Задачи развития малых предприятий


Эволюция предприятий в переходной экономике отнюдь не ограничивается преобразованиями крупных предприятии. Не меньшее значение имеет стимулирование развития малых и средних предприятий. Малый и средний бизнес, причем особенно малый (в дальнейшем изложении речь пойдет именно о нем), выполняет очень важную роль в рыночной экономике. Прежде всего, за счет оперативной реакции на изменение конъюнктуры рынка он придает необходимую гибкость рыночной экономике в целом.

Далее, говоря о малом бизнесе, необходимо отметить его массовость. Так, в промышленно развитых странах на малый бизнес зачастую приходится до 90—95% числа всех предприятий и до 20—60% валового национального продукта. Особую роль играет малое предпринимательство в развитии сферы услуг и торговли.

Малый бизнес способствует развитию конкурентной среды и тем самым снижению степени монополизации экономики. В силу своих небольших размеров и многочисленности, малый бизнес гораздо труднее монополизировать, чем массовое производство на крупных предприятиях.

В силу небольших объемов производственных фондов и незначительного числа занятых работников, малый бизнес обладает той гибкостью и подвижностью, которая позволяет быстро менять сферу деятельности или специализацию. Это позволяет ему активно осваивать новейшие достижения научно-технического прогресса, особенно в таких некапиталоемких сферах, как кибернетика и электронная техника.

Понятно также и то, что в силу своей массовости, малый бизнес обеспечивает занятость большого числа людей, что дополнительно поднимает его значимость в переходной экономике, стоящей перед угрозой появления массовой безработицы.

Все названные функции малого бизнеса показывают, насколько важно стимулировать его развитие при переходе к рыночной экономике, особенно — к социально ориентированной.

В современной российской экономике малый бизнес делает свои первые шаги, и период его становления протекает очень нелегко. Начавший было набирать силу в 1991 г. процесс образования малых предприятий в производственной сфере практически прекратился в 1992 году, вследствие проводившейся тогда экономической политики и экономической конъюнктуры.

Либерализация цен и сильная, скачкообразная инфляция привели к ликвидации финансовой базы малого бизнеса из-за обесценения сбережений населения и резкого повышения процентных ставок. Причем в сфере производства, где наиболее организованно и жестко действует налоговая система, малые предприятия оказались к тому же под непомерным налоговым прессом. Добавим к этому, что малый бизнес наименее защищен от давления коррупции, организованной преступности, произвола чиновников, и общая картина станет еще более удручающей.

Сказанным объясняется немногочисленность вновь создаваемых малых предприятий в России. Так, за весь 1992 год их образовалось вместе с кооперативами почти 190 тысяч, списочная численность занятых на этих предприятиях составила около 3 млн. человек, а вместе с привлеченными работниками — примерно 5 млн. человек. Относительная незначительность этих показателей видна из сопоставления с данными развития малого бизнеса в США. Там на 250 млн. жителей страны насчитывается около 15 млн. малых предприятий. В России же с ее населением порядка 150 млн. человек имеется в целом, по оценочным данным, примерно 700 тысяч таких предприятий, т.е. столько, сколько в США возникает ежегодно.

Отрицательно влияет на развитие малого бизнеса в переходной экономике непрекращающийся спад производства. Он особенно губителен для малых предприятий, поскольку усиливает монопольный характер и дефицитность экономики, порождает экономический хаос и неуверенность. К тому же в условиях инфляции рост цен обгоняет повышение номинальных доходов населения, что приводит к сужению емкости внутреннего рынка и сдерживает предпринимательскую активность.

Все перечисленные сложности и проблемы переходной экономики сдерживают развитие малого бизнеса. Это показывает, что развитие малых предприятий нуждается в постоянной и целенаправленной государственной поддержке.

Кстати, государство всегда поддерживает малый бизнес и в условиях развитого социально ориентированного рыночного хозяйства. Это ясно видно на примере современной экономики Германии. Прежде всего, отметим, что в немецкой государственной экономической политике, как и в экономической литературе, не принято обособлять малый бизнес от среднего. Они рассматриваются как некое экономическое единство, именуемое «миттелыптанд», что в переводе на русский язык означает средний слой.

Экономическое значение мелкого и среднего бизнеса в ФРГ определяется его ролью, во-первых, работодателя для 2/3 всего занятого населения; во-вторых, производителя продукции и услуг, составляющих почти половину валового внутреннего продукта; в-третьих, катализатора научно-технического прогресса, на долю которого приходится 2/5 всех валовых инвестиций и более половины зарегистрированных патентов; в-четвертых, источника кадров, охватывающего 85% всех имеющихся в ФРГ мест производственного обучения.

Главным принципом, лежащим в основе системы мер государственной поддержки «миттельштанда», является оказание помощи, стимулирующее предпринимательскую активность. Общая цель программы государственной помощи — повышение эффективности и конкурентоспособности мелкого и среднего бизнеса.

Перечислим основные меры государственной поддержки:

  1. Мероприятия структурной политики федерального правительства. Главный ее инструмент — картельное право. Ведомство по надзору за картелями (по-нашему — антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, всемерно облегчает кооперацию мелких и средних фирм. Кроме того, обеспечивается равноправное участие малого и среднего бизнеса в распределении государственных контрактов.
  2. Налоговые льготы: специальные нормы амортизационных отчислений (ускоренное списание), создания резервов необлагаемой налогом прибыли, инвестиционные надбавки за счет налоговых ведомств.
  3. Финансовая поддержка: льготные дешевые кредиты под гарантию правительства и специальные кредиты земельных правительств на создание новых рабочих мест.
  4. Помощь в инновационной сфере: индустриальные и научные парки, инновационные центры, облегчающие доступ к информации и капиталу. Содействие в совместной работе мелких и средних фирм с научными учреждениями, помощь в обучении научного персонала.
  5. Помощь в обучении предпринимателей и менеджеров в системе торгово-промышленных палат.
  6. Консультационные услуги государственных экспертов и оплата консультационных услуг частных экспертов.

Не менее широкой, чем в странах с высокоразвитой, социально ориентированной экономикой, должна быть и государственная поддержка малого бизнеса в переходной экономике. Очень важно предоставление не только кредитных льгот, но и целевых средств венчурного капитала малым научно-техническим фирмам. Актуальным является также привлечение ресурсов крупных предприятий через развитие системы сотрудничества крупного и малого предпринимательства — широко развитого за рубежом франчайзинга.

При этой системе крупная головная фирма предоставляет за плату малому предприятию право использовать свою торговую марку, оказывает услуги в виде консультаций и рекламы, сдает в аренду оборудование и т.д. Это система взаимовыгодного сотрудничества крупных и малых предприятий способствует развитию рыночного механизма торговли и сферы услуг. Необходима и государственная техническая помощь малым предприятиям производственного характера.