Семейные ценности

Семья - базовый институт гражданского общества, и представители всех частей политического спектра обеспокоены его явным упадком. Экспансия государства, заменившего собой добровольные объединения, отнявшего свободу и избавившего людей от ответственности, вызвала атомизацию общества. "Атомистично" не либертарианство, а этатизм государства всеобщего благосостояния.

Наиболее наглядно эта проблема проявляется в резком увеличении доли детей, родившихся вне брака, с 5 процентов в 1960 году до 30 процентов сегодня. Два десятилетия исследований в области общественных наук напомнили нам о забытом тысячелетнем опыте: детям нужны оба родителя, как по финансовым, так и по эмоциональным причинам. Матерям-одиночкам, особенно не имеющим профессии матерям- подросткам, очень трудно содержать семью, поэтому вероятность того, что дети, живущие без отцов, будут малообеспеченными, в 5 раз выше.

Более серьезная проблема заключается в том, что в одиночку матерям трудно контролировать - т.е. цивилизовывать - мальчиков-подростков. Неуправляемые подростки превратили городские гетто в кошмар с постоянной стрельбой из проезжающих автомобилей, где дети боятся играть на улице.

Меньше внимания уделяется менее драматичной проблеме, связанной с воспитанием, - влиянию развода на детей. Ежегодно больше детей проходит через развод или разъезд родителей, чем рождается в браке. Большинство разведенных супругов говорят, что вне брака им живется лучше, однако многие дети от этого страдают. Через десять лет после развода более 2/3 детей не видят своего отца в течение года. Дети из распавшихся семей почти в два раза чаще, чем дети из полных семей, бросают школу; совершеннолетние молодые люди из распавшихся семей почти в два раза чаще обращаются за психологической помощью.

Некоторые коммунитарианцы и "защитники семьи", как левые, так и правые, возлагают вину за проблемы семьи на капитализм, и определенная доля правды в этом есть. Свобода означает, что люди могут делать собственный выбор, а богатство дает большему количеству людей средства, позволяющие оставлять свои семьи и жить самостоятельно. (Хотя не забывайте, угнетение и бедность в Европе вынудили миллионы людей покинуть семьи и пересечь Атлантический океан в поисках свободы и процветания.) Эффективные контрацептивы, созданные капитализмом, вызвали революцию в сексуальных нравах, которая в свою очередь могла побудить многих позже вступать в брак и привести к росту числа разводов. Тем не менее семьи создаются и сохраняются не только потому, что у людей нет другого выбора, а потому, что они хотят комфорта и устроенности семейной жизни и нуждаются в них.

В наше время государство расшатывает семьи как явно, так и подспудно. Наиболее очевидный способ заключается в том, что система социальных пособий позволяет молодым женщинам иметь детей вне брака и жить при этом с определенной степенью комфорта. Прежде матери внушали дочерям, что незаконнорожденный ребенок будет катастрофой. Бесчестье и моральное осуждение незаконнорожденности в значительной степени основывалось на весьма практических соображениях - финансовом бремени, налагаемом на семью или небольшую общину. Когда система социального обеспечения устранила финансовое бремя, бесчестье быстро сошло на нет и уровень незаконнорожденности стремительно вырос.

Однако это лишь наиболее очевидное воздействие государства на семью. В 1950 году средняя американская семья направляла 5 процентов своего дохода на уплату федеральных подоходных налогов; сегодня эта цифра составляет примерно 24 процента. Женщины должны иметь право работать, однако высокие налоги заставляют работать матерей, которые предпочли бы оставаться дома со своими детьми. Во многих городах невнятные законы о зонировании поставили вне закона "бабушкины квартиры" - жилые помещения с отдельным входом, позволяющие бабушкам и дедушкам сочетать независимость и близость к детям.

Конечно, многие не хотят, чтобы их тещи и свекрови жили рядом: в конце концов, самая крупная государственная программа - социальное страхование, - несомненно, ослабила семейные узы. До создания системы социального страхования многие пожилые люди полагались на поддержку своих детей, что сохраняло семейные узы на протяжении всей жизни. Сегодня мы ждем, что наших родителей будет содержать государство.

Однажды, когда я рассказывал о сложном финансовом положении системы социального страхования, один мой друг сказал: "Если для того, чтобы моя мать не жила со мной, государство должно потратить 200 млрд. долларов, каждый пенни будет потрачен не зря". В общем-то, понятная в некоторых случаях, но сомнительная социальная политика. Кроме того, мы надеемся, что государство предоставит нам ясли и детские сады, даст нашим детям образование, создаст в школах группы продленного дня, чтобы дети могли находиться там до 6 часов вечера. Как семье не прийти в упадок, когда государство узурпировало ответственность за младенцев, детей и стариков?

Либертарианцы не считают, что государству следует поддерживать и поощрять традиционные семьи, как призывают моралистические консерваторы. Ему нужно просто прекратить разрушать семьи, чтобы люди могли образовывать такие семьи, какие им хочется. В идеале либертарианцы предпочли бы, чтобы государство совсем ушло из сферы брака и семьи. Зачем государству заниматься выдачей разрешений на вступление в брак? Брак - это добровольное соглашение, договор, который для многих людей имеет глубокое религиозное значение. При чем тут государство? Следует вернуться к пониманию брака как гражданского договора для всех и религиозного обязательства для верующих.

Такая политика, возможно, даже укрепит браки. Государство усердствует в регламентации семьи, навязывая всем парам один-единственный вариант брачного договора. Поскольку социальные нравы изменились - семьи стали меньше, и многие женщины предпочитают работать, - предлагаемый государством договор уже не годится для всех. Супружеским парам следует разрешить составлять свои собственные договоры, и суды должны относиться к ним с таким же уважением, с каким они относятся к коммерческим контрактам.

Пока государство продолжает выдавать разрешения на вступление в брак, оно должно делать это на недискриминационной основе. Со стороны штатов было неправильно отказывать в выдаче разрешений на брак расово смешанным парам, а то, что Верховный суд не запрещал такую дискриминацию до 1967 года, выглядело как пародия на справедливость.

Точно так же сегодня неправильно отказывать в праве заключать брак однополым парам. Джонатан Раух утверждает, что у брака есть три великих социальных достоинства - стабильное воспитание детей, одомашнивание мужчин, возникновение обязательств заботиться о супруге в болезни и старости - и что по крайней мере последние два прекрасно применимы и к гомосексуальным отношениям между мужчинами, тогда как третье и, вероятно, первое будут больше относиться к лесбийским парам.

Следует, разумеется, учитывать такую составляющую человеческого достоинства, как возможность публично подтвердить свою любовь и преданность. Трудно представить, каким образом признание однополых браков может оказать негативное влияние на чей-то чужой брак, как утверждают некоторые консерваторы; в чем нельзя упрекнуть гомосексуальные браки, так это в том, что они плодят безотцовщину, и конечно, чем больше людей вступает в брак, тем лучше для института брака.