Экономические законы как система. К дискуссии об основном экономическом законе системы


Проблему экономических законов как системы следует признать наименее разработанной. В учебной, а нередко и научной литературе каждый экономический закон излагается сам по себе. Создается ложное представление об изолированности действий экономических законов в реальной действительности.

Но если в научном анализе рассмотрение экономического закона как обособленного не только допустимо, но и плодотворно, то перенесение этого подхода на практику способно нанести значительный ущерб социально-экономическому развитию общества. Суть вопроса состоит в том, что, имея самостоятельное значение, каждый экономический закон действует не обособленно, а в противоречивой взаимосвязи со всеми экономическими законами.

Во взаимодействии экономические законы приобретают новые черты, отличающие систему экономических законов как органическую целостность от простой их суммы. Взаимодействие экономических законов — объективное явление, имеющее качественное содержание и количественную меру. Если использование экономических законов как системы не удается, то их взаимодействие может иметь непредсказуемые и совершенно неожиданные результаты. Реализация самого экономически и социально оправданного решения без учета его взаимосвязи со всей системой экономических законов способна нанести существенный ущерб прогрессивному развитию общества.

В связи с этим исследование проблемы взаимодействия экономических законов и использования его результатов в практике хозяйствования представляет собой одно из наиболее перспективных направлений повышения эффективности развития любой макроэкономической системы. Слабой стороной практического использования экономических законов как системы является недостаточная разработанность количественного аспекта их взаимосвязей, а также противоречивость во взаимодействии экономических законов.

Понять и управлять системой невозможно без выделения основного элемента в ее структуре. В связи с этим выделение основного экономического закона, определение его роли и места в системе экономических законов имеют большое значение в практике использования экономических законов как системы, обновления хозяйственного механизма ее реализации.

Основной экономический закон придает целостность всей системе экономических законов, определяет направленность их действия, одновременно испытывая на себе непосредственное обратное влияние каждого из законов системы. Он пронизывает всю систему экономических законов, определяя социальную природу каждого из них. Степень реализации его требований выступает критерием социально-экономической эффективности развития любого общества.

В первые годы обновления хозяйственного механизма наряду с формированием негативного отношения к политической экономии в экономической литературе бывших стран СЭВ появилось мнение об отсутствии основного экономического закона. Это объяснялось тем, что его требования не были реализованы. Иначе говоря, основной экономический закон, по утверждению многих авторов, «не действовал».

Истоки негативного отношения к основному экономическому закону состоят в непоколебимости единожды данного тезиса о постоянно растущем благосостоянии и всестороннем развитии всех членов общества как высшей цели социалистического производства. Это положение, во-первых, слабо обосновывалось в учебниках и преподносилось как не подлежащее сомнению.

Во-вторых, социально-экономическая действительность изменялась: вследствие замедления темпов экономического роста, снижения эффективности производства, повышения уровня дефицитности и инфляции «постоянно растущего благосостояния» давно не наблюдалось, хотя положение о действии основного экономического закона оставалось не только в учебниках, периодической печати, но и в официальной статистике.

Отрицательные последствия использования основного экономического закона социализма есть тоже результат, которым нельзя пренебрегать. Прежде всего, этот результат свидетельствует о том, что основной экономический закон, его требования объективны, поскольку обусловлены уровнем социально-экономического развития страны и реализацией системы экономических интересов. Волевые решения и действия, вопреки объективным требованиям закона, приводят к образованию регрессивных тенденций в развитии общества.

Пониманию сущности основного экономического закона, его функций и места в системе экономических законов общества препятствует игнорирование в учебной литературе исследований об основном производственном отношении как главном элементе системы производственных отношений.

Основной экономический закон способа производства исторически и логически, по самой своей сути, вытекает из основного производственного отношения. Подход с позиций двух субъектов основного производственного отношения — собственника средств производства и непосредственного производителя, а также функций каждого субъекта и противоречивого единства их экономических интересов помогает понять содержание основного экономического закона.

Взаимную зависимость собственника и непосредственного производителя позволяет понять взаимосвязь их функций — производства и потребления, представляющих две сущности основного экономического закона. При любой форме собственности на средства производства конечной целью процесса производства может быть только личное потребление населения. Прибыль как непосредственная цель собственника средств производства в условиях рыночной экономики может быть реализована через доходы и потребление населения.

Собственнику средств производства принадлежит функция не только расширения производства, воспроизводства средств производства, их эффективного использования, но и воспроизводства непосредственного производителя и его способностей к труду. Без этого невозможны ни процесс производства, ни реализация цели собственника средств производства. Таким образом, в любой социально-экономической системе производство и потребление выступают двумя категориями, или сущностями, составляющими основной экономический закон.

Характер взаимодействия производства и потребления, форм проявления противоречий между этими категориями, средств и методов разрешения противоречия помогает понять основной экономический закон как закон движения и прогрессивного развития каждого общества.

Разрешение главного противоречия основного экономического закона — между производством и потреблением, достижение оптимального соотношения между целью и средством развития общества — возможно лишь при условии экономически эффективного функционирования хозяйства.

Экономический эффект как достижение высокого результата производства, превосходящего совокупные затраты общественного труда на его получение, выступает в качестве материальной основы для увеличения, накопления и потребления. При стабильном же темпе экономического роста повышение эффективности производства может быть полностью направлено на увеличение потребления.

Проблема экономической эффективности в конечном счете решается на производстве. Она — функция собственника средств производства. «Размытость» отношений собственности на средства производства в административно-бюрократической системе и перенесение проблемы реализации системы экономических интересов всех хозяйствующих субъектов из сферы непосредственного производства в сферу распределения — главная причина снижения эффективности общественного производства и обострения противоречия между производством и потреблением.

Ориентация на увеличение потребления через распределение, вне связи с действительным достижением в производстве создала в обществе представление об основном экономическом законе как волевой функции государства

Анализ содержания основного экономического закона позволяет дать следующее его определение. Суть основного экономического закона состоит в удовлетворении постоянно развивающейся системы экономических потребностей всего населения с наименьшими совокупными затратами общественного труда. Именно на реализацию этой цели направлена деятельность каждого из хозяйствующих субъектов.

Только производя товары и услуги, которые находят потребителя на рынке, хозяйствующие субъекты могут непрерывно осуществлять процесс воспроизводства и возмещать издержки производства. При этом чем ниже совокупные затраты общественного труда в расчете на единицу производимой продукции, тем выше масса и норма получаемой хозяйствующим субъектом прибыли. Полученная на экономически здоровой основе прибыль отвечает реализации экономических интересов всех хозяйствующих в обществе субъектов.