Экономические интересы как система


Экономические интересы любой страны имеют сложную многоэлементную структуру, представляющую собой систему, т.е. органическую целостность. Наибольшую практическую значимость представляет рассмотрение системы экономических интересов с позиций хозяйствующих в обществе субъектов.

При любой форме собственности на средства производства главным системообразующим фактором в системе интересов общества служат взаимодействие, взаимозависимость и специфичность экономических потребностей и интересов двух основных субъектов хозяйствования — собственника средств производства (или материальных условий труда и самих рабочих мест) и непосредственного производителя — обладателя способностей к труду и непосредственно создающего материальные блага и услуги.

Безусловно, система экономических интересов общества не ограничивается лишь этими двумя субъектами хозяйствования. Кроме них в качестве относительно самостоятельных элементов системы экономических интересов общества выступает государство.

Через систему экономических интересов происходит накопление объективных знаний о структуре потребностей в широком понимании, где экономические потребности составляют лишь часть обшей системы потребностей человека. «Разумность» экономических потребностей обусловлена степенью развитости других элементов системы потребностей человека: культурных, социальных, духовных.

Степень «облагороженности» структуры потребностей человека оказывает существенное влияние на средства и методы реализации экономических интересов субъектами хозяйственной деятельности. Учитывая сказанное, следует признать весьма перспективным направлением в повышении эффективности управления через интересы исследование не только собственно системы потребностей и интересов человека, но и его природы: биологической, социологической, национальной, географической и др.

Иначе говоря, существенный вклад в развитие системы интересов человека могут внести биология, социология, генетика и другие науки. Поскольку экономические интересы — форма проявления производственных отношений, то вполне естественно, что им свойственны те же черты: объективность, материальность, субъектность, противоречивость, подвижность, системная многоэлементность.

Особенностью экономических интересов является их строгая персонификация: экономический интерес связан с определенным хозяйствующим субъектом. Именно благодаря такой особенности экономического интереса производственные отношения могут быть поняты как отношения субъектов хозяйствования и управляемы через их интересы.

Персонификация выступает условием и следствием особой системы экономических потребностей, свойственных лишь данному субъекту хозяйствования. Различия в системе экономических потребностей субъектов хозяйствования предопределяют специфичность экономического интереса каждого из них. В условиях разделения труда в обществе удовлетворение системы экономических потребностей каждого субъекта хозяйствования возможно лишь посредством взаимного обмена результатами трудовой деятельности, постоянного возобновления экономической взаимосвязи между субъектами хозяйствования.

Однако не только органическую целостность, но и стабильность системе экономических интересов придает диалектическое единство специфически обусловленных современных процессов воспроизводства функций и интересов двух указанных его субъектов.

Суть экономического интереса собственника средств производства состоит в наиболее эффективном использовании средств производства и получении максимума производимой продукции с наименьшими совокупными затратами труда. Реализация экономического интереса собственника создает наилучшие условия и для реализации его экономического интереса как потребителя материальных благ и услуг.

Суть экономического интереса непосредственного производителя, лишенного собственности на средства производства, состоит в получении возможно большей индивидуальной доли в произведенном национальном доходе и наилучшем за счет этого удовлетворении структуры своих личных экономических потребностей.

Экономические интересы двух сторон основного производственного отношения составляют диалектическую систему: экономический интерес каждой из сторон может быть реализован только через реализацию интереса другой стороны. Экономические интересы собственника средств производства и непосредственного производителя продукта — взаимосвязаны, взаимообусловлены, находятся в постоянном противоречивом взаимодействии.

Объект их экономических интересов один — вновь произведенная стоимость, а в конечном счете — прибавочный продукт. В каждом воспроизводственном цикле величина прибавочного продукта ограниченна и подлежит распределению между двумя субъектами основного производственного отношения. От того, какие используются принципы и в какой пропорции делится прибавочный продукт между двумя сторонами, зависит воспроизводство экономических интересов и системы экономических потребностей каждой из сторон.

Разрешение противоречия в диалектическом единстве интересов этих сторон обеспечивается достижением оптимального соотношения в распределении прибавочного продукта между ними. Оптимальность этого соотношения — величина переменная, обусловленная влиянием множества факторов экономического, социального и политического порядка. Достижение компромисса во взаимных притязаниях на получение большей доли прибавочного продукта каждой из сторон облегчается лишь в условиях стабильных темпов экономического роста и экономически эффективном процессе производства.

Замедление темпов расширения производства (уже при 2% ежегодного прироста произведенного национального дохода затрудняется решение не только общесоциальных задач, но и увеличение заработной платы за повышение квалификации, должностные продвижения и т.п.) и ухудшение показателей экономической эффективности производства осложняют противоречие между экономическими интересами сторон основного производственного отношения, создают социальную напряженность в обществе и возможность ее перерастания в острые социальные конфликты.

В результате экономические интересы из фактора развития производительных сил и общественного производства превращаются в фактор торможения. Наличие такой ситуации — свидетельство необходимости не только изменений в самих принципах распределения национального дохода и создания новых условий для реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов, но и коренного обновления всех форм организации общества в целом.

Система экономических интересов общества может разрушаться и наносить ущерб развитию общественного производства и социальному прогрессу в случае нарушения условий взаимосвязанности интересов субъектов хозяйствования.

Соединение интересов субъектов хозяйствования может осуществляться: во-первых, на основе двусторонней связи интересов и соблюдения принципов взаимной экономической выгоды; во-вторых, в условиях, когда при взаимодействии хозяйствующих субъектов экономический интерес одного реализуется вне зависимости от экономического интереса другого.

В первом случае при двусторонней связи и взаимовыгодности экономических отношений хозяйствующих субъектов создаются наиболее благоприятные условия для производственной деятельности каждого из субъектов. В такой ситуации стороны осуществляют взаимный контроль за хозяйственной деятельностью и реализацией интереса, координируют свои действия в разрешении противоречий, достигая тем самым согласованного функционирования интересов.

Двусторонняя зависимость хозяйствующих субъектов заставляет каждого из них искать все более результативные решения в своей деятельности: постоянное экономическое давление со стороны контрагента не допускает иного способа улучшения условий реализации системы его экономических потребностей. Этот путь реализации системы экономических интересов характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Здесь обоюдовыгодному развитию интересов способствует рыночная среда: наличие конкуренции, свободы выбора экономической деятельности, реализация антимонопольных мер со стороны государства и т.п.

Во втором случае имеет место односторонняя связь интересов, при которой субъекты взаимодействуют не в равных социально-экономических и политических условиях. Этот вариант экономического взаимодействия субъектов неизбежно ведет к подчинению экономического интереса одного субъекта другому, что неизбежно ослабляет мотивацию к достижению высоких экономических результатов как у одной, так и у другой стороны. У хозяйствующего субъекта, лишенного возможности контролировать взаимодействующего с ним субъекта, экономический интерес подавляется, распределение результатов производства осуществляется с ущербом для реализации системы его потребностей.

Другая сторона, получившая вследствие нарушения взаимосвязи приоритет в реализации своего интереса и лишенная контроля своего партнера, также теряет заинтересованность в достижении более высоких результатов. Рассматриваемый вариант взаимодействия хозяйствующих субъектов ведет в конечном счете к рассогласованию в системе экономических интересов общества, снижению экономической ответственности, трудовой активности, застою в экономике и усилению социальной напряженности. Такая ситуация была характерна для советской модели хозяйствования.

Следовательно, наилучшие результаты в социально-экономической жизни общества достигаются при реализации принципа взаимовыгодности и взаимодействия хозяйствующих субъектов. Этот принцип может быть практически реализован при наличии экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, позволяющей каждому из них находить партнера и добровольно на взаимовыгодных началах вступать с ним в экономическое взаимодействие; при создании в обществе экономических, социальных, политических и юридических условий, способных обеспечить равную силу влияния интересов взаимодействующих сторон.

Подход к экономическим интересам как к системе и признание методов системного анализа ставят необходимым решение вопроса о главном элементе в системе.

В отечественной науке до 1986 г. в качестве единственного существовало мнение о безусловном приоритете экономического интереса всего общества (в лице государства). Эта позиция была поколеблена вначале ориентацией на «человеческий фактор», его потребности и интересы, а затем — критикой государственной собственности на средства производства. В связи с этим получает распространение утверждение о личном экономическом интересе, или экономическом интересе индивида как главном в системе экономических интересов общества.

В представлениях о трехэлементной (государство, коллектив, общество) системе экономических интересов в советской модели хозяйствования нарушались три важнейших принципа системной организации: самоорганизуемость (саморегулируемость), обратная связь и равновесие. Самоорганизуемость обеспечивается разнонаправленностью интересов субъектов, составляющей противоречивое единство противоположных сторон.

Пропагандируемые советской идеологией гармония и единство экономических интересов поддерживались устранением носителей обратных связей и жестким административным согласованием в системе интересов.

Советская модель хозяйствования служит уникальным примером игнорирования экономических интересов и потребностей отдельной личности. Указанную модель в отечественной и зарубежной литературе называют по- разному: период Сталина — тоталитарной, последующие периоды — особой разновидностью государственного монополизма, феодальным социализмом, административно-командной системой и др. Главной политико-экономической чертой сложившейся модели социализма, как бы ни была она названа, является не просто управление всей социально-экономической и политической жизнью страны из центра, а прямое подчинение всех организационных структур единому государственному центру.

Содержание данной модели с позиций рассматриваемой проблемы заключается в том, что в результате изменений в отношениях собственности на средства производства экономический интерес работника не вобрал в себя функции и экономический интерес хозяина — заботу о расширении производства, экономически эффективном воспроизводстве средств производства, удешевлении единицы продукции и повышении ее качества. Государство же в такой модели социализма оказалось в роли управляющего, в экономический интерес которого не входит ни забота о средствах производства, ни забота о непосредственном производителе.

Некоторые экономисты не считают системой модель хозяйствования советского типа. Они не правы, так как она функционировала как система, т.е. как органическая целостность с определенной структурой специфических элементов субъектов хозяйствования и интересов, где целостность поддерживалась политической надстройкой — властью с ее атрибутами страха, репрессий, льгот за послушание и т.п.

Любая политическая система тоталитарного типа создает культ, подлинным объектом отношений и интересов которого служит власть как таковая. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютно высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все. Власть оказывается универсальным эквивалентом, источником и носителем всех жизненных благ. Все потребности и интересы можно удовлетворить в таком обществе, только располагая властью. Вся верховная власть оказывается сосредоточенной в руках одного человека или нескольких лиц.

Всеобщий контроль и насилие, слияние с властью, требование повиновения и любви к власти от всех и каждого определяют и характер отношений в обществе. Требование любви, слепого повиновения, активного проявления преданности и поддержки имеет место и на всех нижних этажах социальной иерархии. «Любви добиваются и, главное, карают за нелюбовь декан и бригадир, учитель и зав. булочной — каждый, имеющий власть над людьми».

Тоталитарная власть превращает всех вокруг себя в единого субъекта не только экономических и политических отношений, но и всех других— социальных, национальных, межличностных. Превращая себя в единственного хозяина всех материальных условий производства, а также всего, что создано, производится, распределяется, обменивается и потребляется, государство в лице малочисленной социальной группы превращает остальную часть населения страны в односторонне зависимую во всех отношениях массу.

Не имея никаких источников существования кроме предоставленного ему государством рабочего места, каждый работник попадает в исключительную одностороннюю экономическую, а следовательно, и политическую зависимость от власти. При этом обратная связь в общественных, в том числе в экономических отношениях, недопустима самой сутью данной структуры власти: сигналы обратной связи оборачиваются устранением самого субъекта такого сигнала.

Для понимания системы экономических интересов как органической целостности вообще важно иметь в виду, что тоталитарный режим в силу своей специфики не нуждается в обратных связях и различного рода социально- классовых опорах. Эта специфика заключена, как было отмечено, в односторонности связей экономических интересов по вертикали, устраняющей обратное воздействие «низов», в котором «верх» в силу монопольного господства над средствами производства и результатами общественного труда может не просто игнорировать, а уничтожать в целях обеспечения спокойствия существования. Более того, тоталитарное государство последовательно осуществляет политику на деклассирование общества.

Разрушив все органические экономические взаимосвязи как по вертикали, так и по горизонтали, автоматизировав все общество, монополизировав всю собственность и власть, указанный тип государства затем уже каждого индивидуально подключает к своей системе, превращая его в односторонне зависимого от себя во всех отношениях субъекта.

В результате общество из организма, обладающего собственным источником развития в виде тесной взаимозависимой противоречивой связи экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, превращается в механизм, сконструированный властными структурами Включение каждого хозяйствующего субъекта в систему экономических интересов осуществляется на основе жестко предписываемых ему властью условий взамен разрушенных ею добровольных органически целостных систем, формировавшихся на принципах взаимной заинтересованности.

Тоталитарное государство разрушает не только вертикальные, но и все горизонтальные взаимосвязи в интересах общества: между производством, распределением, обменом и потреблением; между производителями и потребителями, между трудовыми коллективами, между отдельными работниками.

Абсолютизация власти и преувеличение ее значения в социально- экономическом развитии общества обусловили формирование пренебрежительного отношения к науке, интеллигенции, к истине вообще. Для политической системы описанного типа не существует ничего объективного, никаких объективных законов, отметается все, что может происходить само собой без высшего руководства, без его вмешательства и контроля. Это объясняет враждебность данной системы к наукам естественным, не говоря уже об общественных.

Последние, в том числе и политическая экономия, используются ею исключительно в апологетических целях. Тоталитарному государству нет необходимости знать, каковы реальные потребности и экономические интересы граждан, важно, чтобы общественные науки показывали и убеждали, какими они должны быть благодаря вмешательству власти. Так, вместо науки об объективном возникает и утверждается «учение» о должном как смесь утопических мечтаний, догматических представлений, пропагандистских ухищрений.

Нарушение взаимосвязей экономических интересов в обществе, разрушение их как системы отрывают экономические интересы государства от экономических интересов народа, превращают аппарат управления в бюрократический, не заинтересованный в изменении, прогрессивном развитии, реализации каких-либо радикальных мер. Отсутствие обратных экономических связей в системе экономических интересов «управляющие — управляемые» позволяет правящей элите принимать безответственные решения, наносящие экономический и социальный ущерб всему обществу.

Социальная элита, отождествив себя с собственником средств производства и обеспечив себе не зависимые от других участников производства условия реализации своих экономических интересов, оказалась вне контроля со стороны общества, утратила заинтересованность в экономически эффективном воспроизводстве средств производства; доходы и потребление социальной элиты оказались вне связи с результатами общественного производства: при падении темпов экономического роста и снижении эффективности общественного производства доходы и потребление этой группы постоянно росли.

Реализация экономического интереса трудового коллектива оказывается зависимой не от объемов производства и его эффективности, а от места и роли в государственной структуре власти. В народном хозяйстве формируются обособленные экономические среды, экономическое благополучие представителей которых, как и доходы входящих в них предприятий, определяются полезностью властным структурам.

Предприятие оказывается тем организационным уровнем, на котором государство осуществляет распределение вновь созданной стоимости на необходимую и прибавочную части, пренебрегая объективными требованиями всех экономических законов и исходя из системы собственных потребностей и интересов. Общеизвестна получившая широкое распространение тенденция изъятия доходов у предприятий, достигших высоких результатов в производстве благодаря собственным усилиям. Естественно, что такая практика не способствовала трудовому энтузиазму и воспроизводству системы экономических интересов трудовых коллективов.

Наиболее «подавлен» в рассматриваемой модели хозяйствования экономический интерес индивида. Полная экономическая зависимость от государства, которое предоставило ему рабочее место, установление пределов роста заработной платы не создают нормальных условий для воспроизводства экономического интереса работника. В моделях подобного типа индивид с его системой потребностей и интересов выпадает. Его экономический интерес, как было показано, растворяется в экономическом интересе государства. Человек в этой системе рассматривается как материал для решения задач, которые ставят верхние эшелоны власти по своему усмотрению.

При отсутствии обратной связи экономических интересов государства и работника власть неизбежно превращается в некомпетентную. Отсюда — опора, поддержка и поощрение работников с определенным уровнем развития, структурой потребностей и интересов, с одной стороны, и пренебрежение талантом, «выталкивание» всех, чьи личностные потребности и интересы не вписываются в созданную модель, с другой стороны. Главный просчет управленческих систем подобного типа состоит в недооценке того, что мир движется борьбой индивидуальностей, в недопонимании индивидуальности экономических интересов, их роли в социально-экономическом прогрессе общества, подчиненности в конечном счете производства личному потреблению и развитию каждого человека.

Современный прогресс определяется тем, насколько ценна личность, индивидуальность. Социальный климат в стране зависит от наличия прямых и обратных связей в системе «человек-общество», «человек-государство». Общество связано с каждым из нас, так же как каждый связан с обществом. Все, чем больно общество, является результатом пренебрежения к повседневным потребностям человека и недооценки роли экономического интереса личности как мощного фактора экономического развития.

Рыночная экономика и система развитых рыночных отношений оказалась более устойчивой к выживанию и способной к обновлению именно в силу тесной взаимосвязи, взаимообусловленности прежде всего экономических интересов предпринимателей и наемных работников, а также постоянного обновления методов согласования в системе экономических интересов со стороны государства и общества.

Отказ от административно-командной системы реализации интересов и формирование рыночной, преимущественно экономической ее модели оказались для России объективной неизбежностью. Перед правительством и всем обществом возникла огромная, не имевшая прецедента в мировой истории задача возвратить объективным экономическим интересам их роль двигателя социального творчества. От мифической «гармонии интересов» необходимо перейти к практическому использованию объективного характера экономических интересов в рамках их противоречивого единства, проявляющегося в виде мотивов и стимулов хозяйственной деятельности.

С учетом сказанного практическую значимость приобретает исследование характера действия и использования системы экономических интересов в условиях современной рыночной экономики.

Суть специфики экономических интересов в рыночном хозяйстве вообще, в том числе в период трансформации экономической системы, состоит в их индивидуализации, в признании на практике и в теории того факта, что полного единства экономических интересов нет и не может быть.

В рыночной экономике разность интересов, их противоположность выступают в полном соответствии с законами диалектики как источник движения. Одновременно экономический интерес выполняет роль специфической «связи» между различными видами труда в условиях его разделения.

Следует признать, что главным мотивом экономической деятельности в системе многообразия форм собственности является стремление к достижению своей выгоды. Это стремление представляет собой неотъемлемое право каждого рыночного субъекта и одновременно главную пружину автоматического согласования действий участников общественного производства, которая названа А. Смитом «невидимой рукой провидения».

Представители левых течений экономической мысли отвергают мотив личной выгоды как низменный, торгашеский и т.д. Но опыт истории показал, что стремление действовать в своих экономических интересах, интересах частной собственности и рыночных отношений — результат эволюционного развития человеческого общества, наиболее всего отвечающий социально-экономическому прогрессу общества в целом. При этом следует учитывать главное — в условиях рыночных отношений достижение индивидуальной экономической выгоды — явление противоречивое.

Ее результат — следствие столкновения экономических интересов субъектов рыночных отношений, которые единопротивоположны. Товаропроизводитель (продавец) и потребитель (покупатель) на рынке взаимосвязаны. Они не могут совершить сделки купли-продажи и реализовать свой индивидуальный интерес, не вступая в экономические взаимоотношения. Их интересы противоположны: продавец хотел бы получить самую высокую цену за свой товар, покупатель — самую низкую. Сделка может состояться, если каждый из них снизит личные требования и они придут к компромиссному решению. Принять согласованное решение их заставит конкуренция — мощнейший и неотъемлемый элемент рыночного механизма.

Рыночная конкуренция вынуждает товаропроизводителей снижать издержки производства и цены на производимые товары, повышать качество продукции, улучшать обслуживание потребителей и т.п. Все это отвечает социально-экономическим интересам общества в целом.

Таким образом, следует сделать важный вывод: единство и противоположность индивидуальных экономических интересов, их системное взаимодействие носят, в конечном счете, созидательный характер.

Идеологически непредвзятый анализ позволяет заключить, что в системе экономических интересов любого общества (рыночного, централизованного, смешанного, трансформирующегося) присутствуют одни и те же элементы. Различия состоят в принципиально иных формах соподчинения и согласования экономических интересов субъектов хозяйствования.

В любой социально-экономической системе можно выделить два основных типа экономических интересов, неизбежно составляющих систему: частный — для рыночной экономики и личный — для советской модели, общий — для рыночной экономики и общенародный (государственный) — для советской модели хозяйствования.

Принципы реализации личных интересов в советской системе мы рассмотрели, далее изучим формы существования и принципы реализации частного и общего интересов в рыночной экономике с учетом практической значимости этого вопроса для переходной экономики России.

Частный тип интереса в условиях рыночных отношений имеет многоэлементную структуру, обусловленную многообразием форм собственности. Сюда входят частные интересы отдельных предпринимателей, корпоративных собственников, домашних хозяйств, наемных работников, различных объединений и т.д. Особое место в этой подсистеме интересов занимают единство и противоположность экономических интересов собственников средств производства и наемных работников.

Существование подсистемы общих интересов обусловлено наличием экономических и социальных потребностей населения страны в условиях рынка. Это развитие общенациональных транспортных и иных коммуникаций, поддержание обороноспособности, обеспечение нужд науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта и т.п.

Реализация общего экономического интереса в рыночном хозяйстве — функция государства и его специальных организаций. В эти функции входит и решение вопроса согласования во всей системе экономических интересов общества (между интересами работодателей и наемных работников, администрацией корпораций и акционерами, центром и субъектами федерации и т.п.). Для выполнения данных функций государство в рыночных условиях располагает широким арсеналом средств и методов регулирования.

Важной особенностью системы экономических интересов в условиях конкурентно-рыночной экономики является иной характер субъектной иерархичности по сравнению с советской моделью, спецификой которой было жесткое доминирование высших уровней над низшими. Рыночной экономике иерархический подход в принципе не свойствен, поскольку и в правовом, и в экономическом положении субъекты рынка равнозначны.

Однако и в системе интересов рыночной экономики некоторая иерархичность общих интересов сохраняется. Это связано с необходимостью первоочередности в реализации потребностей и интересов по обеспечению национальной безопасности, в реализации достижений научно-технического прогресса, осуществлении национально значимых фундаментальных исследований, достижении социального согласия в обществе и др.

Особое место, как уже упоминалось, занимает экономический интерес собственника средств производства, призванный обеспечивать эффективное воспроизводство средств производства, осуществлять капиталовложение и создавать новые рабочие места. В этой части функции собственника средств производства и связанные с ними интересы могут быть приравнены к общему типу.

Саморегулирование в сочетании с государственным регулированием, использующим преимущественно экономические методы, — таковы способы согласования в системе экономических интересов в условиях рынка.

Критический анализ современной ситуации в системе экономических интересов России свидетельствует о необходимости государственного воздействия на процессы формирования субъектов экономических интересов рынка, согласования в системе экономических интересов с широким использованием законодательных и экономических методов (налогов, нормативных ограничений, финансового, ревизионного контроля и т.п.).