В поисках определения предпринимательства - страница 2


Достоинством его является то, что новые комбинации факторов производства, осуществляемые индивидуальными предпринимателями, вплетаются в общий процесс развития производительных сил, осуществляемый в разных пунктах экономики. В разных, иногда противоречивых, формах это затрагивает технологию, технику, организацию, управление, а в сумме представляет поступательный процесс расширения производственных возможностей. Тем самым предпринимательская деятельность получает внешний объективный общеэкономический результат, что позволяет оценивать предпринимательство не только с субъективной, но и с объективной точки зрения.

Но современная неоклассическая микроэкономика еще вполне удовлетворяется формулой Сэя в ее самой общей форме, более того, достаточно общепризнано, что неоклассическая теория не фокусирует специального теоретического внимания на проблеме предпринимательства. Едва ли не единственным развитием понимания предпринимательства на почве неоклассики стала идея Ф. Хайека о предпринимательской активности как факторе движения к равновесию. Однако в этом случае предприниматель отличается от обычных покупателей и продавцов лишь тем, что более рационален, более изощрен в своих действиях.

Но это фактически означает, что абсолютно все субъекты рынка оказываются так или иначе в большей или меньшей степени предпринимателями, что противоречит даже самому обычному представлению. Впрочем, к одному виду покупателей и продавцов развитое Хайеком понимание предпринимателя подходит вполне — к торговцу, который не просто покупает и продает, а покупает, чтобы продать с прибылью.

Действительно, роль торговца исключительно высока в процессах движения к рыночному равновесию — через расширение пространства рынка и рыночного порядка, через интенсификацию обменных процессов. Но здесь комбинация факторов производства ограничена, по существу, комбинацией товаров. Поэтому идея Хайека мало продвинула представление о предпринимательстве в производственной сфере, которое хотя и связано с рыночным равновесием, но содержит в себе и обстоятельства, вызывающие неравновесие.

Комбинация факторов в производственном процессе отличается от их комбинации в торговле рядом серьезных особенностей.

Во-первых, на определенное время она имеет устойчивый вид, что обусловлено производимым продуктом, технологией, организацией трудового процесса. Факторы здесь оказываются связаны, по крайней мере, на время жизни данного способа производства продукта.

Во-вторых, комбинация эта не так произвольна, как в торговле, и представляет всегда определенный порядок, последовательность, укладывается в строгие временные интервалы взаимодействия факторов.

Связь предпринимательской деятельности с неопределенностью результата деятельности, с риском — очевидное ее свойство. Она известна давно и отмечалась еще Кантильоном. Сегодня нередко это ее свойство рассматривается в качестве главного отличительного признака. Поэтому предприниматель определяется как человек, который берет на себя риск решений, принятых по его личной инициативе.

Несомненно, это так. Но, во-первых, риск характеризует содержание деятельности предпринимателя с внешней стороны, не затрагивая и не определяя содержания его решения. Существенно с точки зрения его деятельности здесь лишь то, что риск и неопределенность придают дополнительную жесткость мотивации этой деятельности. Это обусловливает строгость и жесткость в отборе экономических проектов. В то же время это оправдывает компенсацию риска в затратах предпринимателя.

Жесткость в оценке проектов имеет важный и общеэкономический результат — предприниматель дает жизнь лишь наиболее перспективным проектам, по крайней мере, он ориентирован в принятии решений прежде всего на наиболее перспективные из них. Несомненно поэтому, что экономика, в которой предпринимательская мотивация сильна, превосходит по возможностям экономического роста ту, где она снижена.

Однако реальные возможности роста определяются в большей степени конкретным содержанием предпринимательской деятельности, теми комбинациями факторов производства, которыми они оперируют в данный момент.

Во-вторых, в рыночной среде любой экономический субъект действует в условиях неопределенности и так или иначе несет бремя риска. Поэтому рассмотрение существа предпринимательской деятельности прежде всего через это свойство либо распространяет предпринимательство на всех участников рынка, либо переносит вопрос в плоскость такого личного качества, как готовность идти на риск. Предпринимателем оказывается просто «человек рискующий», азартный, короче говоря — игрок. Очевидно, есть ограниченность в таком подходе к представлению о предпринимателе.

Наиболее плодотворным направлением в исследовании собственно предпринимательской деятельности стала концепция, связавшая предпринимательство с нововведениями, весьма обстоятельно представленная Й. Шумпетером (1883—1950). Она обнаруживает очевидную преемственность по отношению к идее «новых комбинаций факторов» Сэя, однако существенно ее конкретизирует и развивает благодаря анализу деятельности предпринимателя-«новатора». Естественно, что она могла сформироваться лишь тогда, когда инновационная деятельность достаточно четко проявилась в изобретениях, новых технологиях, видимым образом входивших в жизнь и менявших форму производства.

Связь предпринимательства с нововведениями хорошо видел А. Маршалл и задолго до появления книги Шумпетера «Теория экономического развития» дал интересную и вполне соответствующую общей концепции Шумпетера оценку роли изобретателя и предпринимателя в экономической жизни общества. Он отмечал, что роль предпринимателя или изобретателя часто представляют так, будто они, внедряя новшество или изобретение, разом меняют экономический порядок.

Он утверждал, что на самом деле это не так. Их действительная роль в жизни общества заключается в другом, а именно своим новшеством они не создают новый порядок, но ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе. По сравнению с оценкой роли предпринимателя-новатора у Шумпетера, характеристика Маршалла выглядит более спокойной, даже вкрадчивой, но, пожалуй, и более универсальной. Шумпетер представляет предпринимателя как фигуру, решительно ломающую прежние формы производства и организации жизни общества, революционером в экономике, зачинателем социальной и политической революции.

Он постоянно осуществляет «созидательное разрушение», является главной фигурой в экономическом развитии общества. У Маршалла же новатор-предприниматель не революционер, а необходимое звено общей эволюции экономики, он — ускоритель экономических процессов. Во всяком случае, несомненно наличие общности взглядов на фигуру предпринимателя у этих двух выдающихся представителей экономической мысли, — общности, выражающейся в том, что предпринимательство и новаторство в современном обществе представляют взаимосвязанное целое.

Страницы: [1] [2]