Особенности формирования рыночных отношений в России


Уникальность социально-экономической ситуации в России состоит в попытках создания современной рыночной экономики в условиях безраздельного 70-летнего господства коммунистической партии, монополизма государственной собственности и директивно-планового метода хозяйствования.

Если учесть, что основным условием нормального функционирования рыночной экономики является наличие многообразных форм собственности при преобладании частной собственности на средства производства; конкуренции как объективно необходимого механизма реализации системы экономических интересов; многочисленных фирм малого и среднего бизнеса как противовеса монополистическим объединениям; разветвленной сети посредников рыночной экономики — торговли, банков, бирж; необходимых элементов рыночной экономики — рынков товаров, услуг, труда, земли и т.д., составляющих ее систему, и многого другого, что характеризует рыночную экономику и обеспечивает ее нормальную работу, то можно представить, какие трудности приходится преодолевать в ходе формирования рыночных отношений. Уникальность социально-экономических и политических трансформаций в российском обществе предопределила противоречивость реформ, неоднозначную их оценку и непредвиденные последствия

Подробно формирование рыночных отношений в России будут рассматриваться в разделе макроэкономической теории. Здесь мы подведем лишь некоторые итоги экономического реформирования в России.

В числе основных недостатков реформирования является отсутствие какой-либо программы, хаос в осуществлении реформ и непредвиденные последствия. Экономические реформы и в первую очередь процессы разгосударствления и приватизации были превращены в цель, а не средство социально-экономических изменений. Создание рыночной экономики стало целью для реформаторов, хотя рыночные реформы должны были рассматриваться как средство экономического и социального подъема в стране.

Особенностью трансформации российского общества является то, что перестройка в России была начата с демократизации и политических изменений Первый этап начался примерно с середины 1989 г. и ознаменовался разрушением партийно-бюрократической «пирамиды» власти, сначала отдельных ее звеньев, а затем и всей конструкции; вытеснением коммунистической партии и ее идеологии; формированием политических объединений прореволюционного характера.

Второй этап (начало 1992 г.) привел к изменениям в экономической сфере. Его итогом стала победа капитализма — сначала «в основном» (к концу 1992 г.), а затем — «окончательно» (к середине 1996 г.).

Однако созданный в России конкретный тип капитализма — результат не только системной рыночной реформации, но и начавшегося на втором этапе реформ бюрократического ренессанса, в ходе которого политическая власть и деньги (экономическая власть) целеустремленно «липли» друг к другу. В итоге родился монопольно-бюрократический капитализм, а сам капитал приобретает неконкурентную форму и тесно связан с государственными бюрократическими структурами.

Национальные ресурсы через различные механизмы перераспределяются в пользу монопольно-бюрократических групп в ущерб экономическому развитию. В России формируется, по определению американского экономиста П. Эванса, модель «хищнического государства», присущая странам Латинской Америки, в отличие от модели «государств развития», присущей новым индустриальным странам Юго-Восточной Азии.

Рыночное реформирование в России привело к почти 50-процентному спаду общественного производства, падению жизненного уровня всего населения при резкой социальной дифференциации в доходах, разрушению социальной сферы — образования, здравоохранения, науки, культуры, социального обеспечения.

Вместе с тем нельзя недооценивать и тех социально-экономических и политических изменений, которые произошли в российском обществе. То, что первоначально задумывалось как радикальные экономические реформы, в действительности оказалось больше, чем реформами: произошла смена социально-экономического строя, смена государства и самой модели политического и экономического развития.