Либерализация должна была ликвидировать инфляционный денежный навес над производством, привести в соответствие объем товарной и денежной массы, т.е. сбалансировать спрос и предложение. Это должно было обеспечить стабильную основу и объективные экономические индикаторы в виде цен для структурных преобразований в производстве.
Однако стабилизации в финансовой сфере, как было показано выше, добиться не удалось, а спад промышленного производства продолжал углубляться. Либерализация цен не смогла в течение двух следующих лет не только остановить, но и затормозить промышленный спад, о чем свидетельствуют данные следующей таблицы:
Экономический кризис и спад производства в переходной экономике, как было показано явление не уникальное, а совершенно закономерное. Однако длительность и масштабы этого спада могут быть различными. Понятно стремление любого реформаторского правительства по возможности сократить и то и другое. И конечно, цены и государственная политика в области ценообразования играют активную роль в решении этой задачи.
Здесь многое зависит от общей концепции перехода к рынку. Так, концепция радикальных экономических реформ, включающая базовым элементом быструю и полную либерализацию цен, предполагает, что новые рыночные цены, ориентированные на спрос, ускорят протекание экономического кризиса, отмирание неэффективных производств и структурную перестройку экономики. С этих позиций цены должны стать после их либерализации стимулятором распада старой экономической системы и ориентиром для создания новой. Здесь центром экономических преобразований является сфера обмена, и в ней прежде всего — цена.
Другой, концептуальный, подход постепенных экономических преобразований ставит в центр государственной политики сферу производства. Здесь логика иная — максимально защитить производство от распада, целенаправленно и последовательно изменять его структуру, поддерживая перспективные отрасли. Ясно, что цены не играют в этой концепции такой активной роли, и даже, напротив, излишняя поспешность с их либерализацией может принести вред, обусловленный нестабильностью и инфляцией.
В России 1992 и 1993 годов применялась первая названная концепция экономических реформ. Ее реализация была далеко не полной и потому не удалось создать действующий механизм рыночной конкуренции. По существу, названная радикальность коснулась, главным образом, цен. Поскольку они были отпущены с января 1992 г., сокращение производства происходило на фоне постоянной ценовой инфляции. О постоянном характере инфляции (и связанной с ней неустойчивости всех экономических процессов) говорят данные о месячных нормах инфляции, приведенные в следующей таблице.
На вопрос о том, обеспечила ли такая двухлетняя динамика цен начало структурной перестройки производства или хотя бы условия для нее, трудно ответить положительно. Цена была заплачена высокая — потеря почти половины продукции промышленности, почти полной развал в обрабатывающих и высокотехнологичных отраслях, низкая конкурентоспособность сырьевого сектора. Но структурной перестройки не произошло.
Технологическая структура народного хозяйства сохранилась, технологическая база — тоже (устаревшая и неэффективная), а отраслевые пропорции изменились в пользу сырьевого комплекса, т.е. в направлении, прямо противоположном задуманному. Произошло это во многом из-за непродуманной кредитной политики при полном отсутствии какого бы то ни было ценового регулирования и поощрения инвестиций.
Вследствие внеэкономических причин (лоббирование, давление с мест), кредиты государства попадали в производство промежуточной продукции, а не продукции конечного спроса, призванной задавать новые технологические требования к производству.
Итак, особенностью реализации концепции радикальных реформ является кризис производства в условиях инфляции. Теперь динамика оптовых цен (а точнее, динамика отпускных цен завода-изготовителя) прямо свидетельствует о глубине кризиса. Связь здесь обратная: чем больше повышение цен, тем ниже падает производство.
Следствием распределения финансовых ресурсов в пользу производства промежуточного продукта при свободных ценах стало прогрессирующее развитие инфляции издержек для всего народного хозяйства. Последняя либо распространялась волнами по всем другим отраслям, либо вызывала в них кризис неплатежей. В результате усиливалось свертывание производства, в первую очередь лишенного финансовых вливаний и находящегося в условиях жесткой конкуренции с импортной продукцией.
Если высокие темпы инфляции характерны для периода спада производства, то снижение темпов роста оптовых цен должно в принципе свидетельствовать о постепенном прекращении промышленного спада и начале фазы депрессии, предшествующей оздоровлению и подъему. Чем раньше это произойдет, тем с меньшими потерями экономика перейдет к рынку. Поэтому, конечно, замедление роста оптовых цен должно восприниматься с оптимистической надеждой, что этот перелом уже близок.
Именно так произошло в начале 1994 года. Уже в конце 1993 г. индекс отпускных цен упал сразу на 8 пунктов: с 19% в ноябре до 11% в декабре. Затем, в январе, динамика цен ненадолго восстановилась на уровне 19%, но уже в феврале спустилась до 16%, а в марте — до 11 % и т.д.
Снижение инфляции могло бы стать предвестником скорой депрессии, т.е. прекращения и промышленного спада, и роста цен, если бы оно было обусловлено только производственными факторами. Однако оно происходило на фоне своеобразной макроэкономической политики: резкого принудительного сокращения денежной массы путем создания кредитной государственной задолженности по платежам населению и промышленности.
Названное обстоятельство не позволяет считать замедление инфляции верным признаком скорой депрессии. При росте государственной задолженности динамика денежных показателей, особенно цен, не может достоверно отражать изменения в производстве. Остается заключить, что и 1994 год для Российской экономики — это период промышленного спада, но протекающего в несколько иных условиях: сокращения спроса и предложения при общей вялости цен или так называемой ползучей инфляции.
Так, в конце марта 1994 года рост оптовых цен приостановился, а в середине апреля отпускные цены на некоторые товары даже снизились. Например, стройматериалы подешевели на 1%, а грузовые автомобили — на 2,3%. Общий уровень цен остался неизменным только за счет роста цен на нефтепродукты. Общая динамика оптовых цен в конце 1993 — начале 1994 г. показана на следующем графике:
Одновременно значительно более высокими темпами происходит рост цен на нефтепродукты (см. график). С точки зрения динамики цен это означает новый толчок к инфляции издержек.
Учитывая, что некоторое снижение цен на стройматериалы происходит на фоне резкого сокращения их производства, а рост цен на энергоносители и транспортные услуги продолжается, логично заключить, что в 1994 году происходит сильная инфляция издержек в инвестиционном комплексе. Сначала она проявляется в росте неплатежей и ограничении спроса на инвестиционные товары и работы, затем — в свертывании строительного комплекса. О таком развитии инфляции издержек говорит соотношение цен по секторам экономики.
Названные тенденции инфляции поддержек говорят о том, что замедление роста цен в начале 1994 г. носит временный характер. Период высокой инфляции еще далеко не позади. Сдержанный на время ростом государственной денежной задолженности и кредитом неплатежей, он зреет в недрах инвестиционного комплекса и готов развернуться вновь. Это значит, что закономерностью переходной экономики является высокая ценовая инфляция параллельно со спадом производства, ограничением спроса и предложения. Чем радикальнее либерализация цен, тем ярче выражен этот процесс.
Спрос, предложение и цена на потребительском рынке
Динамика цен на потребительском рынке имеет ту же тенденцию: сначала резкий скачок до состояния гиперинфляции, затем постепенное затухание до вяло текущей инфляции.
Это обусловлено как состоянием оптовых рынков, так и динамикой заработной платы. О состоянии оптовых рынков говорилось выше. С точки зрения влияния на розничный рынок необходимо отметить, что общий спад производства неизбежно вызывает кризис сбыта и определенное затоваривание, приводящее рано или поздно к замедлению общей динамики оптовых цен.
Соответственно ослабевает давление издержек на продукцию легкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Это значит, что инфляционные импульсы, идущие от оптовых цен к розничным, постепенно снижаются.
Что касается насыщения розничного рынка импортными товарами, то здесь на уровни цен дополнительно влияют курс доллара (и соответственно валютные риски по операциям с импортными товарами) и таможенная политика государства. В начале 1994 года в России курс доллара несколько стабилизировался, намечавшееся повышение таможенных пошлин было отложено, в результате валютные риски импортеров несколько снизились, и на розничном рынке импортных товаров наступило даже некоторое затоваривание.
Все сказанное касается ограничений товарного предложения по линии издержек и рисков. Другой фактор, определяющий динамику потребительских цен, это спрос, определяемый денежной политикой государства и динамикой заработной платы. В этой области проведение недостаточно жесткой эмиссионной политики (как, например, в 1993 г.) очень быстро вызывает ускорение инфляции на потребительском рынке.
И наоборот, ужесточение денежной политики и сдерживание роста заработной платы (вплоть до образования государственной задолженности по выплате заработной платы, как это случилось в России в начале 1994 года, см. выше) постепенно «успокаивают» конъюнктуру на розничных рынках. Сдерживающая политика государства в области заработной платы выразилась в том, что для основной массы населения в 1994 г. она лишь незначительно превышала величину прожиточного минимума (правда, при резкой дифференциации по отдельным сферам зарплаты). Данные об этом представлены в таблице.
В результате действия перечисленных факторов со стороны производства, импорта, денежной системы и денежных доходов населения рост розничных цен после либерализации первоначально является обвальным (что связано с содержанием ценовой реформы и общей финансовой ситуацией, см. выше), а затем постепенно затухает до некоторого базового уровня (около 10% в месяц), реагируя отдельными всплесками на изменение определяющих ее факторов.
При этом общая ситуация на потребительском рынке остается напряженной. По целому ряду товаров постоянно появляются признаки затоваривания. Несмотря <на это, приходится повышать цены (например, вследствие роста цен на энергоносители в 1993—94 гг. и введения новых акцизов на бензин). При этом углубление спада производства и остановки некоторых производств дополнительно ограничивают рост заработной платы.
Государственные пенсии и пособия растут тоже незначительно. Все это — объективные факторы, ограничивающие спрос. Таким образом, для потребительского рынка в период после либерализации цен характерны резкие ограничения как со стороны спроса, так и со стороны предложения.