Спрос и предложение: содержание и проблемы взаимодействия


Спрос, предложение и цена являются важнейшими элементами рыночного механизма. Процесс функционирования рынка включает в себя множество товарообменных операций, в каждой из которых участвуют покупатель, представленный спросом на товары и услуги, и продавец, на стороне которого выступает предложение товаров и услуг.

Спрос — это стоимостное выражение заявленной на рынке потребности в товарах. Он обладает двумя свойствами: платежеспособностью и способностью представлять в обращении потребности в их натуральной форме. Предложение — это масса товаров и услуг, предлагаемых для реализации. Предложению также присуши два свойства способность к обмену и способность удовлетворять те или иные потребности.

Различают спрос индивидуальный (спрос со стороны отдельного покупателя на тот или иной товар при определенном уровне цены, на данном рынке. в данный момент времени), рыночный (спрос со стороны многих покупателей на данный товар) и совокупный (суммарный спрос на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках).

Спрос может быть не удовлетворенным, если у потенциального покупателя имеются деньги, но в продаже отсутствует требующийся товар, и отложенным, возникающим при необходимости сделать крупную покупку (либо, к примеру, поехать путешествовать), для чего предварительно требуется накопить соответствующую сумму денег.

Особенности спроса зависят как от стоимостных, так и от нестоимостных факторов. К первой группе относятся структура товарного предложения; денежные доходы населения (на товары высшей категории, или, как их называют в американской литературе, «нормальные товары», спрос изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода; на товары низшей категории спрос изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода); уровень цен на сопряженные товары (когда два продукта взаимозаменяемы, например масло и маргарин, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь; когда два продукта взаимодополняемы, например фотоаппарат и фотопленка, между ценой на один из них и спросом на другой имеет место обратная связь); потребительские ожидания; удельный вес натуральных поступлений (так, увеличение получаемой с приусадебного участника продукции сокращает спрос на продовольственные товары).

Во вторую группу входят природно-климатические, национально-этнические, медико-биологические, физиологические факторы, половозрастная структура населения и пр. Объем и структура спроса имеют существенные различия в регионах с промышленной, аграрной и промышленно- аграрной специализацией: чем выше уровень урбанизации, тем ниже удельный вес натуральных поступлений, что ведет к росту спроса на потребительские товары. Спрос различается не только по регионам, но и на территории одного и того же города (например, в центральных и окраинных магазинах).

Наконец, на формирование спроса влияют такие сугубо внутренние по отношению к рынку факторы, как плотность торговой сети по видам торговых предприятий, распространенность прогрессивных форм торговли, уровень товарных запасов в торговой сети и т.д.

Что касается совокупного спроса, то он зависит от потребительских расходов, инвестиционных расходов (чем больше закупки средств производства, тем больше совокупный спрос), государственных расходов, а также расходов на чистый экспорт (чем выше уровень экспорта, тем выше спрос на товары данной страны за рубежом; чем ниже импорт, тем выше внутренний спрос на отечественные товары).

Предложение, аналогично спросу, можно анализировать как на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, так и на уровне отрасли народного хозяйства либо национальной экономики в целом. При этом для отдельного производителя на формирование предложения наибольшее влияние окажут цены на ресурсы (снижение иен на ресурсы сокращает издержки производства и увеличивает предложение; и наоборот, рост цен на ресурсы сокращает предложение); применяемые технологии (совершенствование технологии сокращает издержки производства на единицу продукции и позволяет увеличить предложение); уровень налогов и объем дотаций (повышение налогов сокращает предложение; рост дотаций увеличивает предложение); цены на другие товары; потребительские ожидания изменения цен в будущем, а также число продавцов (чем больше количество поставщиков, тем больше предложение).

Объем совокупного предложения, т.е. денежная величина обшей суммы всех конечных товаров и услуг, предъявленных к продаже, будет зависеть от цен на внутренние ресурсы; цен на импортные ресурсы; монопольного положения группы производителей (например, ОПЕК) или профсоюзов на рынке, позволяющего завышать цены; производительности — показателя среднего объема выпуска на единицу затрат (чем ниже издержки на единицу продукции, тем выше совокупное предложение); изменений налогового законодательства и норм государственного регулирования, влияющих на уровень издержек производства на единицу продукции.

Очевидно, что и на спрос, и на предложение разнонаправлено воздействует множество факторов. Вместе с тем существует фактор, имеющий первостепенное значение как для изменения спроса и предложения, так и для их взаимосвязей. Это — цена на приобретаемый (реализуемый) товар. Хорошо известны зависимости спроса и предложения от уровня цен и, наоборот, обусловлен- но<\гь цены соотношением спроса и предложения: при прочих равных условиях с ростом спроса цена увеличивается; с ростом предложения цена падает; со снижением спроса цена падает; со снижением предложения цена растет.

В учебниках «Экономикс» делается особый акцент на необходимость различать перемещение кривой спроса от движения вдоль этой кривой: 1) перекрещение кривой спроса показывает, что при каждой из возможных цен будет запрошено большее или меньшее количество товара в результате изменения доходов, вкусов потребителей или цен на другие товары; в этом случае можно говорить об увеличении или сокращении спроса на товар; 2) движение вдоль кривой спроса показывает, что запрашиваемое количество товара изменилось в результате изменения цены на товар: это свидетельствует об увеличении или сокращении запрашиваемого количества товара.

Поскольку между спросом, предложением и ценой существуют устойчивые, постоянно повторяющиеся связи, можно говорить о наличии соответствующего экономического закона. Представители различных научных школ формулируют этот закон по-разному в зависимости от исходных методологических посылок, составляющих фундамент той или иной концепции.

Сторонники классической политической экономии исходят из того, что спрос и предложение — взаимно обусловленные и взаимно дополняющие друг друга категории, представляющие собой связующий механизм между двумя фазами общественного воспроизводства — производством и потреблением. Спрос и предложение имеют лишь относительно самостоятельное значение. Так, спрос может развиваться не в том направлении, в каком развивается предложение. Однако, в конечном счете это приводит к возникновению рыночных диспропорций, к нарушению соответствия спроса и предложения.

Спрос и предложение образуют диалектическое единство противоположностей. Их единство вытекает из того, что спрос может быть удовлетворен только предложением, а предложение может быть реализовано только в спросе. Противоречивость этих категорий проявляется в противоречии между стоимостью и потребительной стоимостью, между продавцами и покупателями, между производителями и потребителями. Предложение оказывает воздействие на размеры и структуру спроса; спрос, в свою очередь, «побуждает» предложение приспосабливаться к требованиям рынка.

В соответствии с законом спроса и предложения изменение соотношения спроса и предложения вызывает колебания рыночных цен вокруг стоимости: если количество товаров на рынке больше или меньше, чем спрос на них, то имеет место либо падение, либо рост цен по отношению к стоимости. Таким образом, действие закона спроса и предложения подчинено действию закона стоимости.

В случае соблюдения соответствия спроса и предложения закон спроса и предложения не обнаруживает своего действия. Для такого соответствия необходимо, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, во-первых, по стоимости и натурально-вещественной форме (на уровне их совокупных объемов, на уровне укрупненных товарных групп) и, во-вторых, но времени и в пространстве.

Приверженцы теории предельной полезности выделяют два самостоятельных закона: закон спроса и закон предложения. Основополагающим в этой концепции выступает утверждение о том, что цена товара в первую очередь определяется колебаниями спроса и предложения.