Роль государства в структурной перестройке


Среди инвесторов в качестве крупнейшего в переходной экономике выступает государство. В его руках до настоящего времени сосредоточена значительная часть производственного потенциала. Но не только этим определится значимость государства в современной экономике. Можно выделить ряд факторов, предопределяющих роль государства как субъекта инвестиционной деятельности в рыночной, а тем более в переходной экономике, когда рыночная лишь складывается.

Назовем некоторые из них. Переход от политики мягкого бюджетного финансирования к жесткой системе налогообложения подрывает инвестиционный потенциал предприятий. Вместе с тем одновременное реформирование налоговой системы позволяет государству аккумулировать огромные финансовые ресурсы, что открывает широкие возможности для формирования и осуществления государственной инвестиционной программы.

Другое обстоятельство состоит в том, что потребность экономики в долгосрочных капиталовложениях, а именно таковые прежде всего требуются для структурной перестройки, вряд ли может быть удовлетворена во всяком случае в полной мере за счет частного сектора: степень риска в условиях финансовой нестабильности слишком велика, а высокая эффективность инвестиционных проектов, при которой этот риск окупается, весьма проблематична в силу целого ряда факторов. При таких предпосылках частный сектор вряд ли способен взять на себя бремя структурной перестройки в значительных масштабах, хотя и устранение от активного участия в ней едва ли входит в его планы.

Значимость государственной инвестиционной деятельности объясняется и тем, что структурная перестройка распространяется на весьма запущенные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, инвестирование в которые даже в рыночной экономике традиционно осуществляет государство.

И все же самое важное состоит в том, что глубокая структурная перестройка на макроуровне может быть осуществлена только при непосредственном участии государства, так как именно оно есть тот институт, который оперирует процессами в общественном масштабе. Это вовсе не принижает значимости других участников инвестиционного процесса, но символом единства национальной экономики призвано выступать именно правительство и его органы.

Государство может осуществлять переструктуризацию народного хозяйства не только методами прямого инвестирования, но и косвенного воздействия на макровоспроизводство через механизм налоговой, кредитной и ценовой политики. Так, дифференцируя налоговые ставки, государственные финансовые институты имеют возможность стимулировать развитие экономики наиболее перспективных секторов экономики и сдерживать неперспективных. Возможно предоставление налоговых льгот на тот или иной период, временное освобождение от уплаты налогов.

Важным инструментом государственного регулирования структурной перестройки становится кредитная политика: маневрирование ставкой процента позволяет государству формировать структуру народного хозяйства, исходя из интересов экономической стратегии, разрабатываемой для национальной экономики в целом. В том же направлении действует гибкая система регулирования уровня цен на важнейшие виды продукции.

Иными словами, экономическая роль государства, степень его воздействия на национальную экономику отнюдь не измеряется масштабами государственной собственности. Этим обстоятельством определяется лишь соотношение между методами прямого и косвенного воздействия на экономику. И чем более низок удельный вес государственного сектора, тем разнообразнее, тоньше и изощреннее становятся косвенные методы государственного воздействия на макровоспроизводственные процессы.

Правительство действует от имени и в интересах различных слоев общества, а потому разработка правительственной программы преобразований немыслима без сотрудничества с многочисленными общественными институтами, представляющими банкиров, предпринимателей, трудовые коллективы и т.д.

Только совместные согласованные действия всех участников инвестиционного процесса на основе равноправного партнерства способны преодолеть структурную деформацию, ликвидировать дефицитный характер экономики, ослабить инфляцию, избежать в ходе реформ всеобщего стачечного паралича, национальных конфликтов и гражданской войны. Государство призвано обеспечить адресную поддержку производителей, насыщающих рынок товарами и услугами, нормативно- правовое оформление их деятельности.

Особое место в осуществлении структурной перестройки занимает вопрос об убыточных предприятиях, удельный вес которых в бывших социалистических странах повсеместно велик. К настоящему времени в далеко неполный список банкротов занесено более 1200 российских предприятий. Однако число их значительно больше. Предприятия-банкроты являются фактором торможения экономического развития, их разорение сопровождается структурными сдвигами. Но наряду с этим они обеспечивают занятость определенной части населения.

А потому проведение по отношению к ним инвестиционной, налоговой, кредитной политики не может быть однозначным: закрытие одних должно сочетаться с санацией других, преобразованием этих предприятий тем или иным способом в частные предприятия, что позволит предотвратить их разрушение «до основания».

Что же касается приватизации, то она не только освобождает государственную казну от непосильного бремени содержания убыточных предприятий, но и служит источником дополнительных финансовых поступлений в нее, хотя и не столь значительных, как можно было ожидать.

Итак, экономическая роль государства в переходной экономике чрезвычайно велика. Именно оно призвано не допустить экономический хаос освобождением себя от несвойственных ему в рыночной экономике функций, прежде чем сформируются рыночные институты, призванные и способные их выполнять.

Наконец, накопленный рыночной экономикой опыт государственного регулирования столь многообразен и богат, что его изучение и адаптация к условиям переходной экономики позволяет квалифицированно провести реорганизацию государственных институтов, избежать банальных ошибок при реформировании налоговой и кредитной политики, с тем чтобы и госбюджет пополнять, и предпринимателей не удушать. То же относится и к антимонопольной политике: отнюдь не все крупные предприятия подлежат демонтажу.

Наличие крупных предприятий является объективным процессом, порожденным обобществлением производства. Речь идет лишь о нейтрализации негативных последствий процесса монополитизации. Изучение и обобщение богатого опыта развитых стран позволяет выработать эффективную антикризисную политику, политику в области занятости трудоспособного населения и социальной защиты наиболее уязвимых слоев его, в том числе в целях предотвращения разрастания социальных конфликтов.

Это тем более важно, что решение глобальных проблем, а становление рыночной экономики в сопровождении структурно-инвестиционной перестройки на современной технико-технологической основе именно таковой и является, невозможно без государства, в любой экономической системе выступающего субъектом макроэкономики и координирующего деятельность агентов рыночной экономики методами, наработанными мировой практикой. Тем более это необходимо в экстремальных условиях переходной экономики.