Основное содержание теории трудовой стоимости


Конкурентная борьба проявляется на рынке в категориях цены, спроса, предложения, прибыли, товара, заработной платы и т.п. Если взгляды различных экономических школ на сущность и функции конкуренции в рыночной экономике в основном одинаковы, то в понимании других экономических категорий, составляющих рыночный механизм, имеют место существенные расхождения. Особенно важно рассмотрение различий в понимании цены и прибыли — категорий, в которых в конечном счете реализуются успехи и неудачи в конкурентной борьбе любых из хозяйствующих субъектов.

Современные учебные программы по экономической теории основаны или на достижениях классической политической экономии, или на теории предельной полезности, или на более или менее удачном их синтезе. В большинстве американских учебников (некоторые переведены на русский язык и получили распространение в России) экономические проблемы рыночной экономики рассматриваются в основном с позиций теории предельной полезности. Поэтому без понимания сути этой теории, причин появления, сравнения с классической политической экономией (в том числе с марксистским ее направлением), жизнестойкости ее основных положений при рассмотрении теории рыночной экономики обойтись невозможно.

Теория трудовой стоимости составляет фундамент классической политической экономии. Эта теория последовательно развивалась У. Петти, Л. Смитом, Д. Рикардо и их многочисленными последователями и популяризаторами. Логически стройная концепция теории трудовой стоимости была создана К. Марксом.

В соответствии с теорией трудовой стоимости единственным источником стоимости товара является труд. Поскольку цена есть денежная форма стоимости, то следовательно, основу цены составляет израсходованный на производство товара труд.

Для понимания стоимости и цены чрезвычайно важное значение имеет теория двойственного характера труда. К. Маркс придавал большое значение учению о двойственном характере труда, ставя его разработку в один ряд с открытием закона прибавочной стоимости.

Поскольку товар имеет потребительную стоимость и стоимость, то и труд, его создающий, также носит двойственный характер. По этому поводу

К. Маркс замечал: «От внимания всех экономистов без исключения ускользнула та простая вещь, что если товар представляет собой нечто двойственное, а именно: потребительную стоимость и меновую стоимость, то и воплощенный в товаре труд должен иметь двойственный характер».

Труд одновременно выступает в конкретной и абстрактной формах. Конкретный труд как экономическая категория не представляет сложности для понимания. Его полезные свойства очевидны, они выступают на поверхности явлений. Конкретным трудом производится качественно определенная потребительная стоимость — хлеб, костюм, сапоги, велосипед и т.п. Развитие общественного разделения труда приводит к появлению все большего числа качественно разнородных видов труда.

Эти виды труда отличаются друг от друга по различной полезности продуктов для человека, по использованию средств производства, характеру трудовых операций. Конкретный труд существует в любой социально-экономической системе как результат общественного разделения труда и необходимости удовлетворения экономических потребностей каждого в этих условиях.

Конкретных видов труда насчитываются многие миллионы. Но вместе с тем все они имеют нечто общее — затраты человеческой рабочей силы вообще: энергии, мускулов, нервов, ума. Это абстрактный труд, который позволяет соизмерять разные по своей потребительной полезности результаты конкретного труда.

Труд товаропроизводителя, рассматриваемый как расходование человеческой рабочей силы вообще, независимо от его конкретных результатов, называется абстрактным трудом. Синонимом слова «абстрактный» является слово «отвлеченный». На рынке при обмене происходит отвлечение от специфических форм, в которые облачены товары каждым из многочисленных видов конкретного труда. Товары сравниваются между собой как кристаллы однородного абстрактного труда.

Абстрактный труд создает стоимость товара. Стоимость проявляется в обмене товаров в форме меновой стоимости. Меновая стоимость товаров, пропорции, в которых они обмениваются, их меновое отношение являются формой, в которой выражается стоимость товаров.

При частной собственности на средства производства труд, затраченный на производство товаров, выступает как частный, в то же время общественное разделение труда обусловливает его общественный характер. Следовательно, абстрактный труд, образующий стоимость товара, и сама стоимость выражают общественные отношения.

Стоимость «есть лишь выражение в вещах, вещное выражение отношений между людьми, общественного отношения, — отношение людей в их взаимной производственной деятельности».

Таким образом, стоимость — экономическая категория, выражающая отношения между хозяйствующими субъектами по поводу эквивалентности затраченного на производство товаров абстрактного труда.

Обнаружив категорию стоимости товара в лишенном различий абстрактном труде, являющемся по своей сути трудом общественным, К. Маркс преодолел характерное для его предшественников смешение индивидуальной и общественной стоимости товаров и получил возможность решить проблему величины стоимости товара.

Поскольку стоимость товара создается трудом, то величина стоимости товара измеряется количеством заключенного в нем труда.

Естественной мерой труда служит рабочее время: час, день, неделя и т.д. 11а изготовление не только разных, но и однородных товаров производители могут затрачивать разное количество времени. Это зависит от орудий труда, сноровки работника, его профессионального мастерства и других условий.

Время, которое затрачивается отдельным работником на производство какого-либо товара, называется индивидуальным рабочим временем или индивидуальными затратами труда.

Но величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда или рабочего времени. К. Маркс дает следующее определение этого понятия: «Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».

Общественно нормальными (или типичными) условиями производства являются те, при которых создается подавляющая часть товаров данного вида. Это, как правило, средние условия. Только в этих условиях производись, обладающий средней умелостью и работающий со средней интенсивностью, за час труда создает стоимость, равную одному общественно необходимому часу. Если производственные условия не соответствуют общественно нормальным (лучше или хуже их) или если умелость работника и интенсивность его труда выше или ниже установившейся в обществе средней величины, то в этом случае созданная им за час труда величина стоимости будет соответственно больше или меньше.

Иначе говоря, более производительный труд за данное время всегда создает большую стоимость, чем менее производительный.

Общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который проявляется на рынке и в который производители должны укладываться. Лишние затраты индивидуального труда не признаются обществом, отсекаются им, следовательно, не создают стоимости. На рынке никто не будет оплачивать фактические затраты труда, превышающие те, в которые обходится производство основного количества товаров данного вида.

Сущность закона стоимости заключается в том, что обмен товаров совершается в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство. Иначе говоря, закон стоимости означает, что товары обмениваются друг на друга по стоимости, содержащей одинаковое количество общественно необходимого труда. Купля-продажа товаров по такому эквиваленту выступает как закон.

Цену товара на рынке определяют общественно необходимые затраты труда на его производство. На практике же цена под воздействием конкуренции, спроса и предложения может быть выше или ниже стоимости. Чем меньше товара на рынке, чем больше спрос на него превышает предложение, тем и цена на этот товар будет выше, и наоборот. Каждый стремится произвести больше товаров, чем его конкурент. Но никто не знает действительных общественных потребностей в том или ином товаре, предложение почти никогда не совпадает со спросом на этот товар.

Если товаров произведено больше потребительского спроса на них, то цены на эти товары на рынке падают и опускаются ниже стоимости. Часть произведенных товаров оказывается лишней, товаропроизводители вынуждены продавать их значительно ниже стоимости, получать убытки и сокращать производство. При возрастании спроса происходит обратная реакция товаропроизводителей.

Закон стоимости выступает законом цен. Через механизм рыночного ценообразования, через их колебания вокруг стоимости под влиянием конкуренции, спроса и предложения происходят стихийное регулирование товарного производства, стихийное установление определенного равновесия между спросом и предложением. И хотя это равновесие практически носит неустойчивый и неполный характер, закон стоимости все же способствует развитию рыночного хозяйства.

Закон стоимости выражают две его сущности, две категории: индивидуальные и общественно необходимые затраты труда. Постоянное разрешение противоречия между этими двумя сущностями закона стоимости определяет источник развития как самого закона, так и всего товарного производства. Каждый товаропроизводитель стремится снизить индивидуальные затраты труда до уровня общественно необходимых. Те товаропроизводители, которые укладываются в общественно необходимые затраты, стремятся снизить их, чтобы получить большую разницу между рыночными ценами и своими индивидуальными затратами труда.

Закон стоимости выполняет вполне определенные и практически важные функции в развитии рыночного хозяйства: стихийного регулятора производства товаров; стимулятора снижения издержек производства и двигателя развития производительных сил. Он способствует социальной дифференциации в рыночной экономике, выбрасывая из товарного производства неконкурентоспособных товаропроизводителей.

Формирование средней прибыли и цены производства связано с пониманием прибавочной стоимости и спецификой товара «рабочая сила».

Учением о данных категориях К. Маркс ответил на поставленный, но не решенный Д. Рикардо вопрос: если прибыль — неоплаченный труд работников, а все обменивается по стоимости, в том числе и труд работников в форме заработной платы, то как и почему возникает прибыль. К. Маркс доказал, что на рынке труда предприниматель покупает не труд, а способность работника к труду. Он вводит в научный оборот категорию «рабочая сила». Это особый товар, обладающий, как и другие товары, потребительной стоимостью и стоимостью.

Товар «рабочая сила» — категория исключительно капиталистической системы хозяйства, создавшей два условия для ее возникновения: личную свободу работника и лишение средств производства и средств существования.

Стоимость особого товара «рабочая сила» определяется суммой жизненных благ, необходимых как для существования рабочего и его семьи, так и для профессиональной подготовки рабочей силы. Стоимость рабочей силы, выраженная в деньгах, есть цена товара «рабочая сила» В рыночной экономике она принимает форму заработной платы.

Потребительная стоимость товара «рабочая сила» состоит в способности наемных работников создавать новую стоимость, большую, чем стоимость самой рабочей силы. Разница между величиной новой стоимости и заработной платы составляет прибавочную стоимость. Прибавочная стоимость есть результат неоплаченного нанимателем труда наемного работника

К. Маркс выводит норму прибавочной стоимости как отношение неоплаченной части труда работника к его оплаченной части. Норма прибавочной стоимости показывает, сколько неоплаченного труда рабочий отдает капиталисту на каждую единицу оплаченного труда (заработной платы). Поэтому К. Маркс называет норму прибавочной стоимости нормой эксплуатации. «Норма прибавочной стоимости есть выражение степени эксплуатации рабочей силы капиталом». Естественно, что с такими выводами не могли согласиться ни класс капиталистов, ни представляющее его интересы государство, ни защищающая тех и других официальная экономическая наука.

Весь авансированный капитал с позиций участия в создании стоимости товара К. Маркс разделил на постоянный и переменный. К постоянному капиталу относятся затраты на средства производства. Эти затраты переносятся наемным работником на создаваемый продукт без изменения первоначальной стоимости. Иное дело переменный капитал — затраты на покупку рабочей силы. В процессе производства этот капитал изменяет свою стоимость, создавая большую величину по сравнению с заработной платой наемного работника.

Не в интересах капиталиста делить свой капитал на постоянный и переменный. Для него и те, и другие затраты — издержки производства, и он рассчитывает получить прибыль с обшей суммы капитала.

Прибавочная стоимость, отнесенная ко всему капиталу, составляет прибыль и норму прибыли. Прибавочную стоимость, отнесенную ко всему капиталу, К. Маркс назвал превращенной формой прибыли. В форме прибыли прибавочная стоимость теряет всякую видимую связь с переменным капиталом и предстает как порождение всего капитала.

Поскольку прибыль создается живым трудом, то в тех отраслях, где доля живого труда выше, более высокая и норма прибыли по сравнению с отраслями, имеющими пониженную долю живого труда. Однако здесь вступает в силу межотраслевая конкуренция, вследствие чего капиталы устремляются в те отрасли, в которых норма прибыли выше. Рост предложения в данных отраслях снизит норму прибыли и повысит ее в отраслях, где предложение, наоборот, упало.

Процесс межотраслевого перелива капиталов будет продолжаться до тех пор, пока различные нормы прибыли не уравняются в среднюю норму прибыли. Это означает, что вся произведенная в обществе прибавочная стоимость превращается в общий фонд прибыли, из которого каждый капиталист получает свою долю прибыли пропорционально вложенному капиталу. Прибыль, полученная по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью.

Выравнивание разных норм прибыли в среднюю норму прибыли означает, что товары в рыночной экономике продаются не по действительной стоимости, а по цене производства.

Цена производства представляет собой издержки производства (затраты на постоянный и переменный капитал) плюс средняя норма прибыли.

Товары в рыночной экономике, следовательно, продаются не по стоимости, а по ценам производства. Это вовсе не означает, что закон стоимости нарушается. Конкуренция, несовпадение спроса с предложением приводят к тому, что одни товаропроизводители пролают товары по ценам выше стоимости, другие — по ценам ниже стоимости, но все капиталисты, вместе взятые, получают полную стоимость товаров, а масса всей прибыли равняется всей массе прибавочной стоимости.

Следовательно, в капиталистическом товарном производстве закон стоимости осуществляет свое действие через цены производства.