Баланс народного хозяйства и система национальных счетов


Макроэкономические показатели используются для анализа, планирования, прогнозирования и государственного регулирования воспроизводственных процессов. В этих целях в странах с директивно-централизованным хозяйством использовали систему баланса народного хозяйства, а в странах с рыночной экономикой — систему национальных счетов.

Принципы построения той и другой системы одинаковы и основаны на использовании двойной записи и бухгалтерском учете. Каждая из систем в одной своей части отражает ресурсы, в другой — их использование.

Система баланса народного хозяйства представляет собой совокупность наиболее общих, взаимосвязанных показателей, объединенных рядом балансовых таблиц, которые характеризуют условия и результаты расширенного воспроизводства.

Система баланса народного хозяйства включает в себя множество конкретизирующих его отдельных балансов, играющих важную самостоятельную роль в процессе воспроизводства: баланс производства общественного продукта и его использования; баланс производства национального дохода, его распределения, перераспределения и использования; сводный баланс трудовых ресурсов и их использования; баланс доходов и расходов населения: финансовый баланс доходов и расходов государства (бюджет). Сводная таблица баланса народного хозяйства— это дальнейшие обобщения всех разделов баланса, их синтез.

В систему баланса народного хозяйства входят материальные балансы, охватывающие более 500 видов продукции и сырья и примыкающие к балансу общественного продукта, составляя вместе с ним единое целое.

Конкретизацией баланса общественного продукта служит межотраслевой баланс (МОБ), представляющий собой шахматную таблицу, которая может быть большой или малой в зависимости от числа включенных в нее отраслей.

Теоретическую основу построения баланса народного хозяйства составляет классическая теория воспроизводства общественного продукта и национального дохода, развитая и дополненная отечественной экономической наукой в соответствии с практикой и теми изменениями, которые происходили в развитии народного хозяйства.

В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям перед ними встал вопрос выбора системы баланса национальной экономики: или система баланса народного хозяйства по советской методологии, или система национальных счетов по методологии западных стран. Рассматривалась возможность реализации различных вариантов — от использования только системы баланса народного хозяйства до создания суперсистемы, сочетающей западную и советскую методологии.

Большинство стран Восточной Европы отказались от системы баланса народного хозяйства и перешло на использование системы национальных счетов. В России в 1988 г. начата работа по созданию системы национальных счетов.

Очевидно, что система национальных счетов (СНС) приобретает значимость международного стандарта в оценке основных показателей экономического развития страны. Переходным к нему этапом служит принятый в начале 1993 г. усовершенствованный стандарт СНС, учитывающий особенности стран с переходной экономикой.

Западная система национальных счетов начала создаваться после Второй мировой войны. Возрастающая интеграция стран с рыночной экономикой потребовала выработки единых стандартов к составлению СНС. В 1950 г. Организацией европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) была опубликована Упрощенная стандартная система национальных счетов, преобразованная в 1958 г. в Стандартную систему национального счетоводства. Это способствовало унификации разработки СНС в разных странах. Система национальных счетов (практически начавшая применяться с 1952 г.) постоянно обновляется и пересматривается. Однако суть системы национального счетоводства и ее основное предназначение остается неизменным.

Национальное счетоводство — это система национальных счетов и один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов.

Национальное счетоводство предоставляет возможность объективной оценки экономического прошлого страны, служит источником для выработки действенной экономической политики и базой для планирования и прогнозирования экономического развития страны. Национальные счета — это разновидность балансовых построений: доходы/расходы; ресурсы/их использование; использование конечного продукта и национального дохода страны.

Основу национальных счетов для экономики в целом составляют шесть счетов.

Это счет:

  1. благ;
  2. услуг и производства;
  3. дохода и потребления;
  4. накопления;
  5. создания стоимости вне производства (переоценки);
  6. открывающий и закрывающий балансы.

Между основными показателями сводных национальных счетов имеется связь в виде равенства. Например, валовой национальный продукт по рыночным ценам равен расходам на частное потребление домашних хозяйств и частных некоммерческих организаций плюс расходы на государственное потребление, плюс валовые национальные капиталовложения, плюс чистый экспорт. Или национальный доход равен заработной плате рабочих и служащих плюс доходы фермеров, ремесленников, мелких торговцев, лиц свободных профессий, плюс доходы от собственности, плюс прибыль корпораций и другие виды доходов.

Важную роль в системе национальных счетов играют сводная экономическая таблица (СЭТ), в которой получают отражение счета всех институционных секторов, и таблица «затраты — выпуск», т.е. межотраслевой баланс.

Как уже отмечалось, обновление методологии исчисления в системе национальных счетов осуществляется постоянно.

В последние годы западные специалисты все чаще обращают внимание на недостатки отражения доходов в действующей системе национальных счетов. Предлагается, в частности, перейти от суммирования доходов всех действующих в экономике единиц к их учету как результату добавленной стоимости, т.е. как первичному доходу от производства и продукции.