Тенденция к образованию монополий выступает закономерным следствием конкурентной борьбы в условиях рыночных отношений. На рубеже XIX-XX вв. впервые в наиболее острой форме обнаружились проблемы, связанные с процессом всеобщего перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической экономике.
На основе сравнительного анализа различных теорий монополизма (П. Сраффа, Д. Робинсон, Г. фон Штаккельберг, Э. Чемберлен) экономическая наука признает, что монополизм — объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако, конкуренции. Перед экономической наукой и практикой встает задача определения негативных проявлений в развитии монополий и поддержания условий для развития конкуренции. В этих целях в экономической литературе предпринимается попытка различения понятий «монополия» и «монополизация». Такое разграничение представляется важным для осуществления антимонопольной политики.
Антимонопольная политика — государственная деятельность, связанная с формированием условий функционирования субъектов рыночных отношении, направленная на достижение оптимального для данного места и времени сочетания эффективности и конкуренции.
Монополия как таковая не может быть признана незаконной, поскольку монопольное положение на рынке может быть завоевано легальным путем на основе повышения производительности труда с использованием нововведений и т.д. В конечном счете конкуренция в современной рыночной экономике и существует только в форме монополистической конкуренции.
Понятие «монополизация» было впервые введено в американское антимонопольное право при подготовке Закона Шермана (1890 г.). Обеспокоенные злоупотреблениями трестов, осознавая при этом, что их деятельность часто приводит к экономии от масштабов производства и выгодам для потребителей, авторы закона Шермана внесли в текст лишь запрет на монополизацию. Под этим термином законодатели обозначили активные действия, направленные на достижение монопольной власти и злоупотребление этой властью за счет получения наивысших показателей экономической эффективности.
В отечественной экономической науке проблема антимонопольной политики и антимонопольного регулирования представлена недостаточно, а для переходного периода — нова.
В зарубежной литературе по этой проблеме накоплено много литературы, где антимонопольная политика, и антимонопольное регулирование рассматриваются детально и глубоко, но только относительно к развитой рыночной системе. Поэтому далеко не все может быть использовано для анализа, а тем более практического руководства при разработке антимонопольной политики в современной России.
Исследование эволюции развития антимонопольной политики в западных странах позволяет заключить, что в рыночной экономике антимонопольная политика носит динамический характер, подвергаясь обновлению вместе с изменениями экономических и социальных условий в стране, а также соотношения сил на международных рынках.
Исследование эволюции антимонопольной Политики в западных странах позволяет отметить заметное влияние на нее формирования экономической теории рынка.
Поворотным этапом в формировании антимонопольной политики являются 1933 г. и последующие годы, связанные с окончанием разрушительного экономического кризиса 1929-1933 гг. Этот кризис поставил вопрос о дальнейшем существовании стихийной рыночной экономики, о необходимости регулирования рынка с целью предупреждения и ослабления негативных и прежде всего монопольных проявлений в процессах саморазвития рынка. В эти годы антимонопольная политика представляет собой попытку соединения практического опыта антимонопольного регулирования с новейшими достижениями в области теоретических разработок рынка.
Существенные поправки в антимонопольную политику вносятся под влиянием экономических теорий рынка, монополии и конкуренции. Главные перемены в антимонопольной политике государства связаны с исследованиями Д. Кейнса, направленными на преодоление негативных последствий кризисной цикличности рыночной экономики.
60-е годы характеризуются активным вмешательством государства в конкурентные отношения участников рынка, происходившим не без существенного влияния экономической теории. Так, в 30-е годы под влиянием исследователей чикагской школы, происходит либерализация методов государственного регулирования. По мнению экономистов этой школы государственное вмешательство должно осуществляться только тогда, когда можно четко определить отрицательную деятельность субъекта на рынке.
На современном этапе значительное влияние на пересмотр антимонопольной политики в развитой рыночной экономике происходит под влиянием теории инфляции, теории игр и транзакционных издержек. В качестве основной цели антимонопольного регулирования все большее значение приобретает сегодня обеспечение эффективности распределения и использования ресурсов.
Для России существенно важна такая антимонопольная политика, которая бы способствовала восстановлению отечественного производства на основе конкурентоспособной рыночной системы и своеобразия российского монополизма. На основе определения антимонопольной политики разрабатываются методы антимонопольного регулирования.
Антимонопольное регулирование — государственная функция, призванная обеспечить реализацию антимонопольной политики, ее целей.
Антимонопольное регулирование составляет систему правил (порядка) взаимодействия хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Система антимонопольного регулирования предполагает наличие в стране совокупности элементов (подсистем) методов и форм регулирования, режима ее функционирования в виде определенных механизмов, действующих под контролем (президента, правительства, органов исполнительной и судебной власти) в соответствии с правовыми и этическими нормами и целями антимонопольной политики.
Антимонопольное регулирование — сложный процесс, управляемый на основе сбора и обработки огромного количества разнообразной информации, ее анализа, построения выводов и прогнозов, принятия решений, обеспечения контроля за их выполнением.
Объектом антимонопольного регулирования является противоправная монополистическая деятельность хозяйствующего субъекта. Однако вопрос о том, что следует понимать под противоправной монополистической деятельностью, исходя из каких показателей можно оценивать степень противоправной деятельности, — решается неоднозначно. Как правило отмечается, что действия монополии будут носить противоправный характер, если она обладает монопольной властью. Такой ответ трудно признать точным, он требует разъяснения и показателей для количественной оценки степени монопольной власти.
В экономическом смысле власть на рынке представляет собой возможность в целях извлечения прибыли устанавливать цены выше конкурентного уровня на протяжении длительного времени. Но отклонения от модели рынка совершенной конкуренции закономерны в развитой рыночной экономике, что свидетельствует о том, что огромное число фирм обладает определенной долей власти на рынке.
Поэтому при анализе монополизации необходимо установить, какая степень власти на рынке имеет такое значение, что оправдывает наблюдение и контроль за данным предприятием. Однако и измерение монопольной власти нельзя считать достаточным: более существенно исследование ее использования и злоупотреблений.
В качестве показателя монопольной власти в антимонопольной практике используется показатель степени доминирования на рынке. Для его определения используются категории товарного и географического рынка. В российском законодательстве доминирующее положение определяется как «исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товаров, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяющих товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам».
Наличие на рынке крупной фирмы вовсе не означает, что она занимает доминирующее положение. Фирма удерживает доминирующее положение, если она может действовать на рынке данного товара независимо от конкурентов. Иначе говоря, фирма занимает доминирующее положение, если имеет на рынке «власть». Количественно измерить эту власть трудно. Доля рынка, принадлежащая фирме, служит первым показателем доминирования на рынке. Если фирма имеет относительно малую долю рынка, то она, естественно, не может быть доминирующей.
Экономическая теория не может предложить точных правил определения доли рынка для доминирования фирмы. Если каждая фирма имеет малую долю на рынке, то маловероятно, что какая-то из фирм доминирует на нем, даже если имеются высокие барьеры вхождения на рынок. Вместе с тем следует учитывать, что доля рынка не может служить единственным фактором оценки степени его монополизации.
Наряду с долей рынка используются и такие показатели как прибыльность (или степень эффективности деятельности фирмы), эластичность спроса и предложения, количество конкурентов, условия входа на рынок. Из всех перечисленных факторов преобладающим часто выступает фактор условий для входа на рынок или «барьеры» для входа на рынок и возможные реакции соперников.
При анализе этого фактора в расчет принимается размер барьеров вхождения на рынок. Если барьеры вхождения на рынок отсутствуют (или они низкие), то даже фирма с большой долей рынка не может иметь власти на рынке. В этом случае другие фирмы могут войти на рынок быстро, масштабно и с малыми потерями. Под потерями имеют в виду расходы на вхождение в рынок, которые не могут быть возвращены до выхода из рынка.
Заметное влияние на потери от преодоления барьеров вхождения на рынок оказывает возможная реакция конкурентов. Если они могут отреагировать быстро, ощутимо и без больших затрат на антимонопольное поведение большой фирмы, то она не сможет удержать доминирующего положения.
Экономическая теория не дает точного размера доли рынка, при которой владеющая ею фирма всегда считалась бы доминирующей. Например, Комиссия Европейского Союза считает, что если фирма владеет 40-45% рынка, то она занимает доминирующее положение, а при 20-40% доля не может быть признана таковой. В США большинство судов не склонны к признанию достаточной монопольной власти при доле рынка менее 70%.
В российском законодательстве доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Однако доминирующим может быть признано положение фирмы при доле рынка менее 65%, если антимонопольными органами будут установлены барьеры входа на рынок.
Итак, антимонопольное регулирование — чрезвычайно сложный и слабо поддающийся количественному измерению процесс. В странах с развитой рыночной экономикой решению проблем антимонопольного регулирования способствует накопленный за более чем 100-летний период опыт практического решения этих проблем, а так же отлаженный механизм реализации антимонопольных действий. Однако и в этих странах антимонопольная политика и антимонопольное регулирование имеют межотраслевые различия и изменяются с течением времени.
Для экономики современной России понятие «ограничение монополизма» носит более широкое содержание по сравнению с тем, что вкладывается в него в странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольная деятельность российского государства заключается не только в ограничении монополизма в том понимании, которое присуще развитой рыночной экономике, но и включает в себя реализацию программ демонополизации экономики.
Под демонополизацией экономики в переходный к рынку период прежде всего понимается устранение источников возникновения административной монополии нерыночного типа и последствий ее существования в экономике страны.
Демонополизация в России должна включать в себя все необходимые инструменты антимонопольного регулирования. Вместе с тем демонополизация российской экономики означает, прежде всего, ее разгосударствление путем демонтажа административно-командной системы управления; изменения мотивационного поведения субъектов экономики на основе формирования механизмов, инициирующих предпринимательскую инициативу и конкуренцию; закрепления правовых норм, исключающих монопольные действия государственных органов и участников хозяйственного оборота.
В западных странах, в отличие от России, ограничение монополизма направлено в виде различных методов государственного регулирования на поддержание нормального развития рыночной конкуренции и устранение негативных последствий действия рыночных механизмов.
Действующая ныне система антимонопольного регулирования экономики России находится в кризисном состоянии, так как формирование происходит без учета особенностей экономического развития страны. Современная система антимонопольного регулирования в России, особенно в части используемых в ней методов, является прямым заимствованием инструментов из систем регулирования, применявшихся в США еще в середине XX в. и на практике показавшее свою неэффективность.
Это относится прежде всего к методам демонополизации экономики, принудительного разделения монополистов, преувеличения роли и значения методов поддержки малого и среднего предпринимательства в современной России и др.
Одним из основных препятствий в достижении антимонопольного эффекта в настоящее время в России является кризисное состояние ее экономики, макроэкономическая несбалансированность во всех сферах. Вряд ли целесообразно выделять антимонопольную политику в особую, независимую от других направлений экономических преобразований.
На макроуровне антимонопольная политика в России должна вырабатываться в общей системе экономических и социальных преобразований: налоговых, экспортно-импортных, денежно-кредитных, инвестиционных, представляющих современные прямые методы экономического регулирования в сочетании с косвенными методами антимонопольного регулирования, составляющими комплекс правил сосуществования участников рыночной системы, а также экономических санкций за их нарушение.
В целом прямые и косвенные методы должны быть направлены против необоснованного ограничения конкуренции и злоупотреблений рыночной властью и ориентированы на создание условий и мер по предотвращению монопольных проявлений.
Действенным инструментом проявления антимонопольной политики в современной России является формирование антимонопольного законодательства. Однако эффективность применения законодательных мер во многом определяется созданием антимонопольных условий деятельности фирм, т.е. состоянием конкурентной среды. Недостатки в этой сфере, а также динамизм экономических процессов в трансформирующейся экономике значительно снижают эффективность законодательных мер. Так, либерализация цен января 1992 г. вызвала такие резкие изменения в экономике России, что контроль над исполнением Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. был просто невозможен.
Антимонопольное законодательство должно быть достаточно гибким, чтобы не подавлять деловой активности конкурирующих субъектов. В переходной экономике антимонопольное регулирование должно осуществляться через проведение государством институционально-правовой деятельности. Пока институциональная система в России представляет сегодня противоречивый набор институтов с недостаточной развитостью рыночных элементов.
Вместе с тем институциональное строительство нельзя сводить к созданию системы институтов, характеризующихся жесткими отношениями господства и подчинения. Вместе с развитием рыночных отношений все большее значение будут приобретать институты, созданные на принципах свободной ассоциации деятельности граждан, заключения добровольных договоров и их добросовестного выполнения.
Следовательно, роль государства на современном этапе развития Российской экономики как регулирующего органа, призванного поощрять развитие конкуренции на внутреннем рынке и одновременно сдерживать монополистические тенденции хозяйствующих субъектов, состоит скорее не в запрете монополии (что, конечно, не исключается), а в создании системы мер и механизмов их практической реализации, поощряющих конкуренцию и экономическую состоятельность, стимулирующих деловую активность, устраняющих неравенства в условиях конкурентной борьбы, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей и свободы деятельности хозяйствующих субъектов в рамках закона.