отслеживающий изменения в международных валютных отношениях; общий для МВФ и Мирового банка министерский комитет по развитию, призванный заниматься проблемами перевода денежных средств в развивающиеся страны.

Рассмотрим роль и основные функции организаций Бреттон-Вудса.

Главная роль этих организаций при их создании заключалась в мобилизации финансовых усилий для восстановления и реконструкции разрушенных в результате Второй мировой войны хозяйств входящих в эти организации стран. По мере укрепления экономики и развития этих международных организаций их функции расширяются.

Основная функция МВФ состоит сегодня в поддержании стабильности в международных валютных отношениях, чтобы способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и достижению на этой основе высокого уровня занятости и доходов. Стабильность в международных валютных отношениях поддерживается доверием в валютных отношениях между государствами, международным сотрудничеством и уменьшением степени несбалансированности платежных балансов.

Для достижения своих целей МВФ выработал «кодекс поведения» (который обновлялся со временем) и следил за соблюдением правил этого кодекса каждым из государств-членов. Эти правила в особенности касаются валютного курса и конвертируемости валют, свободы платежей по текущим операциям. Для выполнения данной роли МВФ подвергает регулярному анализу экономическую, финансовую и валютную политику каждого из государств-членов.

МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежного баланса. Он может позволить им прибегнуть к «заимствованиям» на основе средств фонда в конвертируемой валюте, т.е. воспользоваться возмещаемыми впоследствии кредитами. Эти заимствования предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом.

Следовательно, МВФ располагает финансовым механизмом, позволяющим отклонить в необходимую сторону экономическую политику стран, которые испытывают серьезные трудности в урегулировании сальдо своих платежных балансов. Некоторые европейские страны прибегали к его поддержке в 50-е годы и вследствие первого нефтяного кризиса. С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена на странах, испытывающих проблемы структурной задолженности, т.е. на большинстве стран «третьего мира».

С начала 60-х годов создана примыкающая к МВФ «Группа десяти», объединяющая 10 ведущих экономически развитых стран (США, ФРГ, Великобританию, Францию, Италию, Японию, Бельгию, Голландию, Швецию и Швейцарию). Эта группа приняла Генеральное соглашение по займам, в соответствии с которым она передает в распоряжение МВФ дополнительные финансовые ресурсы для разрешения трудностей международной валютной системы.

«Группа десяти» сыграла важную роль в анализе функционирования международной валютной системы и в урегулировании валютных кризисов в 60-х годах. Она осуществляла мобилизацию ресурсов для увеличения финансовых средств МВФ. Постепенно она уступила свое официальное место в координации действий и подготовке реформ более представительным организациям, включающим развивающиеся страны («Группа двадцати» — в начале 70-х годов, затем с 1974 г. — Временный комитет), или же более тесным объединениям («Группа пяти» с середины 70-х годов).

Международный банк реконструкции и развития, чаще называемый Мировым банком, начал функционировать в 1946 г. Главная задача банка — предоставление пострадавшим от войны странам долгосрочных кредитов на восстановление их экономики, а также гарантирование частных займов за границей. Уставный капитал Мирового банка был определен в 10 млрд. долл. и разделен на 100 тыс. акций по 100 тыс. долл. каждая. Акции распределялись между странами-членами в соответствии с их квотами в МВФ.

Взносы производились в размере 20% от суммы подписки, чтобы создать ресурсы, необходимые для работы МБРР. Остальные 80% подлежали уплате по требованию МБРР; 20% оплаченного капитала вносились в золоте и 80% — в национальной валюте. Кроме собственного капитала МБРР пользуется также заемными средствами, которые он привлекает путем выпуска облигационных займов, приобретаемых инвестиционными трестами, банками, страховыми и финансовыми компаниями, а также частными инвесторами. Большую часть займов МБРР предоставляет из средств, полученных им от размещения на рынке капиталов своих облигационных займов.

До 60-х годов Мировой банк предоставлял кредиты только развитым капиталистическим странам. В дальнейшем они стали предоставляться развивающимся странам Африки, Азии и Латинской Америки. Для кредитования развивающихся стран Мировой банк создал два филиала. В 1956 г. — Международную финансовую корпорацию (МФК), основной функцией которой является мобилизация национальных и иностранных капиталов для развития частного сектора в «третьем мире», а в 1960 г. — Международную ассоциацию развития (MAP) для оказания помощи самым бедным странам на привилегированных условиях (сверхдолгосрочные и беспроцентные ссуды из средств, внесенных богатыми странами).

Мировой банк и его филиалы своими кредитами пытаются содействовать экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, повышению эффективности их хозяйствования, росту занятости и доходов населения. Предоставляя кредиты развивающимся странам, Мировой банк и его филиалы выступают в роли экономических советников, а также стимулируют инвестиции из других источников. Кредиты развивающимся странам предоставляются в основном под строительство железных и автомобильных дорог, мостов, электростанций.

Сам же Мировой банк предоставляет кредиты исключительно платежеспособным заемщикам и в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокоэффективные проекты. Он заимствует свои ресурсы на финансовых рынках развитых стран, и поэтому его кредиты также предоставляются на рыночных условиях.

Мировой рынок капиталов имеет и определенную географическую локализацию. В качестве ведущих международных центров определились Нью-Йорк (эмиссия акций и облигаций, торговля ценными бумагами), Лондон (европейский финансовый центр, занимающий ведущее место по объему международных валютных, депозитным и кредитных операций), Цюрих и Франкфурт-на-Майне (операционные долгосрочные кредиты), Люксембург (краткосрочные и среднесрочные кредитные операции).

В последнее время повышается значение Токио как международного финансового центра. Среди новых финансовых центров можно выделить Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Панаму, Багамские, Каймановы, Антильские острова. Они получили название «офф-шор», что говорит об отсутствии их тесной связи с местной экономикой. Многие из них имеют льготные налоговые и валютные режимы, что привлекает транснациональные банки и корпорации. Здесь часто лишь регистрируются финансовые сделки, совершаемые в других частях света.

Развитие мирового рынка капиталов противоречиво и подвержено непредвиденным изменениям. Вместе с тем в его развитии можно выделить две тенденции: взаимопроникновение национальных рынков капиталов под влиянием повышения степени интернационализации производства; вмешательство государств во внешнеэкономическую деятельность и ослабление рыночных механизмов в распределении финансовых ресурсов между странами, что ограничивало вывоз частного ссудного капитала.

В последние десятилетия в развитии мирового рынка ссудных капиталов получила преобладающее развитие первая тенденция, способствовавшая усилению процессов интернационализации в финансовой сфере, что служит отражением реальных процессов в мировом хозяйстве. Объективные потребности мирового хозяйства предопределили возникновение в 60-е годы еврорынка — международного рынка ссудных капиталов.

Еврорынок — это совокупность денежных средств, представляющих собой ссудный капитал за пределами национальных границ и не подлежащих контролю со стороны государственных органов.

Евродоллар, швейцарский еврофранк, немецкая евромарка — это одноименные валюты на счетах банков, которые находятся не в США, Швейцарии или Германии, т.е. не на родине этих валют.

Международные и национальные фирмы, имеющие свободные суммы в конвертируемой валюте, могут в любое время обменять их на любую валюту и вкладывать на определенный срок в банк любой другой страны.

Масса денег, находящихся в обращении, постоянно растет. Эти деньги благодаря усовершенствованию средств связи быстро перемещаются из одной страны в другую в зависимости от величины процентной ставки и соотношения курсов валют.

Обобщение международной практики рынка ссудных капиталов позволяет выделить три его основные функции: 1) перераспределение; 2) экономия издержек обращения; 3) концентрация и централизация ссудных капиталов.

Фактором, осложняющим международные отношения на мировом рынке ссудных капиталов, является огромная кредитная задолженность развивающихся стран. Отрицательное воздействие данной проблемы на динамику мировой системы в целом очевидно. Это прежде всего замораживание части средств и существенное падение покупательной способности большой группы стран, что отрицательно влияет на объем внешней торговли и национальной промышленности, испытывающей нехватку импортного оборудования.

В 80-е годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. Вначале она возникла перед развивающимися странами. С конца 80-х годов к ним добавились страны Центральной и Восточной Европы, а после распада СССР — и его страны-преемницы. В целом в задолжниках Запада в настоящее время насчитывается свыше 140 государств. Огромна и сама задолженность: по данным Мирового банка, из всей суммы 89% приходится на развивающиеся страны, 11% — на бывшие восточноевропейские социалистические, или, по международной терминологии, трансформирующиеся, страны (из них долг России — 4%).

Главная причина неплатежеспособности развивающихся стран связана с трудностями преодоления социально-экономической отсталости, неспособностью к рациональному использованию кредитов, коррупцией, отсутствием необходимых реформ, политической воли и условий для их реализации.

Задолженность стала тормозом развития мировой экономики и предметом постоянного обсуждения самих ведущих стран Запада, являющихся одновременно и основными кредиторами. Для обсуждения проблем кредитного долга и выработки согласованных решений был создан Парижский клуб — неформальная организация промышленно развитых стран, работавшая вначале эпизодически, а впоследствии превратившаяся в активную и весьма авторитетную структуру как у стран-кредиторов, так и у стран-должников под эгидой ЮНК-ТАД.

Действуя через Парижский клуб, правительства стран-кредиторов смогли разработать и реализовать ряд программ по снижению и списанию кредитного долга. Все страны-должники были разбиты в зависимости от среднедушевого дохода на страны с низким уровнем, более низким средним, более высоким средним и с высоким уровнем доходов.

Исходя из принадлежности к той или иной группе первоначально было списано до 33%, затем — до 50% общей суммы долга. Этот показатель для стран с низким уровнем доходов был повышен до 67%. Расширилась практика полного списания долга беднейших стран. Целью такой политики, считает Мировой банк, было «возвращение к внешнеэкономической жизнедеятельности.

В результате разумного подхода к списанию долгов и их отсрочки на основе заключения соглашений со странами-должниками, стимулировавших их собственные усилия к снижению долгов, в начале 90-х годов кредиты западных стран вновь стали возрастать. Поток иностранного капитала в эти страны не ослабевает. По оценкам Мирового банка, этому способствуют также улучшение во многих развивающихся странах условий для иностранных инвесторов, проведение программ приватизации, ослабление административного контроля со стороны государства и упрощение бюрократических процедур.

Однако «третий мир» далеко не однороден. Ряд развивающихся стран из должников превратились в привлекательных инвесторов, а некоторые из развивающихся стран сами стали экспортерами капиталов.

Лидерами привлечения зарубежных инвестиций стали Восточная и Юго-Восточная Азия, за ними следует Латинская Америка. Международная финансовая корпорация (МФК) признает низкую перспективность Африки привлечения иностранного капитала.

Притягательность стран Юго-Восточной Азии для зарубежных кредитов объясняется не только их устойчиво высокими темпами экономического роста и политической стабильностью, но и ростом доходов и потребления основной массы населения стран этого региона, способствовавшим увеличению емкости национальных рынков. Доля населения, живущего за чертой бедности, сократилась в этом регионе с 30 % в 1970 г. до 10% в 2002 г. Этим странам удалось снизить резкую неравномерность в распределении национального дохода, создав средний класс и подтвердив вывод выдающегося русского философа И. А. Ильина о том, что миллионы нищих не создадут цветущего народного хозяйства.

Крупнейшим получателем частных иностранных капиталов стал Китай.

Новой чертой в движении капиталов на мировом рынке является рождение среди развивающихся стран активных экспортеров. Первой такой страной — чистым кредитором — в 1990 г. стала Республика Корея, успешно разместившая инвестиции прежде всего в Азиатском регионе.

Как уже отмечалось, каждая страна на мировом рынке капиталов может выступать одновременно и экспортером, и импортером, извлекая экономические выгоды как в том, так и в другом случае.

Положение же России на мировом рынке капиталов не способствует тому, чтобы улучшалось ее социально-экономическое положение.

Россия в избытке располагает материальными и трудовыми ресурсами, а приток частных иностранных капиталов — один из самых низких в мире. Хотя число зарегистрированных в России совместных предприятий растет, большинство из них располагает незначительным основным капиталом.

Один из самых ярких парадоксов современной мировой экономики — одновременное сосуществование двух противоположных явлений: почти безграничных и срочных потребностей России в иностранном капитале для производительного и непроизводительного использования, с одной стороны, и огромного вывоза капитала из России — с другой. По приблизительным подсчетам, ежегодный экспорт капитала из России составляет от 10 млрд. до 15 млрд. долл.

Эти цифры включают данные не только о перемещении денежных средств через границу, но и о вложениях за рубежом экспортной выручки или средств, заработанных там российскими физическими и юридическими лицами каким-либо другим путем.

Российские активы за границей, не считая государственного имущества в виде земли и зданий посольств, торгпредств, домов культуры, немногих компаний и пакетов акций, составляют около 50 млрд. долл., т.е. примерно столько, сколько бельгийские и шведские.

Однако между вывозом капитала из России и вывозом его из Бельгии или Швеции существует большая разница. Бельгия и Швеция экспортируемый капитал размещают за границей в виде прямых или портфельных инвестиций и получают доход. Российский же экспорт капитала имеет другую структуру и иной характер. Российские капиталы за границей направляются на покупку недвижимости: крупных земельных участков, дорогих вилл и дач в странах Средиземноморья и т.п.

Главная отличительная черта российских частных вложений в недвижимость — их некоммерческий характер. Недвижимость не приносит прибыли их владельцам, а текущие расходы по ее содержанию покрываются за счет денег, зарабатываемых в России. Отсутствие стремления к получению дохода характерно и для российских финансовых вложений за рубежом.

Крупные суммы лежат на текущих счетах, процент на которые, учитывая расходы на обслуживание по кредитным карточкам, ничтожен. В дискуссии об эффективности частных инвестиций в экономику России из государств Европейского союза, проведенной в апреле 1995 г. в Гамбурге «Ежегодником внешнеэкономической политики», предметом обсуждения был парадоксальный факт.

Во время визита Б.Н. Ельцина в Германию в 1994 г. России был обещан кредит в несколько сот миллионов марок. Российские физические и юридические лица за время визита президента приобрели недвижимости, ценных бумаг в Германии, вложили в немецкие банки, а также перевели часть экспортной выручки от проданных в Германии российских товаров в Швейцарию, Люксембург, Испанию, Англию и другие страны примерно столько же, сколько составлял кредит за минусом стоимости самого визита и части кредита, оставляемого в Германии в виде гарантийного фонда.

В результате обсуждения проблемы немецкие ученые пришли к выводам, которые заставляют задуматься. Эти выводы сводятся к следующему. Во- первых, несмотря на экономические трудности России, страна обладает гигантским потенциалом вывоза капитала. Государство не контролирует и не регулирует его; во-вторых, российские инвесторы за рубежом удовлетворяются доходом на капитал ниже среднего или готовы вкладывать финансовые средства, не преследуя получения прибыли.

Вероятная причина этого — низкая реальная рентабельность частных инвестиций в России, бегство капитала от инфляции, налогов и, главное, политическая неустойчивость, чреватая конфискацией капитала; в-третьих, мощный поток российского капитала за границу в условиях нехватки инвестиционных средств в стране свидетельствует о нецелесообразности помещения частных иностранных капиталов в российскую экономику; в-четвертых, возникают сомнения в разумности предоставления России новых значительных государственных кредитов.

Сигналы неуверенности в политической стабильности страны, подаваемые российским капиталом, вызывают опасения по поводу возврата предоставленных кредитов и вложенного частного капитала. У России есть уникальный «исторический опыт» отказа от возврата долгов и конфискации частного иностранного капитала.

Для привлечения иностранного капитала нужна здоровая политическая и социально-экономическая среда. Об этом говорят и многочисленные отечественные источники.

Международные кредиты, предоставляемые бывшему СССР, всегда были предметом секретности. Официальной статистики о кредитах России, ее задолженности сейчас также не существует. Однако расширились возможности публикаций в российских журналах, которые можно считать вполне достоверными, поскольку их источником являются отчетные данные Мирового банка и других международных финансово-кредитных учреждений.

Данные источники свидетельствуют о том, что до 1985 г. СССР располагал значительными суммами международных кредитов и был аккуратным их плательщиком. Так, в 1985 г. СССР выплатил 28,9 млрд. долл. внешнего долга, в том числе средне- и долгосрочных 21,0 млрд. долл., краткосрочных — 8,0 млрд. долл.; обслуживание средне- и долгосрочных — 5,5 млрд. долл., просроченных платежей — 0,0. С 1986 по 1991 г. правительство М. Горбачева получило за рубежом кредитов на сумму около 50 млрд. долл., в том числе около 20 млрд. долл. предоставили зарубежные правительства, 20 млрд. долл. — коммерческие банки и около 10 млрд. долл. — западные производители, поставившие товары в кредит.

Кредитная поддержка Запада стоила СССР недешево. По средне- и долгосрочным кредитам приходилось выплачивать 7-8% ежегодно, а рассрочка составляла лишь 8 лет. Всего за 1986-1991 гг. СССР выплатил западным кредиторам почти 60 млрд. долл. Однако проблема просроченных кредитов обострялась вследствие падения производства, добычи и экспорта нефти. Советский Союз использовал последнее средство— широкий экспорт золота. Его продажа за рубеж существенно превысила добычу и привела к фактическому истощению золотых запасов государства. К концу 1991 г. запасы золота составляли лишь около 240 т против 2,5 тыс. т на середину 80-х годов.

Несмотря на рост экспорта золота, начала быстро увеличиваться просроченная по кредитам задолженность, не наблюдавшаяся ранее в советской практике. Пик платежей пришелся на 1992-1994 гг., за эти 3 года был выплачен 61 млрд. долл. К 1998 г. предстояло выплатить еще более 32 млрд. долл. Хуже всего то, что кредиты «не работают» в экономике России.