Освобождение творческих сил людей привело к поразительному научному и материальному прогрессу. Журнал Nation, который в то время был подлинно либеральным изданием, оглядываясь на уходящий 1900 год, писал: "Освобожденные от мелочного вмешательства правительства, люди посвятили себя своей естественной задаче - улучшению условий собственной жизни, что принесло удивительные результаты, которые можно наблюдать повсеместно".
Трудно переоценить технологические усовершенствования либерального XIX века: паровой двигатель, железная дорога, телеграф, телефон, электричество, двигатель внутреннего сгорания. Благодаря накоплению капитала и "чуду сложных процентов" в Европе и Америке огромные массы людей начали освобождаться от каторжно тяжелого труда, который с незапамятных времен был естественным спутником человечества.
Произошло беспрецедентное снижение детской смертности, и начался рост средней продолжительности жизни. Человек, оглянувшийся назад в 1800 году, увидел бы мир, который для большинства людей мало изменился за тысячи лет; к 1900 году мир было уже не узнать.
На протяжении XIX века либеральная мысль продолжала развиваться. Иеремия Бентам разработал теорию утилитаризма, утверждающего, что правительство должно содействовать "наибольшему счастью наивозможно большего числа членов общества". Хотя его философские предпосылки отличались от предпосылок теории естественных прав, он в целом пришел к тем же выводам об ограниченном правительстве и свободных рынках. Алексис де Токвилль прибыл в Америку, чтобы посмотреть, как работает свободное общество, и между 1834 и 1840 годами напечатал свои выдающиеся наблюдения под названием "Демократия в Америке".
Джон Стюарт Милль в 1859 году опубликовал очерк "О свободе" - мощное выступление в защиту свободы личности. В 1851 году Герберт Спенсер, выдающийся ученый, чьи работы сегодня незаслуженно игнорируются и зачастую искажаются, издал исследование "Социальная статика", в котором выдвинул свой "закон равной свободы". Это произведение представляет собой раннее и ясное изложение современного либертарианского кредо. Основной принцип Спенсера гласит, что "каждый человек может требовать полной свободы реализовывать свои способности, если это не мешает всем остальным людям обладать такой же свободой".
Спенсер подчеркивал, что "закон равной свободы явно применим ко всем людям - к женщинам наравне с мужчинами". Он также развил критику войны с позиций классического либерализма, противопоставив промышленное общество, в котором люди мирно занимаются производством и торговлей, добровольно участвуя в различных объединениях, военному обществу, в котором превалирует война и государство управляет жизнью своих подданных в своих собственных целях.
Золотой век Германии подарил миру великих писателей-либералов Гёте и Шиллера и философов и ученых Иммануила Канта и Вильгельма фон Гумбольдта, внесших важный вклад в либеральную философию. Кант подчеркивал автономию личности и попытался обосновать права и свободы личности на основе требований самого разума. Он потребовал "юридической конституции, которая гарантировала бы каждому его свободу в рамках закона, чтобы каждый был свободен искать свое счастье любым путем, который он считает наилучшим, до тех пор пока не нарушает законных свобод и прав своих сограждан".
Гумбольдт в классическом труде "О пределах государственной деятельности", оказавшем сильное влияние на очерк Милля "О свободе", доказывал, что полное развитие человеческих сил требует не только свободы, но и "разнообразия ситуаций", под которым он понимал широкое разнообразие обстоятельств и условий жизни - говоря современным языком, "различные образы жизни", которые люди могли бы постоянно пробовать и выбирать. В начале столетия самым известным либералом на континенте был француз Бенжамен Констан.
Один современник сказал о нем: "Он любил свободу так, как иные любят власть". Подобно Гумбольдту, Констан представлял свободу как систему, в которой люди могут наилучшим образом раскрывать и развивать свою личность и интересы. В одном из своих эссе он противопоставил значение свободы в античных республиках - равное участие в общественной жизни - современной свободе - свободе человека говорить, писать, владеть собственностью, торговать и следовать своим частным интересам. Соратником Констана была писательница мадам де Сталь, возможно более всего известная выражением "Свобода стара; нов деспотизм", относящимся к попыткам сторонников королевского абсолютизма отобрать давшиеся дорогой ценой свободы Средних веков, закрепленные в хартиях.
Другой французский либерал Фредерик Бастиа выступал в парламенте как страстный поборник свободной торговли; он написал множество остроумных и язвительных статей, критикующих государство и всю его деятельность. В своем последнем очерке "Что видно и чего не видно" Бастиа объяснил очень важную вещь: все, что делает государство - строит мосты, субсидирует искусство, платит пенсии, - вызывает простые и видимые следствия. Деньги циркулируют, рабочие места создаются, и людям кажется, что государство порождает экономический рост.
Задача экономиста - осознать то, что невозможно увидеть: непостроенные дома, некупленную одежду, несозданные рабочие места, - потому что посредством налогов деньги забираются у тех, кто потратил бы их сам. В эссе "Закон" Бастиа подверг критике идею "узаконенного грабежа", при котором люди используют государство для присвоения того, что произвели другие. А в "Прошении фабрикантов свечей против конкуренции Солнца", выступив от имени производителей свечей, просящих парламент перекрыть солнечный свет, что заставило бы людей пользоваться свечами и днем, он высмеял французских предпринимателей, желавших оградить себя от конкуренции. Это была опережающая сатира на "антидемпинговое" законодательство.
В США во главе движения аболиционистов стояли, естественно, либертарианцы. Ведущие аболиционисты называли рабство "кражей людей", поскольку оно отрицало собственность человека на свое тело и похищало саму личность человека. Их аргументы были аналогичны аргументам левеллеров и Джона Локка. Уильям Ллойд Гаррисон писал, что его цель не просто отмена рабства, а "освобождение всего человечества от господства человека над человеком, от рабства личности, от правительства грубой силы".
Другой аболиционист Лисандер Спунер на основе доводов против рабства, базирующихся на естественных правах, пришел к выводу, что никакой договор, включая Конституцию, который человек не подписывал лично, не может служить основанием для отказа ему в естественных правах. Подобно ему, Фредерик Дуглас также сформулировал свои аргументы за отмену рабства на основе идей классического либерализма - самопринадлежности и естественных прав.