Информационная среда предпринимательства


Информация в деятельности предпринимателя имеет исключительно важное значение. Она тем более существенна, что в современном мире приобрела самостоятельное существование в связи с развитием информационной техники и созданием специальных потоков ее движения. Информация стала новым фактором производства наряду с капиталом, трудом, землей, предпринимательскими способностями, наукой. Тенденции повышения роли информации получили обобщенное выражение в гипотезе становления «информационного общества», в котором резко меняется представление о привычных понятиях — капитале, труде, власти, собственности.

Владение информацией становится подчас более существенным, чем владение собственностью. Использование информации может компенсировать ограниченность других ресурсов, оно открывает доступ к новым ресурсам. Оперативная техника пользования информационными данными становится эффективным средством принятия наиболее сильных технологических и коммерческих решений.

В целом это приводит к тому, что информация становится мощным фактором ускорения изменений в экономике, и эта ее роль как нельзя более соответствует функции предпринимателя — улавливать и ускорять намечающиеся в обществе преобразования. Именно поэтому информационная среда является существенной областью предпринимательской деятельности.

Рассеяние и консолидация предпринимательской функции

Как уже видно из сказанного, предпринимательская деятельность в развитой индустриальной экономике осуществляется не только и не просто собственником, либо хозяином предприятия.

Во-первых, очевидно, что она известным образом разделена между собственником и менеджером причем в случае, с акционерным предприятием предпринимательная функция в значительно большей степени возлагается как раз на менеджера.

Во-вторых, к предпринимательской функции причастен непосредственно инженерный персонал предприятия, без активности которого невозможно осуществлять нововведения, невозможно вообще уловить возникающие в производстве ограничения и необходимость изменений.

Технологические и организационные преобразования легче осуществлять, если к делу более широко подключается весь состав работников предприятия. «Японские» кружки качества» — не экзотика, но точный учет той особенности нынешнего времени, что эффективные изменения технологии, организации, управления требуют широкого сотрудничества, собственника, менеджера, работника предприятия.

Таким образом, предпринимательски-новаторская функция широко рассеяна между многими участниками крупного делового предприятия. Это рассеяние определяется не только отношениями собственности, но и характером функционирования предприятия в индустриальной экономике и тем, как в нем возникают, созревают и реализуются изменения.

В этих условиях приобретает важное значение новый элемент предпринимательской функции — консолидация этого рассеянного инновационного потенциала. В той мере, в какой менеджеры разного уровня способны это сделать, и реализуется предпринимательская функция.