Потребность как материальная основа экономических интересов


Эффективное управление интересами и через интересы предполагает необходимость постоянного накопления и обновления объективных знаний о сути экономических потребностей, их структуре, тенденциях в изменении.

Экономическая потребность — это категория, выражающая отношения между всеми хозяйствующими в обществе субъектами по поводу потенциального присвоения каждым из них материальных благ и услуг, обеспечивающих его (хозяйствующего субъекта) воспроизводство. Количество и качество благ и услуг, поступающих каждому субъекту, зависят от величины и качества его труда, а также от места и функций в воспроизводственном процессе.

Экономические потребности опосредуются доходами субъекта и реальным потреблением, определяемым уровнем экономического развития страны и стабильностью денежной системы. Экономические потребности, как правило, шире и разнообразнее, чем та доля, которая поступает субъекту в виде реальных доходов.

Различия между потенциальными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения — одна из важных черт потребностей, обеспечивающих активность и инициативу хозяйствующих субъектов. Для политико-экономической категории «потребность» сущностной характеристикой служит не просто опосредование трудом, а опосредование результатами труда другого хозяйствующего субъекта. В современном обществе удовлетворение системы экономических потребностей вне взаимоотношений с другими субъектами— нереально. Тем самым экономические отношения становятся социальной основой экономических интересов.

Следовательно, экономические интересы представляют собой объективную необходимость удовлетворения сложившихся и постоянно развивающихся потребностей в условиях исторически определенных экономических отношений. Экономические интересы выступают как опосредующее звено между потребностями субъектов экономических отношений и их хозяйственной деятельностью.

Объективность экономических отношений и потребностей предопределяет объективный характер и экономических интересов.

Переход к рыночным отношениям в странах бывшего СССР превращает проблему экономических потребностей и интересов в практически значимую. Более того, функционирование рыночной экономики (как преимущественно самоуправляющейся) предполагает удовлетворение интересов каждым из субъектов посредством их взаимодействия.

Данная цель достигается через реализацию экономического интереса другого хозяйствующего субъекта и удовлетворения его системы экономических потребностей. С углублением процесса разделения труда в обществе усложняется и система экономических интересов, а также методы их реализации и удовлетворения системы потребностей.

Возникновение маркетинга как науки, рожденной рыночной экономикой, явилось объективным требованием усложнения рыночных отношений и естественной реакцией практики на повышение уровня социально-экономического развития западных стран, а следовательно, происходящих существенных изменений в структуре экономических потребностей общества и каждого из его субъектов.