Последствия игнорирования закономерностей промышленного цикла в народнохозяйственном планировании


Как известно, процесс воспроизводства в условиях машинизации имеет особую, циклическую форму движения. Всякий цикл завершается кризисом, социальная функция которого состоит в восстановлении нарушенного в течение цикла макроэкономического равновесия путем приведения в соответствие масштабов и структуры производства и потребления. Периодически повторяющиеся в рыночной экономике кризисы породили государственное антикризисное регулирование, направленное на преодоление или по крайней мере ослабление кризисных спадов, на поддержание макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде. Оно составляет одно из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике.

Иную форму движения имел воспроизводственный процесс в плановой экономике.

Воспроизводственный цикл, будучи всеобщим явлением в эпоху индустриального и постиндустриального развития, был подменен, преодолен в плановой экономике механизмом государственного централизованного директивного народнохозяйственного планирования.

В этом состоит одно из важнейших отличий плановой экономики от рыночной. В этом виделось и ее преимущество: механизм планирования защищал национальную экономику от периодически повторяющихся кризисных потрясений. Плановая экономика развивалась не просто высокими, но устойчиво высокими темпами, что считалось важнейшим показателем эффективности ее функционирования.

Устойчивый экономический рост плановой экономики рассматривался как преимущество данной системы перед рыночной, капиталистической. Более того, внедрение государственного регулирования в рыночную экономику происходило под воздействием стран социализма, хотя непосредственной причиной этого явился высокий уровень концентрации и централизации производства.

Долговременный характер инвестиций в этих условиях с отдаленными последствиями для всей национальной экономики порождал необходимость определения экономической стратегии, исходя из закономерностей НТП в XX веке. Однако становление форм и методов государственного регулирования в рыночной экономике не устраняло циклической формы движения воспроизводственного процесса, выражало приспособление к нему государственного регулирования.

Промышленный цикл отнюдь не сводим к кризису, составляющему лишь одну из фаз цикла. Социальная функция кризиса состоит в восстановлении нарушенного макроэкономического равновесия, достигаемое технико-технологическим обновлением действующего производства, структурно-инвестиционной перестройкой экономики в соответствии с потребностями НТП.

За кризисом следует депрессия, в ходе которой осуществляется переориентация инвестиций на массовое обновление действующих производственных фондов, основного капитала, что и обеспечивает в последующем подъем, достигающий пика в годы бума, завершающегося вновь нарушением макроэкономического равновесия — кризисом.

Иными словами, всякий цикл отражает определенный этап в реализации достижений НТП, материализованных в новом поколении машин. Всякое поколение машин имеет оптимальный срок службы, определяемый закономерностями физического и морального износа, за пределами которого их использование сопровождается падением эффективности общественного производства. Цикл отражает определенные закономерности в развитии самой науки, так как новая техника и технология есть материализация научных знаний, полученных в ходе апробации предшествующего поколения техники и соответствующей ей технологии.

Сознательное регулирование макровоспроизводства может внести соответствующие движению цикла коррективы — не допустить чрезмерных капиталовложений в годы подъема, чрезмерного спада — в годы кризиса. Но невозможно преодолеть цикл, как механизм периодически осуществляемого массового обновления действующего производства в масштабах всей экономики, включая отрасли производственной и социальной инфраструктуры в периоды больших циклов; в пределах активной части основного капитала — производственного оборудования — в периоды среднесрочного цикла.

Инвестиционная деятельность любого субъекта, в том числе и государства предопределена закономерностями циклического движения. Не случайно поэтому в практике развитых стран созданы и весьма успешно функционируют специальные службы, отслеживающие движение промышленного цикла. В США это Национальное бюро экономических исследований, в стенах которого вычленены три группы показателей, по которым определяется состояние экономической конъюнктуры: предваряющие, или предсказывающие изменения в цикле, совпадающие, запаздывающие. Соответственно динамике этих показателей и осуществляется государственное регулирование экономики. Существует также Центр исследований мирового экономического цикла.

В советской России в начале 1922 г. был создан Конъюнктурный институт для изучения динамики экономического роста в национальной и мировой экономике. Ученые этого института разработали методику расчета агрегированных индексов, отражавших состояние и развитие национальной экономики: это единый показатель конъюнктуры народного хозяйства или «Экономический барометр»

Конъюнктурного института и групповой индекс, отражавший состояние государственного сектора народного хозяйства. Однако уже в конце 20-х годов исчисление сводного индекса хозяйственной конъюнктуры в СССР прекратилось. Закрыт был за ненадобностью и Конъюнктурный институт. Нэповская экономика заменялась плановой, в которой не было места понятию конъюнктуры. Директивный народнохозяйственный план определял динамику экономического развития.

И лишь в начале 90-х годов вновь вернулись к данной проблеме. В Высшей школе международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве России была разработана Методика построения обобщенного показателя измерения хозяйственной конъюнктуры в России. Начиная с января 1993 г. этот показатель ежемесячно публикуется в журнале «Деловые люди» под названием Индекс «ДЛ».