В советской модели хозяйствования решение всех социально-экономических задач концентрировалось в центре. «Сверху» директивными методами решались и проблемы развития научно-технического прогресса. Своеобразным отражением существовавшего долгие годы механизма развития научно-технического прогресса в СССР был термин «внедрение». Новая техника распределялась на предприятия страны по правительственным разнарядкам и «внедрялась» в производство в соответствии с директивными указаниями центра.
Недостаточно высокий уровень экономического развития страны в довоенный период и обусловленное им преобладание нового капитального строительства во всех отраслях общественного производства, товарный дефицит, относительно низкий уровень общего и специального образования, а также организации производства и труда делали во всех отношениях — экономическом, социальном и политическом — объективно необходимым и успешным регулирование «сверху» не только научно-технического прогресса, но и общественного производства в целом. Наряду с преимущественно количественными задачами в этот период постоянно решаются и качественные: повышение технического уровня производства, улучшение качества товаров, рост экономической эффективности производства и т.п.
Повышение социально-экономического уровня развития страны, исчерпание экстенсивных факторов экономического роста, развертывание научно- технической революции предопределили в 70-е годы необходимость и возможность перехода к преимущественно интенсивному, или качественному, типу экономического развития. Экономический и социальный прогресс на преимущественно интенсивной основе становится возможным лишь при условии экономически эффективной реализации мировых достижений НТР.
Решение этой задачи требовало не только высоких качественных характеристик рабочей силы, но и создания хозяйственного механизма, обеспечивающего экономическую самостоятельность и ответственность хозяйствующих субъектов в выборе наиболее выгодных во всех отношениях технических и экономических решений.
Неоднократные попытки внести изменения в хозяйственный механизм в целях стимулирования более эффективного хозяйствования не увенчались успехом. Как показывает сегодняшняя практика, нужны были радикальные изменения в самих формах собственности на средства производства, чтобы изменить отношение к труду и его качественным результатам.
Действовавший в странах бывшего СЭВ хозяйственный механизм был по своей сути индифферентным к темпам и эффективности реализации достижений НТР. Формально в этих странах утверждались всеобщая заинтересованность в научно-техническом прогрессе, отсутствие каких-либо противоречий, связанных с реализацией его достижений. Фактически же ни один из хозяйствующих субъектов не был экономически заинтересован в развитии этого процесса. Государство лишь считалось собственником средств производства.
Реально же оно не несло какой-либо ответственности за развитие науки, техники и их практическую реализацию в производстве. Предприятия, их администрация и рабочие противились развитию НТП. И это понятно. Для администрации реализация новых научно-технических достижений кроме неоправданного риска, интенсивной работы и должностных неприятностей не могла принести ни дополнительного дохода, ни служебного продвижения.
Для рабочих новая техника не давала ничего, кроме экономических и социальных неприятностей. Ученые и изобретатели в бывшем СССР десятилетиями не могли найти практического применения зачастую уникальным, высокоэффективным открытиям.
В дефицитной экономике конкуренция отсутствовала. Поэтому реальных стимулов к снижению издержек производства не было. Дефицит рабочей силы, низкая зарплата, затратная по сути экономика лишали труд качественной мотивации и отторгали трудо- и ресурсосберегающие технологии.
Значение конкуренции прослеживалось в оборонных отраслях России, высокий технический уровень продукции которых подтверждался мировым рынком и экспертами. Высокий уровень отечественной оборонной продукции был следствием не только острой внешней, но и внутренней конкуренции. Дело в том, что средства на разработку военной техники по существу не лимитировались, а задания на эту работу предоставлялись сразу нескольким научным группам.
Попытка использования в 1987-1990 гг. различных новых моделей хозрасчета не изменила отношения предприятий к НТП, да и не могла изменить в силу того, что предприятие должно было находить собственные средства на реконструкцию и модернизацию производства, а в случае успешной реализации научно-технического проекта могло оставить у себя лишь 22,4 % прибыли: 62,7 % отчислялось министерству, 14,9 % — госбюджету. При таком порядке распределения прибыли вряд ли дирекция могла пойти на риск.
Кроме того, существовавшая практика ценообразования на продукцию, при которой покрывались не только фактические затраты на ее производство, но по многим видам производства и фактические убытки, отбивала всякую инициативу в этом плане.
В то время когда другие страны, используя достижения НТР, достигли существенных результатов в экономическом и социальном развитии, СССР все более отставал в техническом отношении, теряя в темпах и эффективности общественного производства и, как следствие, в доходах и потреблении населения.
Обобщение мировой экономической практики второй половины XX в. показало, что наибольшую восприимчивость к темпам и эффективности НТР имеет конкурентно-рыночный механизм при определенной государственной поддержке. Этот факт осознан всеми странами бывшего СЭВ, и с большими или меньшими трудностями все они переходят к рыночной экономике и формируют соответствующие механизмы хозяйствования.
Распространение достижений НТП носит одновременно волнообразный и глобальный характер. Суть концепции волнообразного характера НТП сводится к пониманию «ступенчатой формы» развития НТП: в рамках сложившейся технологической системы; ее смены; развития в рамках новой технологической системы.
Исследователи сходятся на том, что для разработки научно-технической политики важнейшее значение имеет понимание того, в какой стадии технологического развития находится производственный аппарат страны — становления новой технологической системы, ее расцвета или упадка.
Глобальный характер НТП означает, что на какой бы стадии социально- экономического развития не находилась та или иная страна, в конечном счете достижения НТП получат распространение во всех странах мира. Место конкретного народа в авангарде, середине или замыкающей фазе глобального развития зависит от множества факторов, определяемых уровнем социально-экономического развития, от того, насколько национальная система соответствует тем общим, дополнительным требованиям, которые диктуются этапом развития НТП.
Надежды на позитивное решение проблем ускорения социально-экономического развития стран, отставших в реализации достижений НТР, дает сама НТР.
Исследователи отмечают две основные тенденции в развитии современного этапа НТР, способствующие решению указанной проблемы. Во-первых, выявлена тенденция сокращения разрыва во времени использования достижений НТР между передовыми в технологическом отношении странами и отставшими от них; во-вторых, получение максимальных конечных результатов при минимальных удельных затратах прошлого и живого труда на реализацию новейших достижений НТР приобретает характер всеобщей объективной закономерности.
Было бы необъективным утверждать, что Россия во второй половине XX в. не использовала достижения НТР. Точнее было бы сказать, что она использовала их недостаточно, а главное — экономически неэффективно.
Хозяйственной практикой и экономической теорией была отброшена истина: главное предназначение реализации мировых достижений НТР— удешевление единицы производимой продукции. Проявлением игнорирования этой сути НТР является опережающий рост фондовооруженности труда во всех отраслях российской экономики по сравнению с темпами роста производительности труда.
Если в западных странах в результате использования ресурсосберегающих технологий сложилась устойчивая тенденция к снижению материалоемкости, то в России потребление материально-производственных затрат в расчете на единицу общественного продукта возрастало. Оценка скорости распространения ресурсосберегающих технологий в народном хозяйстве СССР показывает, что она в среднем была в 3 раза ниже, чем в западных странах.
Устойчивая тенденция к технологическому отставанию страны была отмечена уже к концу 60-х годов. Объективный анализ ситуации показывает, что причина технологического отставания была не в слабости отечественной науки и несоответствующем уровне развития человеческого капитала, а в невосприимчивости советской модели хозяйствования к эффективной реализации достижений НТР.
И хотя конкурентно-рыночная среда наиболее благоприятна для экономически эффективной реализации достижений НТР, создание рынка в технически отсталых странах не дает им автоматического решения ускоренной и тем более эффективной ликвидации технической отсталости.
Сравнительный анализ американской, японской и западноевропейской моделей научно-технического развития не дает оснований для однозначного предпочтения в пользу одной из национальных моделей. Каждая из них обладает своими сильными и слабыми сторонами. Несмотря на объявленное наличие общих закономерностей в развитии НТП, вряд ли можно обнаружить идеальную, уникальную модель научно-технического развития для всех стран с рыночной экономикой. Как показывает опыт, наряду с тенденциями интернационализации, каждая национальная научно-техническая стратегия формируется с учетом социально-экономических условий, социально-культурных тенденций, образа жизни и т.д.
Критический анализ послевоенного развития экономически развитых стран, а также Японии и новых индустриальных стран, практически сокративших время освоения мировых достижений НТР, позволяет выявить ряд социально-экономических закономерностей, порождаемых НТР, учет которых хозяйствующими субъектами России и других стран, формирующих рыночные отношения, смог бы способствовать решению проблем.
Развитие сферы услуг — одна из основных закономерностей, обусловленных реализацией НТР. Она представляет собой одновременно и условие, и следствие ускоренного и экономически эффективного развития общественного производства на основе новейших достижений НТР. При этом четко определилось деление услуг на социальные и деловые. Уровень, темпы развития социальных услуг (образование, здравоохранение, спорт, культура, искусство), их качество служат условием повышения качественных характеристик рабочей силы, обеспечивающих ускоренную и эффективную реализацию достижений НТР.
Деловые услуги возникли под влиянием развития микроэлектроники и информационной технологии, которые дают импульс созданию отраслей по обработке информации и информационных услуг (программное обеспечение, хранение и поиск данных, телекоммуникационные устройства). Подавляющая часть самодеятельного населения в экономически развитых странах занята в сфере услуг.
Благодаря развитию сферы услуг безработица не может считаться неизбежным следствием НТР: 7 из 10 новых рабочих мест создается в развитых странах в сфере услуг.
Однако экономическая теория мало внимания уделяет сущности и тенденциям в развитии данной сферы. Крупнейший работодатель, эта сфера важна не только сама по себе. Она связана с другими отраслями и ведет к значительным структурным изменениям в национальной экономике. Сфера услуг в условиях современного этапа НТР — ключевая часть национальной инфраструктуры, обеспечивающая экономический, социальный, культурный и политический прогресс.
Причины упадка сферы услуг в бывшем СССР — не только в «остаточном принципе подхода» к ней. Они носят более глубокий характер. Советская экономика, для которой подсчет затрат и результатов был несвойствен, испытывала хронический дефицит ресурсов. Ограниченные и относительно сокращающиеся ресурсы в первую очередь направлялись для поддержания уже сложившейся структуры общественного производства — в отрасли по производству средств производства, и в том числе военно-промышленного комплекса.
Поэтому постоянно недоставало средств не только для развития сферы социальных и деловых услуг, но и для отраслей, производящих предметы потребления.
Без высвобождения работников под влиянием роста технической вооруженности живого труда решить проблемы экономической эффективности НТР невозможно. Однако реализация достижений научно-технической революции не ведет автоматически к появлению массовой безработицы. Развитие НТР вызывает сокращение рабочих мест в основном в традиционных отраслях.
В то же время создаются новые рабочие места в информационном, инновационном комплексах, в сфере услуг. В условиях рынка, острой конкуренции, ускорения темпа НТП необходима динамичная структурная перестройка национального хозяйства. Этому будет способствовать наличие в стране гибкого рынка труда, который сможет обеспечивать межотраслевой перелив рабочей силы.
На современном этапе НТР в условиях рыночной экономики неуклонно возрастает значение гибких форм занятости. Они используются не столько для непосредственной борьбы с безработицей, сколько для предоставления более широких возможностей удовлетворения спроса и реализации предложений на рынке труда. Этим они отвечают повышающимся требованиям к условиям труда и меняющемуся спросу на рабочую силу как в количественном, так и в качественном отношении.
Главный вывод, вытекающий из опыта западных стран и представляющий практическую значимость для России и других стран, формирующих рыночную экономику, состоит в том, что сокращение потребности в рабочей силе, приводившее ранее к росту безработицы, стало в известной мере процессом регулируемым.
Качество управленческого труда в эпоху НТР возросло. Сложные технологии, проблемы экологии, маркетинга предъявили повышенные требования к уровню компетентности управленческого труда. Использование неинвестиционных факторов, определяющих в основном экономическую эффективность современных технологий, впрямую зависит от способностей и качественных характеристик менеджеров. Спрос на специалистов области менеджмента в частном секторе рос быстрее, чем в целом спрос на труд. Подобная тенденция имела место и в государственном секторе экономически развитых стран.
Деятельность современного управляющего в огромной степени определяется его личностными характеристиками, коммуникационными способностями, умением организовать систему мотивации подчиненных работников, требовательностью и беспристрастностью в оценке конечных результатов. В конкурентно-рыночной экономике управленческий труд стал одним из важных факторов получения высокой прибыли.
Реализация потенциально заложенных в современной технологии огромных возможностей для повышения эффективности производства во многом зависит от функций управленческого труда.
Научно-техническая революция изменила философию управления, подняв практическую значимость в эффективной реализации ее достижений не только высокой квалификации менеджера, но и уровня его общей образованности. В 60-е и 70-е годы среди управляющих даже многих крупных корпораций было немало «практиков» без вузовских дипломов. Сегодня они не отвечают требованиям времени, их удельный вес невелик и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.
Активизация инновационных процессов — отличительная особенность современного этапа НТР в экономически развитых странах.
Технические нововведения в наукоемких и капиталоемких производствах дают производителям решающее преимущество в снижении удельных затрат и выпуске более совершенной продукции в условиях глобального мирового рынка.
Технологическая стратегия предприятий должна отвечать новым, более жестким и непрерывно меняющимся стандартам конкурентоспособности, которые приобретают мировой, а не локальный характер. Она не сводится только к созданию новой продукции, а направлена на полное удовлетворение высоких требований как национального, так и мирового рынка.
Предлагаемая продукция не должна представлять собой лишь средний технологический уровень сегодняшнего дня: 80-е годы выявили жизнеспособность тех фирм, которые владеют национальной и зарубежной технологической информацией об общем направлении развития отрасли на 3-8 лет вперед.
В новых наукоемких и капиталоемких производствах, выпускающих технически сложную и быстро устаревающую продукцию, налаживание эффективного производства на базе национального рынка даже, например, такого емкого как США, часто оказывается в принципе невозможным. В этих отраслях обязательным условием окупаемости затрат становится реализация эффекта новизны, уникальности продукции, что требует «взрывного» расширения производства. Это условие может быть выполнено зачастую только за счет выхода на мировой рынок. Доступ к мировому рынку наукоемкой продукции и к рынку научно- технической информации (как экспорта, так и импорта) становится обязательным условием экономического роста.
Реализация ресурсосберегающих технологий осуществилась после энергетического кризиса: 20-летний период был характерен созданием и широким использованием во всех индустриальных странах ресурсосберегающих технологий. В Японии, испытывающей наибольший дефицит природных ресурсов, достигнуты особенно внушительные результаты экономии ресурсов. Весь прирост промышленной продукции в последние годы достигается при абсолютном сокращении топливно-сырьевых ресурсов. Значительные успехи в этом направлении достигнуты в США и других странах. Очевидно, что одним из возможных решений выхода России из топливно-энергетического кризиса может быть использование ресурсосберегающих технологий.
Реализация экологочистых технологий необходима, так как экологический кризис настолько глубок и глобален, что выход из него следует признать задачей научной, технической, производственной всей мировой общественности, правительств всех государств.
В отличие от других сфер научно-технической деятельности, на которые распространяются законы конкуренции, в защите окружающей среды, в изобретении и использовании экологочистых технологий должен быть выработан не только свободный обмен, но и выработаны меры по их реализации в технически отсталых странах.
Государственная поддержка НТР. Опыт свидетельствует, что темпы и эффективность реализации мировых достижений НТР обеспечиваются соответствующим рыночным механизмом, сочетающим конкуренцию, специализированный рисковый бизнес и мощную поддержку государства.
Роль государства в управлении научно-техническим прогрессом постоянно модифицируется. Однако общая картина разделения труда между государством и предпринимательством не изменяется: в руках государства сосредоточен выбор приоритетов научно-технического развития и производства новых знаний и технологий; корпорации, фирмы, предприятия остаются основной сферой реализации научных исследований, обеспечения национальной экономической и технологической конкурентоспособности.
Конкретные функции государства в повышении научно-технического уровня национальной экономики различаются по странам. Для России и других стран СНГ практический интерес представляет, в частности, опыт новых индустриальных стран. Функция государства в этих странах состоит, прежде всего в том, чтобы дать импульс становлению той или иной высокотехнологической области, создать научно-информационную базу для ее развития. По мере приближения к этапам опытно-конструкторских работ и производства ведущая роль переходит к частным компаниям.
Государство в НИС играет определяющую роль в формировании научно- технической инфраструктуры, представляющей собой совокупность местных государственных и частных исследовательских организаций, а также высших учебных заведений. Велика роль государства в НИС в создании образовательной базы и формировании кадров, отвечающих потребностям НТР. Что касается взаимодействия государственных и частных организаций в финансировании научно-исследовательской работы, то этот вопрос решался по-разному как по странам, так и по задачам, решаемым страной на том или ином этапе ее экономического и научно-технического развития.
Совершенно ясно, что рыночные отношения без государственного регулирования новую модель развития НТП в нашей стране не создадут. Нужна действенная, хорошо продуманная стратегия государства, выработка им хозяйственного механизма, учитывающего законы функционирования рынка.