Рождение либерального мира

Американской революции, как и Английской, также предшествовали бурные идеологические дебаты. В Америке XVIII века либеральные идеи доминировали в еще большей степени, чем в Англии XVII столетия. Можно даже утверждать, что в Америке, в сущности, не было нелиберальных идей; различали только консервативных либералов, убеждавших, что, подобно англичанам, американцы должны мирно просить о своих правах, и радикальных либералов, которые в конце концов отклонили даже конституционную монархию и потребовали независимости.

Самым влиятельным из радикальных либералов был Томас Пейн. Его можно назвать странствующим проповедником свободы. Родившись в Англии, он уехал в Америку помогать совершить революцию, а когда эта задача была выполнена, он снова пересек Атлантику, чтобы помочь революции во Франции.

Величайшим вкладом Пейна в дело революции стал его памфлет "Здравый смысл", который, как утверждали, разошелся в первые три месяца примерно стотысячным тиражом в стране с трехмиллионным населением. Его читали все; те, кто не умел читать, слушали, когда его читали в салунах, и участвовали в обсуждении его идей. "Здравый смысл" - это не просто призыв к независимости. Пейн предложил радикально либертарианскую теорию обоснования естественных прав и независимости.

Прежде всего он проводит различие между обществом и правительством: "Общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками. Общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае - зло нестерпимое". Затем разоблачает происхождение монархии: "Будь мы в состоянии сорвать темный покров древности... мы бы обнаружили, что первые цари ничем не лучше главаря разбойничьей шайки, чье дикое поведение и превосходство в коварстве принесли ему звание первого среди грабителей".

В "Здравом смысле" и последующих произведениях Пейн развил идею о том, что гражданское общество существовало до правительства и люди могут мирно взаимодействовать, создавая спонтанный порядок. Его вера в спонтанный порядок усилилась, когда он увидел, что общество продолжает функционировать и после того, как колониальные правительства были изгнаны из американских городов и колоний. В своих трудах Пейн искусно сочетает нормативную теорию прав личности с позитивным анализом спонтанного порядка.

Однако "Здравый смысл" и "Богатство народов" в 1776 году не были единственными вехами в борьбе за свободу. Их даже нельзя назвать самыми важными событиями этого знаменательного года. В 1776 году американские колонии приняли Декларацию независимости, которую, вероятно, можно считать величайшим либертарианским произведением в истории. Яркие слова Томаса Джефферсона провозгласили на весь мир либеральные представления:

Мы исходим из той очевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых, и что всякий раз, когда та или иная форма правления становится губительной для этих целей, право народа - изменить или упразднить ее и создать новую форму правления.

Влияние левеллеров и Джона Локка очевидно. Джефферсон кратко сформулировал три важные мысли: люди имеют естественные права; задача правительства - защищать эти права; если правительство выходит за рамки надлежащих полномочий, люди имеют право "сменить или упразднить его". За красноречие в изложении либеральных взглядов и за ту роль, которую на протяжении всей своей жизни он играл в либеральной революции, изменившей мир, журналист Джордж Уилл назвал Джефферсона "человеком тысячелетия". Я полностью согласен с таким определением. Однако следует отметить, что при написании Декларации независимости Джефферсон не был первопроходцем.

Джон Адаме, возможно задетый вниманием, выпавшим на долю Джефферсона, спустя несколько лет заявил: "В [Декларации] не содержится ни одной новой идеи, только то, что стало общим местом в Конгрессе еще за два года до ее написания". Джефферсон и сам говорил, что, хотя он "при ее написании не обращался ни к каким книгам и памфлетам", он ставил своей целью "не сформулировать новые принципы или новые доводы", а просто "выразить американский склад ума".

Идеи Декларации независимости были, по его словам, "настроениями того времени, выражавшимися в разговорах, письмах, памфлетах и начальных курсах публичного права". Либеральные идеи одержали в Соединенных Штатах безоговорочную победу.