Особенности коммерческого банка как субъекта хозяйствования


Рассмотрев общие принципы функционирования предприятия в рыночных условиях, мы выделили предприятия, производящие продукцию сельского хозяйства и отличающие их от всех других в силу особого природного средства производства — земли, ограниченной количественно, не воспроизводимой и биологически участвующей в создании сельскохозяйственного продукта.

Коммерческий банк — объективно необходимый элемент в общей системе субъектов хозяйствования в рыночной экономике.

Особенность банка как хозяйствующего субъекта рыночной экономики состоит в том, что он покупает и продает особый товар — деньги. Деньги не являются результатом труда и потому нередко называются в западной экономической литературе фиктивным товаром.

Однако широко распространенное мнение о том, что банки «торгуют деньгами», не является реальным отражением товарной структуры банковского рынка.

Действительно, коммерческие банки постоянно работают с деньгами. Вместе с тем в большинстве банковских сделок деньги лишь выполняют одну из присущих им функций, выступая или как средство обращения, или как средство платежа и т.д. В этих сделках деньги не служат непосредственным объектом купли-продажи. Ведь акт купли-продажи любого материального объекта (а деньги являются таковыми) предполагает, как мы убедились из всего предшествующего анализа рыночных отношений, смену собственника материального объекта, иначе говоря, передачу продавцом покупателю права владения, использования, распоряжения купленным объектом.

Сегодняшняя практика коммерческого банка свидетельствует, что в качестве прямого объекта купли-продажи деньги выступают крайне редко. К числу таких редких случаев относится купля-продажа денег при обмене иностранной валюты, а также продажа и покупка драгоценных металлов и других материальных объектов.

Основным товаром банковского рынка является услуга. Нередко в отечественной экономической литературе понятие «банковская услуга» отождествляется с понятием «банковская операция», хотя эти два понятия и взаимосвязаны, но их значение различно.

Прежде всего, следует учитывать, что услуга всегда предполагает наличие двух субъектов — того, кого обслуживают (клиента банка), и того, кто оказывает услугу (самого банка). Услуга, следовательно, выражает отношения между двумя сторонами или субъектами рыночных отношений — между представляющим банковскую услугу и ее покупающим.

Что касается операции, то здесь достаточно одной стороны — коммерческого банка, который выполняет те или иные действия как связанные с внешним заказом, так и осуществляемые внутри банка вне связи с внешним заказом.

В таком случае услуга коммерческого банка может быть определена как банковская операция, осуществляемая по поручению клиента в пользу последнего и за определенную плату.

Операции коммерческих банков характеризуют «процесс производства» внутри коммерческого банка. Услуга же представляет собой один из результатов осуществления операций.

Ряд действий коммерческие банки выполняют не по поручению своих клиентов, а по собственной инициативе, исходя из собственных экономических интересов (например, формируют собственный фондовый портфель).

Одна банковская услуга может вызвать десятки операций. Например, простое открытие депозитного счета влечет за собой такие операции как консультирование клиента, прием и пересчет наличных денег, подписание договора банковского вклада, выписка сберкнижки, выдача пластиковой карточки, собственно открытие счета и зачисление на него суммы вклада, отчисление обязательных резервов центральному банку и т.д. В дальнейшем по каждому счету клиента производятся начисление и выплата процентов, а их сумма учитывается в бухгалтерских балансах. И это далеко не все операции, связанные с реализацией услуг Банк должен иметь помещение, оборудованный операционный зал, организовать рекламную компанию и т.д.

Точнее говоря, услуги характеризуют работу банка с точки зрения потребителя (клиента банка), а операции — с точки зрения производителя (банка).

В конечном счете услуги и операции относятся к различным сферам системы управления и служат объектом исследования различных научных дисциплин: услуги — маркетинга, а операции — операционного менеджмента

С позиций экономической теории, к классификации банковских услуг целесообразно подойти с точки зрения потребностей клиентов коммерческого банка.

Специфическая черта банковских услуг состоит в том, что они призваны удовлетворять не первичные производственные и личные потребности, а производные от них финансовые потребности. В условиях рыночных отношений многие потребности трансформируются в необходимость увеличения настоящих или будущих денежных доходов.

Исходя из этого услуги коммерческих банков можно разделить на три основные группы:

  1. услуги, связанные с финансированием нужд клиентов: выдача кредитов в денежной форме; косвенное кредитование (лизинг, форфейтинг, учет векселей, выдача поручительств и гарантий по обязательствам клиентов);
  2. инвестиционные услуги: прием и размещение денежных средств на депозитные счета (текущие, срочные, сберегательные); посреднические услуги по приобретению и реализации ценных бумаг по поручению клиента; инвестирование средств клиента в реальные активы — драгоценные металлы, художественные ценности, недвижимость);
  3. услуги, связанные с рационализацией оборота финансовых активов клиентов: расчетно-кассовые услуги; трастовые услуги; консультационные и прочие услуги.

С учетом приведенной классификации услуг в товарной структуре банковского рынка можно выделить такие ее элементы, как. рынок кредитных услуг; рынок инвестиционных услуг; рынок расчетно-кассовых услуг; рынок трастовых услуг; рынок консультационных услуг; прочие рынки (охрана и транспортировка ценностей, страховые услуги, проведение рекламных компаний и пр.).

Что касается операций банка, то деятельность каждого из них в целом состоит из пассивных и активных операций.

Пассивные операции направлены на мобилизацию временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Это срочные вклады и вклады до востребования. Чем выше доля срочных вкладов в пассивах банка, тем меньше давление резервной нормы и резервного фонда на деятельность банка. В то же время по срочным вкладам банк выплачивает более высокий процент, чем по вкладам до востребования.

Активные операции состоят из предоставления денежных средств в ссуд) предпринимателям, фирмам. Они состоят в основном из кредитных и операций с ценными бумагами (фондовых операций). На эти два вида активных операций приходится около 80% всех активных операций банка. Остальные 20% приходятся на операции с недвижимостью, покупкой-продажей иностранной валюты, кассовым обслуживанием клиентов, акцептные операции.

Банк — равноправный субъект рыночной экономики и в своей деятельности, как и любой хозяйствующий субъект, руководствуется принципом «максимума прибыли за счет минимума издержек».

Около 70% доходов банка формируется за счет платы процентов за кредит, биржевых и трастовых операций.

Расходы — это плата за вклады, заработная плата работникам банка, затраты на содержание оборудования. Разница между доходами и расходами и составляет прибыль банка.

Коммерческий банк, как и всякий хозяйствующий субъект, работает в конкурентной среде, испытывая давление не только со стороны других банков, но и небанковских структур: страховых компаний, ссудосберегательных кооперативов, лизинговых компаний, пенсионных фондов, финансовых брокеров, инвестиционных фондов, трастовых компаний и пр., которые оказывают аналогичные банкам услуги.

Естественно, что чем больше конкурентов, тем выше при прочих равных условиях интенсивность конкуренции на рынках банковских услуг. В целях повышения конкурентоспособности банки стремятся к увеличению степени дифференциации представляемых клиентам услуг. Традиционно банковское дело считается сферой деятельности с высоким уровнем дифференциации товара. Каждый банк стремится оказать своим клиентам множество дополнительных услуг вплоть до представления дружеских займов.

В российском банковском деле дифференциация предоставляемых услуг играет существенную роль.