Понятие рынка и рыночной экономики. Субъекты рыночных отношений


Формирование рыночных отношений в России и других постсоциалистических странах повысило практическую значимость теории рыночной экономики.

Понятия «рынок» и «рыночная экономика» — взаимосвязаны, но не тождественны. Рынок возникает и развивается вместе с разделением труда в обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика— результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.

В обществе, основанном на разделении труда, практически никто не может удовлетворить свои экономические потребности самостоятельно, производя все необходимые для существования предметы потребления. Следовательно, рынок возникает тогда, когда товаропроизводители в результате разделения труда вынуждены вступать в постоянно возобновляемые взаимоотношения друг с другом.

Понятие «рынок» является одновременно простым и сложным. Считая эту категорию простой и всем понятной, некоторые авторы избегают давать ее определение. Во многих источниках приводятся самые различные определения рынка. Существуют узкое и широкое определения понятия «рынок». В узком смысле рынок отражает лишь суть процесса обмена, связанного с куплей-продажей материальных благ и услуг. В связи с этим рынок определяется или как совокупность сделок купли и продажи товаров, или как взаимодействие продавцов и покупателей, или как место, где продавцы и покупатели находят друг друга.

В широком смысле рынок — это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли.

И то, и другое определения по-своему правильно отражают существо проблемы. Узкое определение отражает суть собственно рынка в его первоначальном значении. Широкое определение рынка является определением рыночной экономики как результата его дальнейшего развития.

Рынок — неотъемлемый элемент рыночной экономики. Сам по себе он не создает товаров и товарного изобилия. Это лишь один из инструментов, воздействующих на воспроизводство и экономические интересы хозяйствующих субъектов. Рынок осуществляет реализацию социально-экономических взаимосвязей, экономически обособленных разделением труда хозяйствующих субъектов. Он формируется и может функционировать в определенной рыночной среде. Создание товаров и услуг обеспечивается рыночной экономикой, работающей по законам товарно-денежных отношений.

Для понимания сути рыночной экономики и причин ее формирования недостаточно иметь в виду только общественное разделение труда. Прежде всего, необходимо учитывать, что рыночная экономика возникает и интенсивно развивается вместе с возникновением и развитием капиталистической системы хозяйства. Главная же особенность капиталистической системы — образование частной формы собственности на средства производства и двух основных системообразующих хозяйствующих субъектов — собственника средств производства и наемного работника, лишенного этой собственности

Такая исторически новая ситуация в развитии общества, во-первых, привела к повышению степени разделения труда в обществе, выделив труд собственника средств производства, предпринимателя и труд наемного, экономически зависимого работника; во-вторых, создала особый товар «рабочая сила» и особый рынок этого товара; в-третьих, расширила сферу обмена потребительских товаров и активизировала их производство.

И наконец, самое главное: частная собственность и наемный труд создали субъектов с сильной мотивацией на эффективность и рациональность в трудовой деятельности Частный собственник, предприниматель заинтересован в максимальном получении прибыли от своей собственности. Он может достигнуть этой цели, увеличивая объемы производства товаров, необходимых потребителю, используя новейшие достижения в технике и организации труда, снижая издержки производства и цены.

Реализация цели с помощью таких средств согласуется с интересами всего общества. Наемный работник также приобретает сильные мотивы для эффективной работы: он экономически зависим и заинтересован в сохранении рабочего места и повышении заработной платы как единственного источника существования. Трудовая дисциплина и рост доходов наемных работников (подавляющего большинства занятого населения любой страны) также отвечают интересам всего общества.

Таким образом, капиталистическая система хозяйства способствовала развитию рыночной экономики как наиболее рациональной формы обмена результатами труда и эффективной реализации взаимосвязи «производство-потребление».

Субъекты рыночных отношений, а не товары и деньги, создают рынок и рыночную экономику.

В развитой рыночной экономике, где доминирует частная (в ее различных проявлениях) собственность на факторы производства, основными субъектами рыночных отношений выступают сфера бизнеса и сфера домашнего хозяйства. Кроме них участниками рыночных отношений в большей или меньшей мере являются государство (в форме государственного предпринимательства и правительственных органов) и различного рода зарубежные субъекты, поскольку рыночная экономика является открытой.

Роль и функциональная нагрузка основных субъектов рыночных отношений отличаются своей спецификой. Термин «бизнес» имеет в целом многоаспектное содержание. В рассматриваемом смысле под бизнесом понимается любая организационная форма капитала, производящая товары и услуги в целях извлечения прибыли. Иначе говоря, это совокупность различного рода фирм (от гигантских акционерных компаний до индивидуальных предприятий), занятых в самых различных отраслях национальной экономики — в промышленности, транспорте, строительстве, торговле и т.д.

Поставляя на рынок произведенные товары и оказывая услуги, субъекты бизнеса формируют и обеспечивают рыночное предложение. Но в то же время для осуществления процесса производства сфера бизнеса закупает необходимые для этого факторы производства, выступая таким образом одновременно и на стороне спроса.

Такая же двоякая роль присуща и другим субъектам рыночных отношений. Так, домохозяйства, являясь собственниками таких факторов производства, как земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, выступают поставщиками этих факторов (ресурсов) для бизнеса, т.е. также обеспечивают рыночное предложение. Но, с другой стороны, домашние хозяйства (и это для нынешней российской реальности пока более понятно) — это совокупность потребителей, охватывающая все слои общества. Поэтому домохозяйства формируют и представляют спрос на рынке.

Рассматривая субъекты рыночных отношений, необходимо сказать о государстве. Чаще всего в качестве субъекта рыночных отношений отмечают лишь правительственные учреждения, не выделяя государственного предпринимательства. Подобный подход обоснован только в том случае, если функционирование государственных предприятий отнесено к сфере бизнеса.

Пренебрегать же государственным предпринимательством неправомерно. Как свидетельствует мировая статистика, оно занимает достаточно прочные позиции в отраслях, имеющих важное значение для национальной экономики, в том числе и требующих огромных капиталовложений, что не всегда под силу и не всегда выгодно частному предпринимательству.

В целом и в условиях приватизации сохраняет свою актуальность утверждение многих западных специалистов, что в обозримом будущем государственное предпринимательство останется ощутимым фактором рыночной экономики, а значит, и важнейшим ее субъектом. Однако следует учитывать одну особенность: государственный бизнес выступает в странах с развитым рыночным хозяйством, как правило, не в форме ведомственных предприятий, а в форме публичных корпораций или смешанных акционерных обществ.

Кроме того, надо выделить еще один аспект участия государства в рыночных отношениях. Он обусловлен тем, что государство, выступая на рынке как покупатель, приобретает определенную часть созданной в обществе продукции. Это — военная продукция и продукция, которая направляется на пополнение и образование государственных резервов (страхового, экспортного и иного назначения).

Иная роль у такого субъекта рыночных отношений, как правительственные учреждения, обладающие властными полномочиями. Их основная функциональная роль в системе рыночных отношений заключается в том, чтобы создавать наилучшую среду, регулировать «правила игры» всех субъектов хозяйственной жизни общества. Это реализуется с помощью налоговой системы, норм амортизационных отчислений, санитарных нормативов, технологических стандартов, защиты здоровья и окружающей среды.

Любой производитель должен соблюдать множество нормативов, которые устанавливаются и жестко контролируются государством. В данном смысле современный рынок — это регулируемый рынок, функционирование которого невозможно без отработанного и совершенствующегося государственно-правового механизма.

Все субъекты рыночных отношений связаны и взаимодействуют друг с другом, формируя поток доходов и расходов, который находится в постоянном движении и отражает результаты общественного производства, в том числе общий объем производства, общий доход, занятость.

Каждый участник рыночных отношений, во-первых, самостоятельно принимает решения (в рамках своих правомочий) и, во-вторых, руководствуется своими собственными интересами, целями. Это, однако, не влечет за собой анархии и хаоса. Рыночный механизм, «невидимая рука» рынка управляет действиями миллионов людей в общем русле экономических решений и правовых основ государства так, что, преследуя свои собственные интересы, каждый отдельный человек «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда он сознательно стремится делать это».

Именно экономическая свобода, независимость и самостоятельность хозяйствующих субъектов создают рыночный тип экономических отношений, определяют гибкий, динамичный, естественно-эволюционный характер их развития и совершенствования.

Пищевые красители

Купить пищевые красители.

tortomaster.ru