Перспективы выхода из кризиса


Всякий кризис имеет не только начало, но и конец. Речь идет лишь о его продолжительности, о поисках путей сокращения этой продолжительности и его разрушительных последствий.

Прогнозы на этот счет весьма неоднозначны, что прежде всего объясняется отсутствием достоверной и исчерпывающей статистической информации о состоянии современной российской экономики, разногласиями мировоззренческого характера, особой сложностью процессов, протекающих в переходной экономике. Бесспорным фактом остается продолжающееся падение производства, хотя и замедлившееся. В этой связи зафиксируем внимание на одном важном обстоятельстве.

В ходе промышленного спада изменяется структура производства: вымываются нерентабельные предприятия и неперспективные отрасли, осуществляется отток капитала из отраслей, продукция которых избыточна и/или не соответствует по своим качественным характеристикам спросу на нее. Иными словами, кризис выполняет присущую ему функцию — восстанавливает нарушенное макроэкономическое равновесие путем изменения пропорций в распределении материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов вытекающими из его природы методами — разрушительными.

Приведем данные, подтверждающие этот тезис.

Итак, из таблицы следует, что «за прошедшие два года реформ наиболее значительно увеличились удельный вес машиностроения, электроэнергетики, пищевой и топливной промышленности. В то же время доля легкой, химической и нефтехимической промышленности, а также цветной металлургии заметно снизилась... Промышленный спад в России... ведет к быстрым и прогрессивным изменениям в структуре промышленного производства» (там же).

Наряду с этим ориентация на достижение финансовой стабилизации путем сокращения дефицита государственного бюджета, ослабление инфляционных процессов, укрепление национальной валюты, по-прежнему остаются первоочередными задачами правительства и ЦБ РФ. И в этой связи сокращение государственных расходов на содержание военно-промышленного комплекса, убыточных предприятий являются факторами финансового оздоровления.

Вместе с тем сокращение таких расходов в процессе конверсии ВПК и банкротства убыточных предприятий знаменуют и начало структурной перестройки, ибо сокращается удельный вес продукции этих отраслей, а вместе с тем освобождаются финансовые и прочие ресурсы государства для поддержки наиболее перспективных отраслей и предприятий. Высвобождающаяся при этом в значительном количестве рабочая сила может быть использована в других сферах трудовой деятельности, не получивших развития в предшествующий период: отраслях инфраструктуры, агропромышленного сектора. Важно и то, что эти сферы обладают наибольшими возможностями для организации мелкого и среднего бизнеса, не требующего значительных капиталовложений, а вместе с тем дающего высокий прирост рабочих мест и в короткий срок.

Однако выход из кризиса — это не только достижение финансовой стабилизации, но и выработка целенаправленной государственной инвестиционной программы, координирующей деятельность всех хозяйствующих субъектов в направлении решения стратегических проблем. Иными словами, для разрешения кризиса требуются время и огромные усилия всех инвестиционных субъектов, всего трудоспособного населения страны.

Еще раз подчеркнем, что коль скоро кризис в переходной экономике как кризис экономической системы есть вместе с тем кризис как фаза цикла, то и выход из кризисной ситуации предполагает одновременное решение порожденных этими обстоятельствами проблем: с одной стороны, преобразование форм собственности и становление рыночных структур; осуществление структурной перестройки в сочетании с технико-технологическим обновлением всего действующего производства — с другой. «Вытаскивать» национальную экономику из кризиса придется всем потенциальным инвесторам, государственным и частным.

В этой связи очень важно, что в результате приватизации уже в настоящее время изменилось соотношение между государственным и частным сектором. Их соотношение еще более изменится в связи с широкой приватизацией наиболее крупных, в том числе конверсируемых объектов, намеченной на 1994 год, что к тому же еще более усилит необратимость институциональных преобразований. Новым собственникам производственных объектов ничего иного не остается, как выводить страну из состояния застоя, изыскивая для этого все возможные и доступные им финансовые источники.

Без этого им не сохранить вновь приобретенного социального статуса, тем более, что перед каждым агентом рыночной экономики развертывается необозримое поле инвестиционной деятельности; тем более, что сокращение производства происходит именно в государственном секторе. Это означает, что государство, оставаясь крупнейшим инвестором, все же не располагает капиталовложениями, достаточными для предотвращения промышленного спада.

И хотя отсутствие опыта инвестиционной деятельности, неуверенность в необратимости реформ, недостаток накопленных инвестиционных средств тормозят развитие частного предпринимательства, все же инвестиционный вклад частного сектора не следует преуменьшать.

Следовательно, важнейшей предпосылкой выхода из кризисной ситуации, широкого развертывания инвестиционного процесса является достижение финансовой стабилизации, что в немалой мере зависит от согласованности политики Центрального Банка и Правительства РФ, хотя ситуация складывается по-разному.

Еще раз подчеркнем, что приватизация объектов государственной собственности, равно как и осуществление структурной перестройки тождественны преодолению кризиса, переживаемого ныне переходной экономикой России. В этом отношении не столь уж и важно, какой вариант приватизации избран. Утопичным выглядит стремление при ее осуществлении сделать собственниками все трудоспособное население. Беспредметен разговор об «ограблении» населения в ходе приватизации, так как трудящиеся никогда и не были реальными собственниками средств производства.

Несостоятельны попытки активного вмешательства в процессе формирования класса собственников в целях ограничения доступа в него представителей бывшей номенклатуры и «теневиков». Идет естественный процесс формирования классовой структуры общества по законам рыночной экономики, в ходе которого и сформируется в конечном счете класс собственников за счет тех слоев, которые способны эффективно выполнять функции, присущие этому классу. Это главное, а не их социалистическое прошлое.

История учит, что самый затяжной и тяжелый кризис завершается обновлением экономики и ее подъемом. Нечто подобное произойдет и в России. Идет процесс «созидательного разрушения». Официальные прогнозы относительно российской экономики таковы: в перспективе до конца века выделены три этапа.

Первый этап — этап кризисного развития завершится преодолением спада производства к середине 90-х годов; второй этап — этап стабилизации охватывает период от середины 1994 г. до конца 1995 г. Его черты: завершение массовой приватизации, оживление деловой активности, снижение до 30—35% доли государственного сектора, увеличение частных инвестиций.

И наконец, третий этап — начало с 1996 г. экономического подъема, характеризующегося технической реконструкцией народного хозяйства, структурной перестройкой, повышением жизненного уровня. Предполагается достижение к концу века ежегодного темпа экономического роста на уровне 4—5%. Не исключено, что именно так и произойдет в реальной действительности.