Совокупный спрос и совокупное предложение. Теории макроэкономического равновесия


Достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом— практически трудно реализуемая задача. Ее решение особенно осложнено в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических взаимосвязях.

Вместе с тем достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности.

Иначе говоря, макроэкономическое равновесие — это оптимальное соотношение во всей системе социально-экономических количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки достижения оптимума — это стремление к достижению идеального состояния в социально- экономическом развитии системы, которое практически неосуществимо.

Попытка создать равновесную экономическую систему в условиях единого собственника — государства и централизованного директивного планирования не увенчалась успехом. Все пропорции в народнохозяйственных планах СССР были согласованы, но практически ни один план без диспропорций не был реализован. В конечном счете, советские экономисты вынуждены были признать, что пропорциональность достигается через диспропорциональность.

Вместе с тем несмотря на невозможность практического решения проблемы макроэкономического равновесия не только в рыночной, но и директивно-плановой системе, экономическая наука предпринимает все более успешные попытки объективного осмысления функциональных социально- экономических взаимосвязей на макроуровне в условиях рыночных отношений. Эти исследования носят не только познавательный, но и прикладной характер: объективно понять, в меру возможного количественно оценить пропорциональные взаимосвязи с тем, чтобы повысить эффективность государственного регулирования и предельно снизить социально-экономические потери от макроэкономической диспропорциональности.

Рассмотренные макроэкономические модели Кенэ, Вакльраса, К.Маркса, Дж. Кейнса, В.Леонтьева, макроэкономические модели факторов экономического роста — все это попытки объективного исследования макроэкономических взаимосвязей в рыночной системе с большими или меньшими результатами практического характера.

Наибольший вклад современная экономическая наука внесла в развитие макроэкономической теории совокупного спроса и совокупного предложения. Усиленное внимание к этой проблеме вполне объяснимо. Объективное представление о содержании этих категорий, их соотношении и достижении макроэкономического равновесия способствуют решению одной из основных проблем рыночной экономики — обмена, реализации созданных в обществе товаров и услуг, без решения которой следующий воспроизводственный цикл практически невозможен.

Совокупный спрос — это вся масса товаров и услуг, на которую общество предъявляет спрос при данном уровне цен.

Совокупное предложение — это количество товаров и услуг, которое предлагается в масштабе общества при данном уровне цен.

Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяет макроэкономическое равновесие.

Анализ совокупного спроса и совокупного предложения значительно сложнее, чем для отдельного товара. Изменения в соотношении кривой совокупного спроса и совокупного предложения аналогичны изменениям отдельного товара. Однако факторы, определяющие соотношение совокупного спроса и совокупного предложения, — другие.

На изменение совокупного спроса наиболее значительное влияние оказывают как факторы ценового порядка, так и неценовые факторы. К ценовым факторам относятся эффект процентной ставки, эффект богатства, или кассовых остатков, импортные закупки.

При постоянной денежной массе повышение цен приводит к автоматическому росту процентной ставки. Ее повышение обусловливает сокращение инвестиций в экономику, следовательно, и потребление инвестиционных товаров. Таким образом, эффект процентной ставки действует на совокупный спрос опосредованно, через изменение уровня цен;

Реальные кассовые остатки — это остаточная покупательная способность физических и юридических лиц. Действие этого фактора на совокупный спрос осуществляется через негативное влияние инфляции на доходы населения. Инфляция уменьшает богатство людей в форме фиксированных доходов— срочных счетов в банках, домашних сбережений, заработной платы, ренты, пенсий. Реальные кассовые остатки сокращаются, население уменьшает свои потребительские расходы, что приводит к понижению совокупного спроса.

При высоком уровне цен на отечественные товары, приобретение и продажа импортных товаров на внутреннем рынке увеличиваются. Это означает, что платежеспособный спрос населения способствует росту предложения зарубежных товаропроизводителей. При пониженных ценах на отечественные товары по сравнению с импортными совокупный спрос (при равных условиях) в стране повышается. Влияние этого фактора не только на совокупный спрос, но и на макроэкономическое равновесие тем выше, чем больше доля импорта в производстве и потреблении на внутреннем рынке страны.

К неценовым факторам, влияющим на изменение современного спроса, относятся изменения в расходах всех хозяйствующих в рыночной экономике субъектов: домашних хозяйств (непосредственных потребителей), предприятий (товаропроизводителей), государства (расходов госбюджета). Изменения в потребительских расходах могут быть вызваны снижением или повышением налогов, потребительскими ожиданиями, возвратом или уплатой долга.

У предприятия изменения в расходах могут быть вызваны изменениями процентных ставок, ожидаемой прибыли от новых инвестиций, налогов, технологий, избыточных мощностей.

Государство может увеличить или сократить государственные расходы, увеличив или уменьшив тем самым совокупный спрос через государственные инвестиции, бюджет домашних хозяйств.

К числу неценовых факторов совокупного спроса относят также влияние изменений на величину национального дохода в зарубежных странах, а также изменения в валютных курсах.

На рис. ценовые факторы совокупного спроса и изменения в реальном объеме производства смещают точку AT по самой кривой спроса. Все неценовые факторы смещают кривую совокупного спроса AT вправо или влево в зависимости от направленности действия каждого из этих факторов.

На рис. кривая совокупного предложения (AS) имеет сложный рисунок восходящего вида, который зависит от эффективности производства или общей производительности (изменения стоимости всех факторов производства на общий объем производства).

Исходя из этого в кривой совокупного предложения выделяют три отрезка, или участка: горизонтальный, или кейнсианский (период экономического спада); промежуточный или восходящий (увеличение средних издержек производства за счет дополнительного вовлечения менее эффективных ресурсов, что вызывает рост цен и нормальную реакцию предложения); классический или вертикальный (производство находится на границе своих возможностей в связи с использованием всех ресурсов). Как бы ни повышались цены в этой ситуации, предложение не увеличивается, поэтому его кривая принимает вертикальный вид. Следовательно, точка совокупного предложения AS двигается слева направо по своей кривой под совместным влиянием цен, средних издержек производства и объемов производства.

Неценовые факторы предложения — изменение цен на внутренние (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) и внешние (импортные) ресурсы, господство на рынке; изменения в производительности труда; изменения правовых норм — действуют на кривую совокупного предложения опосредствованно, через издержки производства, и могут сдвигать кривую предложения в зависимости от направленности вправо — влево.

Проблема кривой совокупного предложения и факторов, ее определяющих, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретический взгляд на эту проблему оказал существенное влияние на социально- экономическое развитие России в годы реформирования ее экономики. Так, первые реформаторы российской экономики (Е. Гайдар, Б. Федоров и др.) считали, что для экономического подъема необходимо не стимулировать спрос, а его замораживать, чтобы избежать инфляции. Такое решение проблемы основано на классической концепции, связывающий спрос не с приростом объемов производства, а с инфляцией.

В данном случае игнорировалась реальная социально-экономическая ситуация в России 1992-1995 гг.: снижение промышленного производства почти в 2 раза, т.е. картина — весьма далекая от полной занятости всех ресурсов, характерной для развитой экономики. В конкретной российской ситуации слепое следование теоретическим концепциям развитой рыночной экономики способствовало углублению кризиса.

Как показала 10-летняя практика рыночного реформирования в постсоциалистических странах, положительные результаты в макроэкономическом равновесии и выходе из социально-экономического кризиса получены в тех странах, где правительство отказалось от западных рецептов реформирования, ориентируясь на здравый смысл, стимулируя совокупный спрос и всеми мерами воздействуя на рост производства.

Макроэкономическая теория предлагает несколько концепций достижения макроэкономического равновесия, которые в большей или меньшей мере оказывают влияние на макроэкономическую практику.

Классическая теория макроэкономического равновесия и ее современные сторонники считают, что рыночная экономика имеет внутренние механизмы для саморегулирования и достижения макроэкономического равновесия.

Представители классической политэкономии не использовали макроэкономических категорий, но в их макроэкономическом анализе весьма четко видны взгляды на характер функционирования капиталистической системы в целом. В соответствии с их подходом, рынок сам обеспечивает эффективный объем производства.

Если для XVIII в. и первой четверти XIX в. такой взгляд на достижение соотношения совокупного спроса и совокупного предложения выступал в определенной степени отражением реальной жизни, то с возникновением первых экономических кризисов классическая концепция макроэкономического равновесия вступает в противоречие с действительностью.

Неоклассическая теория, усовершенствовав предложения о гибкости заработной платы, ренты и процентной ставки, исходит из того, что каждый фактор производства имеет свою равновесную точку на рынке. В связи с этим сторонники этой концепции полагают, что рынок способен обеспечить экономическое равновесие всей системы.

Более того, по мнению сторонников неоклассической теории макроэкономического равновесия, рыночные механизмы могут самостоятельно вывести экономику страны из любого неравновесного состояния. Современные сторонники этой теории используют ее для обоснования ненужности государственного вмешательства в экономику страны.

Кейнсианская теория макроэкономического равновесия, основанная на анализе макроэкономической практики, исходит из того, что рыночная экономика развивается не так гладко, как в классической и неоклассической моделях, а процентная ставка, заработная плата и цены не обладают той гибкостью, которая способна привести систему в равновесие.

Дж.Кейнс, используя анализ экономических циклов К.Маркса, подошел к оценке циклических колебаний не как временным отклонениям от равновесия, а как объективно присущей черте рыночной системы. Дж.Кейнс всесторонне доказывает, что капиталистическая экономика не является саморегулирующейся системой, способной стихийно достигать макроэкономического равновесия и бесконечно процветать. Вывод Дж.Кейнса: рыночной системе необходимо помогать поддерживать макроэкономическое равновесие, и эта помощь может быть оказана только государством.