Главная особенность аграрного кризиса в России — его длительный характер, начало которого уходит в дореволюционное время. Дело в том, что хмельные отношения в России так и не были капиталистически реформированы. Вследствие устойчивости общинного землепользования здесь не были созданы объективно необходимые условия для развития рыночных отношений в сельском хозяйстве: рынок земли и земельные собственники.
Традиционно российская государственная власть и помещики смотрели на крестьянство как на тяглово-податное и рекрутское сословие, отбирая у пего не только прибавочный, но и необходимый продукт, обрекая его на хроническое недоедание и подавляя всякую инициативу.
Аграрные реформы в России носили «догоняющий» характер. Когда в большинстве стран сельское хозяйство было капиталистически развитым и высокотоварным, в России оно оставалось полунатуральным, низкодоходным.
Запоздалость российских аграрных реформ, преобладание внешних и сиюминутных задач над стратегическими порождали спешку и хаотичность в их проведении.
Первой попыткой аграрного реформирования в России в XX в. была столыпинская реформа. Это была попытка модернизации аграрных отношений в духе догоняющего развития. Ею двигало несоответствие внутреннего положения народа внешнему престижу государства и наличие западноевропейского опыта капиталистического развития сельского хозяйства, превратившего крестьянство в главного хозяйствующего субъекта.
Столыпинская реформа была рассчитана на 20 лет (начало — 1906 г.). Ее цель состояла в создании крепкого личного собственника земли путем расслоения общины. При этом реформа исключала резкие меры при изменении общинного землепользования. Предусматривалась многоукладная форма собственности на землю, которая зависела от местных условий: «Пусть собственность эта будет общая там, где еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна».
Столыпинская реформа проводилась правительством одновременно по многим направлениям: создавался государственный земельный фонд в целях выдачи малоземельным крестьянам земли на льготных условиях; крестьянам предоставлялся кредит по низким процентным ставкам; осуществлялась торговая политика, обеспечивающая крестьянам доступ на внутренний рынок; организовывалась аграрная помощь населению (подготовка новых специалистов, открытие учебных заведений и т.п.); разрабатывались меры, позволяющие исключать спекулятивные операции с землей, и др.
Аграрная реформа привела к заметным результатам в развитии сельского хозяйства и повышении уровня товарности сельскохозяйственного производства. Развитие сельского хозяйства за время проведения реформы доказало, что мелкая частная собственность на землю не была чуждым явлением в российских условиях.
Реформа не была завершена, ей не хватило времени — вместо 20 лет реформирование осуществлялось лишь в течение девяти лет. Убийство П.А. Столыпина (5 сентября 1911 г.), затем Первая мировая война и Октябрьская революция помешали осуществлению аграрной реформы.
Советские преобразования в сельском хозяйстве не способствовали успешному развитию этой отрасли. Отношения в сельском хозяйстве приобрели полуфеодальный характер. Сельское хозяйство превратилось в источник финансирования индустриализации страны. Дефицит сельскохозяйственной продукции становился все острее.
Вливание в 70-е годы огромных средств в сельское хозяйство не дало положительных результатов. Рост фондовооруженности труда в сельском хозяйстве в 2-3 раза опережал темпы роста производительности сельскохозяйственного труда Сельское хозяйство раньше чем другие отрасли превратилось в самую экономически не эффективную отрасль.
В дальнейшем кризис в сельском хозяйстве развивался на фоне общих кризисных явлений в стране.
Производство многих видов продукции сельского хозяйства снизилось начиная с 1990 г. почти наполовину и продолжает снижаться. Целые отрасли в аграрной сфере стали нерентабельными. К числу основных причин, обостривших аграрный кризис в период рыночного реформирования, следует отнести: межотраслевой (разница между закупочными ценами на материально- технические ресурсы и сельхозпродукцию) и внутриотраслевой (разница между закупочными ценами на сельхозпродукцию и конечными ценами на продукты питания) диспаритет цен; отмену в 1994 г. системы льготного кредитования и централизованных источников; злоупотребления в использовании и без того сокращающихся дотаций из госбюджета и др.
Однако главное препятствие на пути рыночных преобразований в сельском хозяйстве России — это отсутствие подлинного крестьянина как носителя земледельческих знаний, культуры, трудовой этики. Тип авторитетного крестьянина — книжника и умника, известный в послереформенной России и доживший до 20-х годов нашего века, совершенно истреблен
Социологи, наблюдавшие динамику изменений в современной российской деревне, пришли к выводу, что сегодняшнее сельское население не в состоянии выдвинуть из своей среды необходимую критическую массу субъектов рыночной экономики, способную противостоять давлению местных властей, администрации и собственных односельчан».
Люди, работники, их знания, отношение к земле, к труду — главное в рыночных преобразованиях в аграрной сфере. Однако именно в этом направлении слишком много утрачено, и восстановление будет носить длительный характер.
Подъем сельского хозяйства, повышение уровня товарности и эффективности сельскохозяйственного производства требуют специально разработанной стратегической программы, носящей системный характер, которая не может быть практически реализована без всесторонней поддержки государства.