Как бы ни изменялись взгляды на факторы экономического роста, суть проблемы состоит в том, что темпы экономического роста обусловлены затратами ресурсов: живого труда (трудовых ресурсов) и овеществленного труда (средств производства или капитальных благ). Иначе говоря, экономический рост определяется совокупными затратами общественного труда.
Темпы экономического роста зависят от количества занятых в процессе воспроизводства материальных благ и услуг и от производительности их труда, т.е.:
ТЭР = Количество занятых х Уровень производительности труда.
Второй параметр формулы факторов экономического роста — производительность труда — наиболее подвижен. Вместе с изменениями в социально-экономическом развитии общества изменялись и взгляды на слагаемые роста производительности труда.
Классическая формула факторов производительности труда как система, состоящая из трех элементов — научно-технического прогресса, качественных характеристик рабочей силы, организации труда и производства, — дополнялась все большим числом ее элементов.
Так, после Второй мировой войны в связи с научно-технической революцией и вызванным ею повышением требований к качественным характеристикам рабочей силы стала развиваться теория социального фактора в экономическом росте. Экономистами многих стран обосновывалась необходимость выделения образования в данном факторе экономического роста. При этом предлагалось множество расчетов, чтобы выявить влияние образования на экономический рост.
С распадом социалистической системы хозяйства предпринята попытка выделения в числе факторов экономического роста экономического механизма функционирования системы. Получило общее признание отрицательное влияние на экономический рост директивно-плановой системы хозяйствования.
Наиболее эффективной системой признается рыночная модель хозяйствования, оптимально сочетающая конкуренцию и научно обоснованное государственное регулирование экономических процессов. Заслуживает внимания вывод о том, что экономический рост всегда выступает как результат действия не только экономических, но и неэкономических факторов. К числу последних относят военно-политические, географические, климатические, национальные, демографические, культурные и др. Влияние тех или иных неэкономических факторов может быть весьма различно, изменяться во времени, но полностью его избежать, как показывает мировой и отечественный опыт, никогда не удается.
И если действие таких неэкономических факторов, как климатические, географические в XX в. существенно ослабло (хотя и в различной мере для разных стран), то в этом же веке (с его двумя мировыми войнами, «холодной» войной) очень сильно проявилось и проявляется влияние военно-политического и национального факторов. Особенно это актуально для России, ряда других посткоммунистических стран, немалого количества африканских и арабских государств.
При этом следует учитывать, что влияние неэкономических факторов может быть не только негативным, но и позитивным, повышающим эффективность производства.
Но само деление факторов экономического роста на чисто экономические и неэкономические весьма условно и трудно количественно различимо. Фактически в любом экономическом факторе роста всегда присутствует неэкономическая составляющая, и наоборот.
В 80-е годы в западной и отечественной литературе широкое распространение получили многофакторные модели экономического роста, насчитывающие до 20 слагаемых.
Большинство авторов многофакторных моделей пытались измерить количественно влияние качественных факторов на экономический рост страны. Детально разложив все факторы затратного характера, определяющие экономический рост, они в результате получали «остаток», или «некий излишек», который и расценивался как фактор качественного порядка, или эффективности экономического роста.
Однако даже при традиционном анализе экономического роста с использованием труда и капитала или занятых в материальном производстве и уровня производительности их труда количественное определение «веса» каждого из двух факторов в росте национального дохода затруднено. Это объясняется тем, что произведенный национальный доход есть результат сложного взаимодействия рабочей силы со средствами производства. «Автономное» вычленение и количественное определение значимости каждого фактора носит весьма условный характер.
В наиболее принятом понимании факторы экономического роста можно представить в виде схемы.
Вместе с развитием общественного производства и социального прогресса значение отдельных факторов в экономическом росте претерпевало определенные изменения. С этих позиций можно выделить три периода в истории развития промышленного производства, в каждом из которых доминирующую роль в экономическом росте играли те или другие факторы.
Так, в течение длительного периода решающую роль в обеспечении экономического роста стран играли естественные факторы: наличие природных ресурсов и количественные параметры трудовых ресурсов. И только с конца XVIII в. главная роль стала принадлежать техническому прогрессу, который набирал все большую силу. В результате начал формироваться и усиливаться «технократический» подход к экономическому росту.
Но к концу XX в. ситуация вновь претерпевает качественные изменения: стало ясно, что и сам по себе научно-технический прогресс, и экономический рост стран, вступивших в постиндустриальную стадию развития, все в большей степени определяются таким комплексом взаимосвязанных факторов, как человеческий капитал, его качественные характеристики и мотивационно-этические ценности. Это вовсе не принижает огромную значимость НТП, но показывает, что чисто «технократическое» понимание экономического роста, не учитывающее огромную роль культуры хозяйствования в развитых странах Запада и Востока, преодолено или преодолевается. И чем больше степень этого преодоления, тем динамичнее экономический рост.
По мнению авторов комплексного доклада «Состояние мировой конкуренции. 1992 г.», подготовленного неправительственной экспертной корпорацией «Всемирный экономический форум» (Лозанна, Швейцария), в современных условиях в мировом сообществе преимущество имеют те государства, которые озабочены развитием экономики, базирующейся на знаниях и квалификации с ярко выраженным «человеческим измерением». В докладе отмечается, что в настоящее время лишь около 15 % всех факторов, влияющих на международные позиции той или иной страны, зависят от таких традиционных «жестких» показателей, как объем ВНП, уровень инфляции, состояние торгового баланса и т.д.
Оставшиеся 85 % приходятся на так называемые «мягкие» факторы конкуренции, к числу которых относятся мотивация труда, степень образованности и квалификации кадров, выработка системы ценностей на производстве. Затраты на рабочую силу перестают быть просто издержками производства. Воспроизводство качественных характеристик работника, обновление трудовых мотиваций выделяются в число первоочередных факторов, обеспечивающих эффективный экономический рост. Возрастает также значение управления человеческим «капиталом».
Управление — исключительная функция человека, значение которой в современном экономическом росте неизмеримо усиливается. Умелое управление позволяет эффективно реализовать сильные стороны людей, нейтрализовать слабые, соединить научно-технические достижения с человеческими способностями. Понимание того, что НТР и управление в своем единстве — радикальный фактор современного экономического прогресса, позволило Японии сделать мощнейший рывок и за относительно короткий исторический период войти в число мировых лидеров по уровню экономического развития.
Ни одной стране в мире не удалось выйти из экономического кризиса, преодолеть экономическую отсталость, повысить доходы и потребление населения, превратить национальную валюту в устойчивую в своей стране и желанную во всем мире без эффективного экономического роста.
В последние годы объектом глубокого научного анализа как в западной, так и в отечественной экономической науке служат причины высоких темпов экономического роста и прорыв в результате этого в экономическом развитии Японии, новых индустриальных стран, Китая. Изучение практического опыта этих стран особенно важно для России.
Научный анализ сегодня дает уникальную возможность для сравнения экономического развития двух систем — капиталистической и социалистической, и в частности стран одной национальности— Западной и Восточной Германии, Южной и Северной Кореи. Это сравнение позволяет прийти к выводу, что темпы экономического роста не следует связывать с капиталистическим или социалистическим политическим выбором. Все определяется выработанной экономической стратегией и способностью ее последовательной реализации. Реформирование — исключительная функция государства.
Существенно важно, как показывает мировая практика, наличие в стране экономически образованного, осознающего национальные интересы автора и лидера реформ. Основы экономического успеха состоят в правильно выбранной стратегии. Одной стратегии для всех стран нет и не может быть. Все искусство реформаторов состоит в выборе стратегии, учитывающей уникальное внутреннее и внешнее положение страны в период реформирования.
В переходный период значение государственного регулирования социально-экономического развития страны повышается. Лишь по мере создания основ рыночной экономики государство постепенно уменьшает прямое воздействие на экономику, уступая инициативу рыночным законам и частным товаропроизводителям.
Неудачей окончились попытки реформирования при изначально пассивной роли государства и с ориентацией только на свободное проявление рыночных отношений.
Так, правительство бывшего СССР начало реформы, не только не разработав всесторонне продуманной и обоснованной государственной стратегии реформирования, но и допустив при этом разрушение всех государственных структур и механизмов поддержания более или менее стабильного развития национальной экономики. Япония, Южная Корея, Западная Германия поднимали разрушенную экономику; Россия, имея стабильную экономику и располагая огромным экономическим и научно-техническим потенциалом, оказалась из-за отсутствия государственной стратегии экономических преобразований в ряду почти периферийных стран.
Весьма интересен опыт экономического роста Китая. В данном случае «сработал» фактор, характерный для всех новых индустриальных стран, — последовательная реализация хорошо продуманной государственной стратегии реформирования экономики. В Китае модернизация национальной экономики осуществляется путем создания «социалистической рыночной экономики».
Под ней понимается такая система, в которой базисная роль рынка сочетается с выполнением государством функций макрорегулирования и макроконтроля. Социалистический характер этой экономики определяется ее направленностью на решение социальных проблем, сохранением доминирующего места общественной собственности. Экономическая реформа в Китае проходит с преобладанием созидательных, а не разрушительных факторов.
Следует отметить устойчивые темпы экономического роста на протяжении всех лет реформ (начиная с 1979 г.), повышение жизненного уровня населения, сохранение социально-политической стабильности в стране.
Главным итогом социально-экономического развития Китая в период реформирования является досрочное осуществление стратегической задачи роста валового национального продукта. К 2000 г. его намечалось увеличить по сравнению с 1980 г. в четыре раза и достичь уровня «скромного достатка» жизни населения. Поставленная задача была решена на пять лет раньше — к 1995 г. Вследствие этого китайское правительство считает возможным нынешнюю величину ВНП к 2010 г. увеличить еще в два раза и внести дополнительные качественные элементы в понятие скромного достатка.
Как и в других новых индустриальных странах, тактика реализации экономической стратегии в Китае изменялась по мере достижения тех или иных намеченных целей. По образному китайскому выражению, она определяется так: «переходить реку, нащупывая камни». Иначе говоря, имеется в виду поэтапное, предварительно выверяемое продвижение к рынку, с постепенным переходом от малого к большому, от частного к общему.
Анализ экономического роста как новых индустриальных стран, так и высокоразвитых позволяет заключить, что в любом случае реальный прогресс достигается лишь тогда, когда темпы экономического роста направлены на увеличение доходов и потребления всего населения страны. В этом случае формируются и развиваются факторы социального характера, которые с огромной обратной силой оказывают положительное влияние на экономический рост и развитие страны.