Способы перехода к крыночному ценообразованию


Описанную выше систему планового ценообразования можно охарактеризовать в целом как государственно-нормативную модель. Ей противостоит рыночная модель ценообразования. Она изучалась уже в общем курсе экономической теории сначала в своем классическом абстрактном виде — на базе модели совершенной конкуренции, а затем более конкретно в различных рыночных условиях: олигополии, монополии.

Государственно-нормативная и рыночная модели противоположны по своему содержанию. Если первая ориентирована на интересы предприятия-изготовителя, то вторая — на интересы потребителя, представленные его спросом на рынке. Исходя из этого, государственные плановые цены максимально стабильны и ориентированы на полный учет затрат, а рыночные цены, напротив, отличаются гибкостью, подвижностью и максимальным учетом потребительских свойств продукции. Как видим, различия в принципах ценообразования, очень существенны, а потому сильно отличается и уровень цен на аналогичную продукцию при различных моделях ценообразования.

Поскольку модели планового и рыночного ценообразования так сильно отличаются друг от друга, то и переход от одной к другой является процессом сложным и болезненным, ибо он затрагивает интересы предприятий, государства и самых широких слоев населения. Содержанием этого процесса является ликвидация тотального государственного контроля за ценами, т.е. их либерализация.

Способы перехода от планового ценообразования к рыночному различаются по своей радикальности, т.е. продолжительности и последовательности шагов, в зависимости от конкретных экономических условий и принятой концепции перехода к рынку в той или иной стране. На основе практического опыта рыночных реформ 80— 90-х годов сформировались два основных концептуальных подхода к преобразованию системы цен:

радикальная, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых «шоковых» экономических реформ;

постепенная, т.е. поэтапная, и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен как элемент концепции осторожных и постепенных рыночных преобразований.

Первый из названных подходов был наиболее последовательно реализован в ряде стран Восточной Европы, особенно в Польше, а также в России.

Наиболее ярким примером реализации второго подхода в практике перехода к рынку является Китай.

Реформа цен в России

Разрушение плановой системы хозяйства в начале 90-х годов потребовало изменении и в системе цен. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г. Параллельно проводилось ограничение субсидий в целях сокращения бюджетных расходов. Однако реформа осуществлялась недостаточно продумано. Цены производителей (в том числе на сельхозсырье) были откорректированы в январе, однако розничные цены изменились только в апреле, в среднем цены возросли на 60%. Прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций.

Вслед за апрельским повышением розничных цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить зарплату. В результате реализации этой концепции в 1991 году розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом однако объем производства снизился на 11%, что привело к совокупному сокращению объема производства за период с 1989 г. на 17%.

Результатом этого явилось разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит, составивший 31% ВВП и покрытый за счет эмиссии. Таким образом, политика регулируемого изменения цен и их частичной либерализации столкнулась со значительными трудностями, что осложнило ее реализацию. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.

В 1992 году центральным элементом экономической реформы стала либерализация цен. 2 января 1992 года было отпущено 80% оптовых и 90% потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости, а также особо важные материальные ресурсы, освобождение цен на которые могло бы резко затруднить работу промышленности (энергоносители и транспорт). Однако, оставаясь под контролем, эти цены выросли в 3—5 раз. Далее, в марте были отпущены цены практически всех остальных потребительских товаров, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть.

Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса. Наряду с сохранением контроля за обменным курсом основной объем импорта во многих случаях стал осуществляться по рыночному обменному курсу (межбанковский курс). Однако при этом в значительной степени сохранились централизованные закупки материальных ресурсов и их продажа по специальным (субсидированным) обменным курсам. Экспорт сырья и военной продукции (что составляло 70% общего объема экспорта) по-прежнему регулировался квотами и лицензионными требованиями.

Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 года (п сравнению с декабрем 1991 г.), а оптовые цены возросли уже за первые два месяца почти в 3 раз. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточно-европейских странах, проводящих реформу.

Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. Особенно ощутимой оказалась либерализация цен в оборонной промышленности и производстве гражданской продукции в рамках военно-промышленного комплекса, т.к. она лишила отрасль традиционного привилегированного доступа к материальным ресурсам.

Например, цена тяжелого трактора, производимого оборонным предприятием, составляла до либерализации цен 21 тыс. рублей, а в конце марта 1992 года — уже 600 тыс. рублей. Объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы либерализации только на 25%, в то время как цены выросли в 5—7 раз. Тем самым избыточная денежная масса была в значительной мере ликвидирована уже в самом начале радикальной либерализации цен.

Это воспринималось как добрый знак макроэкономического оздоровления авторами реформы и вселяло в сердца многих оптимизм на будущее. Однако время показало, что оптимизм был преждевременным. Вместо долгожданного равновесия завертелось колесо инфляции.