Цена и ее формирование в рыночной экономике


Механизм ценообразования и его принципы, обусловленность уровня цен колебаниями спроса и предложения, и наоборот, зависимость спроса и предложения от уровня цен являются одними из фундаментальных и вместе с тем наиболее дискуссионных вопросов политической экономии. Мировая экономическая мысль разработала различные подходы к решению данной проблемы.

Цена есть денежное выражение стоимости — в этом едины представители практически всех научных школ. (Правда, в учебнике «Экономикс» цена определяется как количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.) Однако определения экономистами понятия «стоимость» существенно расходятся. В этой связи целесообразно ознакомиться с основными концепциями стоимости.

Различают трудовую теорию стоимости и так называемые «нетрудовые» теории. Трудовая теория стоимости была сформулирована К. Марксом исходя из методологических посылок классиков политической экономии (в первую очередь Д. Рикардо). Марксова теория трудовой стоимости в качестве основы цены рассматривает общественно необходимые затраты труда на производство продукции. Отклонения рыночных цен от общественно необходимых затрат труда (стоимости), обусловленные изменениями спроса и предложения, вызывают перелив капитала из одной отрасли в другую, обеспечивающий более высокую норму прибыли при соблюдении законов внутренней и внешней (межотраслевой, межгосударственной) конкуренции.

С развитием межотраслевой конкуренции стоимость модифицируется в цену производства, представляющую собой издержки производства плюс средняя прибыль. Это происходит потому, что равновеликие вложенные капиталы (независимо от их органического строения) дают среднюю прибыль.

Цена производства, отличаясь от стоимости по форме и величине, базируется на стоимости: все элементы цены производства определяются стоимостью, а изменение цен производства следует за изменением стоимостей. В масштабах общества сумма цен производства товаров равна сумме их стоимостей, так как все отклонения цен от стоимости в различных отрасли взаимоуравновешиваются.

В общественном воспроизводстве цена выполняет следующие функции.

  1. учетно-стоимостную (обеспечивает единообразное выражение затрат живого и овеществленного труда на производство продукции);
  2. стимулирующую (посредством цен поощряются рост качества и совершенствование ассортимента выпускаемых товаров, внедрение в производство новой высокоэффективной продукции и т.д.);
  3. перераспределительную (цена перераспределяет созданную стоимость, в том числе и национальный доход, между различными отраслями и сферами экономики, между фондами накопления и потребления, между регионами страны, между отдельными слоями и группами населения и пр.);
  4. сбалансирования спроса и предложения.

Альтернативой трудовой теории стоимости являются «нетрудовые» теории, которые берут свое начало от теорий издержек производства, анализирующих стоимость со стороны товарного предложения, и от различных модификаций теории предельной полезности, рассматривающих стоимость со стороны спроса.

Согласно теориям издержек производства, стоимость является результатом взаимодействия труда, земли и капитала (в последующем к этим факторам добавили и предпринимательскую активность). В зависимости от механизма образования стоимости теории издержек производства можно подразделить на теории производительности и теории жертв. В теориях производительности стоимость определяется как сумма доходов, полученных на базе функционирования различных факторов производства (к основным доходам относятся заработная плата, прибыль и рента). К наиболее известным приверженцам этой концепции относятся французский экономист Ж.-Б. Сэй (1767-1832) и английский экономист Дж. Милль (1773-1835).

В теориях жертв в качестве источника стоимости наряду с трудом объявлялось и «воздержание» капиталиста. Труд — это жертва рабочего, теряющего свой досуг и покой; капитал — это жертва капиталиста, воздерживающегося от личного потребления и направляющего свои средства на увеличение производства. «Жертвы» рабочего и капиталиста вознаграждаются соответственно заработной платой и прибылью. Основоположником воздержания являлся английский экономист Н У Сениор (1790- 1864); позднее ее основные положения разделял и А. Маршалл.

Разновидностью нетрудовой теории стоимости является и теория предельной полезности, трактующая стоимость как оценку потребителями полезности последней единицы того или иного блага, т.е. как предельную полезность.

В 1854 г немецкий ученый Г. Г. Госсен опубликовал свою работу «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли», основные положения которой получили название «двух законов Госсена». В соответствии с первым законом, величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы благ уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения; согласно второму закону, для максимального удовлетворения потребностей в условиях, когда запаса благ недостаточно для полного насыщения, необходимо остановить потребление всех благ в точках, где интенсивность удовольствия от потребления становится одинаковой.

Таким образом, блага имеют ценность для субъёкта только в том случае, когда их количество меньше необходимого, и эта ценность уменьшается с добавлением каждой дополнительной единицы блага.

В 70-х годах XIX в. австриец К. Менгер и его талантливые ученики Е фон Бём-Баверк и Ф. фон Визер, взяв за основу закон Госсена, совершили подлинную маржиналистскую революцию (или, как ее иначе называют, субъективную революцию, революцию предельной полезности).

Ход рассуждений основоположников теории предельной полезности был примерно следующим. Потребности людей неограниченны в своем количестве и имеют разную степень напряженности: одни потребности (например в пище, одежде, жилище) первичны и неотложны, другие — менее настоятельны, вторичны. Экономические блага, призванные удовлетворять человеческие потребности, напротив, существуют в явно недостаточном количестве.

Степень удовлетворения потребности зависит от имеющегося количества блага. По мере удовлетворения потребности ее напряженность убывает, а это означает, что и полезность блага как способность удовлетворять потребность также одновременно должна убывать. Субъективная полезность последней из имеющихся частей блага, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность в благе данного рода, т.е. предельная полезность, определяет ценность благ.

По определению К. Менгера, «ценность — это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и потому вне их сознания не существует». В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона под ценностью понимается «продукт человеческого сознания, психологический факт: она зависит не от естественных свойств предмета, а от того, как эти свойства осознаются»

По Маршаллу, в точке совпадения спроса и предложения устанавливается цена равновесия, которая тяготеет к денежным издержкам производства. Однако сами издержки определяются не стоимостью, а соотношением спроса и предложения на факторы производства, порождающие эти издержки.

Поскольку изменение предельной полезности выступает как решающий фактор в изменении кривой спроса, а изменение предельных издержек — как решающий фактор в изменении кривой предложения, цена равновесия в условиях совершенной конкуренции равняется, с одной стороны, предельной полезности, с другой — предельным издержкам, зависящим в свою очередь от предельных продуктов факторов производства.

При этом под предельными издержками понимаются дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы товара; предельный продукт — это прирост продукции, полученный в результате увеличения данного производственного фактора на единицу при неизменной величине всех остальных факторов. Понятие предельного продукта предполагает, что в неизменных технических условиях последовательное увеличение одного из производственных факторов на единицу при неизменной величине других ведет к снижающемуся приросту продукции.

Маршаллом были введены некоторые понятия, например эластичность спроса и предложения по цене. Эластичностью спроса по цене называется отношение количественного прироста (или сокращения) спроса на товар при понижении (или повышении) его цены к увеличению (или уменьшению) цены, или отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению его цены.

В зависимости от степени эластичности спроса все товары подразделяются на три группы: с низкой эластичностью (товары, спрос на которые слабо реагирует на изменение цены); со средней эластичностью (товары с умеренной реакцией спроса на изменение цены); с высокой эластичностью (товары, спрос на которые значительно реагирует на колебания цен). Для первой группы коэффициенты эластичности, как правило, меньше 1; для второй группы коэффициенты эластичности примерно равны 1; для третьей группы коэффициенты эластичности могут существенно превышать 1.

А. Маршаллом был разработан математический инструментарий для исследования зависимостей спроса от изменения цен. Он является автором различных видов кривых спроса (названных Маршалловыми) со степенью эластичности больше, меньше или равной единице. Наибольшее внимание уделялось типу кривой с эластичностью, равной единице во всех точках, или для всех цен товара. Поскольку в этом случае каждому снижению цен соответствует определенное повышение спроса, общие расходы покупателя остаются неизменными.

Если спрос эластичен, уменьшение цены товара приводит к увеличению общей выручки от реализации продукции, так как даже при меньшей цене единицы изделия прирост объема реализации оказывается достаточным для компенсации потерь продавца от снижения цен. (Количество товаров, действительно приобретаемых на рынке вслед за изменением цен, получило в западной экономической литературе название эффективного спроса.) Если же спрос неэластичен, уменьшение цены приводит к сокращению обшей выручки.

Индикатором эластичности спроса является динамика расходов потребителей.

А. Маршалл первым включил фактор времени в анализ ценообразования. Он различал несколько периодов равновесия спроса и предложения при формировании цены: кратковременный, средний и длительный. В кратковременный период равновесия цена существенно зависит от спроса, при удлинении же периода возрастает влияние издержек производства, причем цена товара благодаря «внутренней» и «внешней» экономии снижается до определенного «нормального» уровня.

В дальнейшем большой вклад в развитие теории ценообразования внесли такие крупные западные ученые, как Дж. Кейнс, Э. Чемберлин, Д. Робинсон, М. Фридмен и др.

Так, Э. Чемберлин в своей знаменитой книге «Теория монополистической конкуренции, (1933 г.) отказался от отвлеченной трактовки стоимости в духе субъективной полезности либо затрат труда, но предпринял попытку по-новому раскрыть реальные факторы, непосредственно формирующие соотношение спроса и предложения и управляющие равновесной ценой. Он показал, что сфера ценообразования в целом представляет собой «совокупность чисто конкурентных рынков и рынков, на которых различным образом переплетаются монополистические факторы... Так как действие монополистического фактора направлено в целом к установлению цен, более высоких, чем те, которые существовали бы при чистой конкуренции, то представление о чисто конкурентной природе системы цен, несостоятельно. Оно не только игнорирует тот факт, что во всей системе цен дает себя чувствовать в той или иной мере монополистический фактор; оно совершенно искажает ее, изображая цены «стремящимися» к уровню, который в общем слишком низок. Действительное положение вещей... таково, что если бы требовалось удалить из картины один из двух элементов, то для сохранения постулата о вездесущности монополии имеется гораздо больше оснований».

Проведенный анализ позволил Э. Чемберлину утверждать, что, во- первых, в условиях монополистической конкуренции наличие конкурентных прибылей никогда не свидетельствует о наличии конкурентных цен, так как конкуренция в той мере, в какой она проявляется в притоке ресурсов в данную отрасль, снижает прибыль до конкурентного уровня, но цену оставляет на более высоком уровне — и степень превышения цены над конкурентным уровнем зависит от силы элементов монополии; во-вторых, при монополистической конкуренции цена неизбежно выше, а масштаб производства обязательно ниже, чем при чистой конкуренции; в-третьих, единообразие цены ни в коей мере не свидетельствует о том, что конкуренция свободна от элементов монополии.

По мере исчезновения свободной конкуренции, как показывает мировой опыт, суживалась и сфера применения свободных цен. Начиная с разрушительного кризиса 1929-1933 гг. многие страны стали вводить государственное регулирование цен, направленное в первую очередь на защиту потребителей.

В США, например, в регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию непосредственное участие принимает государство в лице министерства сельского хозяйства. В целях защиты интересов фермеров в централизованном порядке устанавливаются минимальные цены, ниже которых не может осуществляться закупка сельхозпродуктов биржами или другими посредниками.

В 40-60-е годы применительно к промышленным товарам народного потребления в Англии, Канаде, Швеции использовался принцип «фиксированных цен»: цены сбыта конечному потребителю устанавливались не торговцем, а непосредственно производителем. Ни в розницу, ни оптом не могли повысить такую «фиксированную» цену. В результате устанавливаемая цена поощряла сбыт всей произведенной продукции, но не максимизацию дохода посредников.

В настоящее время на Западе дотируется производство всех продуктов питания, хотя в разных странах по-разному. Так, в ЕЭС фермеру доплачивают более половины цены мяса, а в США — 10%, но там очень велики дотации на фуражное зерно. Известны случаи, когда в ЕЭС дотации из бюджета на производство сахарной свеклы составили 142% фермерской цены, а в Канаде — 96,7 % фермерской цены на молоко. В Японии более 70% доходов фермеров — это дотации государства, в странах ЕЭС — более 50, в Канаде — 40, в США — 25%.

В 1986 г. академик Т. Заславская «пугала» общественность «страшной» цифрой: дотации к ценам на продукты питания составили в месяц на человека 11 рублей. Для сравнения: по 24 экономически развитым странам бюджетные ассигнования сельскому хозяйству составляют около половины затрат населения этих стран на продукты питания.

Izpolymernoy.ru

Купить акриловые стразы для алмазной вышивки. Дом красоты dmc стразы izpolymernoy.ru.

izpolymernoy.ru