Коммерческие банки и кредитный рынок


В результате описанной выше банковской реформы в России сложилась уже в 1992 году, т.е. в начале экономической реформы, двухуровневая банковская система, на верхнем уровне которой находится Центральный банк России, а на низшем — множество коммерческих банков. Аналогичные преобразования произошли и в других бывших социалистических странах.

Таким образом, был создан важнейший сегмент финансового рынка — кредитный рынок и его инфраструктура — банковская система. Это имело большое значение для осуществления других преобразований в переходной экономике, т.к. финансовый рынок образует жизненную среду для мобилизации и свободного перелива капиталов, приватизации, концентрации внутренних накоплений для структурной перестройки и развития предпринимательства.

Состоящий во главе банковской системы Центральный банк имеет кассовые расчетные центры на территории страны, которые осуществляют кассовое пополнение государственного бюджета и ведут корреспондентные счета коммерческих банков. Центральный банк контролирует деятельность коммерческих банков через установление обязательной нормы резервов и учетной ставки процента.

В остальном коммерческие банки являются самостоятельными рыночными институтами, ведущими операции с различными клиентами и прямые расчеты между собой. Они самостоятельно устанавливают процентные ставки по кредитам и вкладам.

Развитие коммерческих банков в переходной экономике позволяет использовать экономические рычаги, присущие банковской системе, для ускорения перехода к рыночным отношениям. Благодаря появлению коммерческих банков ослабляется монополизм и рождается конкуренция в банковском деле, т.е. реально осуществляется демонополизация экономики.

Коммерческие банки обеспечивают в рыночной экономике финансовое посредничество и деловые услуги. Финансовое посредничество выражается в мобилизации капиталов через финансовую систему и их инвестирование в эффективный бизнес. Это способствует повышению эффективности производства, а также позволяет снизить степень риска и неопределенности в экономической системе.

Деловые услуги заключаются в организации платежей за товары и предоставлении других банковских услуг, поддерживающих сферу обращения. Коммерческие банки (и другие финансовые, посредники, о которых пойдет речь ниже) обеспечивают, кроме того, снижение риска индивидуальных лиц, имеющих сбережения, путем объединения этих сбережений и использования их для создания крупного диверсифицированного портфеля ценных бумаг.

Названные функции коммерческих банков осуществляются уже в переходной экономике, но еще не в полную меру и нередко — противоречиво. Это обусловлено спецификой условий переходного периода. Простого ослабления государственного контроля еще недостаточно для создания финансовой системы, адекватной требованиям рынка. Коммерческие банки вынуждены предоставлять займы предприятиям, которые в рыночной экономике считались бы неплатежеспособными.

Из-за неопределенности экономической ситуации и отсутствия информационного обеспечения банки не всегда могут определить степень реальной платежеспособности предприятия. Нередко на банки оказывается политическое давление, вынуждающее их финансировать заведомо неплатежеспособные предприятия. Более того, часто предприятия сами основывают банки, единственной целью которых является финансирование своих владельцев.

Проблема эта стоит очень остро оттого, что убыточных государственных предприятий в переходной экономике очень много. В течение довольно длительного времени неизбежно сосуществование двух типов предприятий — тех, которые действуют на основе рыночных принципов, и тех, которые существуют лишь благодаря переходным условиям и, так или иначе, финансируются государством. Существуют три основных механизма финансирования убыточных государственных предприятий: прямые бюджетные отчисления, банковский кредит и задолженность в расчетах между предприятиями.

Проблема убыточных предприятий актуальна для всех бывших социалистических стран на этапе перехода к рынку. До тех пор, пока не будет решена проблема просроченной задолженности, а банки не будут избавлены от необходимости покрывать их убытки, не может окончательно сформироваться рыночная финансовая система.

Для коммерческих банков в переходной экономике актуально стоят «проблемы портфеля» (структуры активов) и связанные с этим проблемы ликвидности, возникающие вследствие малого объема уставного капитала и отсутствия поступлений. Снижение ликвидности может вести к прекращению деятельности банка. Отсутствие ликвидности означает для банка его неспособность осуществлять платежи: оплачивать чеки, выдавать вклады, выплачивать проценты и зарплату.

Итак, специфические, повышенные кредитные риски коммерческих банков в переходной экономике состоят в том, что:

Названные риски совместно с факторами инфляции и кризисами в производстве вынуждают банки сконцентрировать свою кредитную деятельность исключительно на краткосрочном кредитовании. Осложняет ситуацию и то, что Центробанк стремится в нестабильных условиях переходной экономики ужесточить регламентацию банковской деятельности, часто меняет свои требования к коммерческим банкам.

Так, относительно часто изменяются нормы резервов, высоки налоги на банковскую деятельность и отчисления Центральному банку за страхование вкладов. Высокие налоги в сочетании с жесткими резервными требованиями, по которым не начисляются проценты, вынуждают банки устанавливать большой разрыв между процентными ставками, по которым они получают средства и по которым они выдают их заемщикам. Это, конечно, затрудняет доступ предприятий и индивидуальных заемщиков к кредитным ресурсам, что не способствует быстрейшему выходу из кризиса переходной экономики.

В то же время не все коммерческие банки соблюдают требования обязательных резервов, норма которых составила, например, в 1993 г. в России от 15 до 20%, в зависимости от срока депозита, и должна размещаться на беспроцентном счете ЦБ. Однако в конце 1993 г. только 11% от суммы рублевых депозитов хранилось в качестве резервных требований.

Превращение коммерческих банков в полноценные рыночные институты должно идти двояким путем: с одной стороны, совершенствование норм контроля со стороны Центрального банка, с учетом задач переходного периода, и с другой — повышение самостоятельности и развитие конкуренции в деятельности самих коммерческих банков.