В наши дни государство стремится поставлять бесчисленное количество товаров и услуг, а люди все больше разочаровываются в их качестве. Мир стремительно входит в информационную эпоху, однако этот процесс не затронул школы и почту. Гигантские компании, предоставляющие финансовые услуги, предлагают множество продуктов, разработанных для круглосуточного удовлетворения нужд каждого отдельного клиента, и снова исключением здесь являются система социального страхования и другие сферы, за которые отвечает государство.
Государственные парки, улицы, жилищное строительство и школы становятся все более грязными и опасными. Вот почему все большее число американцев стремятся избегать услуг, предоставляемых государством, зачастую чтобы платить больше за продукты и услуги, которые уже оплачены в виде налогов.
Роберт Райх, министр труда в администрации Клинтона и автор нескольких ставших бестселлерами книг об экономических переменах, сетовал на то, что он называл "сецессией преуспевающих"; в 1995 году он рассказывал выпускникам Университета Мэриленда, что наиболее богатые американцы отгораживаются от остального общества, работая в пригородах, делая покупки в безопасных пригородных торговых центрах и даже живя в частных поселениях. Хуже того, сказал он, они сопротивляются попыткам правительства тратить их налоги вне места их жительства.
Социал-демократы, такие, как Райх, озабоченные ценностями общества, должны задуматься о том, что их политика привела к разделению американцев. Они возложили на плечи государства так много задач и настолько подорвали старые понятия личной ответственности и морали, что государство больше не может выполнять свою базовую функцию - защищать от причинения нам физического ущерба. Они централизовали и бюрократизировали школы настолько, что собственно образованием там уже занимаются мало. Они национализировали и бюрократизировали благотворительность. Стоит ли теперь удивляться, что люди бегут от устроенных таким образом институтов?
Почтовая служба США - одна из крупнейших в мире монополии, и она демонстрирует всю неповоротливость, на которую способна монополия, управляемая государством. На протяжении жизни последнего поколения все остальные формы передачи информации изменились до неузнаваемости, только одна Почтовая служба продолжает пыхтеть со своими 800 000 сотрудников, доставляющими письма по старинке, с каждым годом делая это все медленнее.
За 15 лет цена одного мегабайта памяти для персонального компьютера упала с 46 000 долларов до 1 доллара, а цена марок продолжает расти. Мы постоянно слышим разного рода страшные истории о Почтовой службе: 200 фунтов почты найдено под путепроводом в Чикаго, 800 000 писем первого класса было спрятано в грузовиках близ здания почты в Мэриленде, поскольку почта не считается задержанной, пока не окажется внутри здания почтового отделения — скорость и надежность связи очень важны.
В тех секторах, где конкуренция разрешена, Почтовая служба США потеряла почти всю имевшуюся у нее долю рынка. Ее доля на рынке доставки посылок упала с контролировавшихся ею 25 лет назад 65 процентов до 6 процентов в 1990 году, а ее доля доставки "на следующий день" упала со 100 до 12 процентов или меньше (оценки разнятся). Даже посылочные коробки и сервис в посылочных отделениях все чаще предоставляются такими фирмами, как Mail Boxes Etc. которые один клиент назвал "именно такими, какими бы вы хотели видеть почтовые отделения", - доброжелательными, эффективными, с сопутствующими товарами вроде посылочных коробок и упаковочной ленты. Когда есть выбор, предприятия и отдельные люди в подавляющем большинстве предпочитают, чтобы их письма и посылки доставлялись конкурентными частными компаниями.
Однако в отношении почты первого класса выбор отсутствует. Почтовая служба США обладает узаконенной монополией на этот вид деятельности, означающей, что, за исключением "срочных" отправлений, за которые частные фирмы должны взимать минимум 3 доллара, предложение со стороны частной фирмы доставить письмо адресату является незаконным. Почтовая служба США серьезно относится к этому исключению "срочных отправлений"; используя бинокли и телескопы, она следит за погрузкой и фургонами экспресс-доставки и засылает агентов в частные фирмы на предмет проверки того, что они посылают через Federal Express или United Parcel Service. Фирмы, отправляющие через частные компании посылки, которые не рассматриваются как срочные, Почтовая служба наказывает штрафами, порой достигающими сотен тысяч долларов. Казалось бы, готовность фирмы платить несколько долларов за то, чтобы почта была доставлена на следующий день, вполне достаточное доказательство срочности, однако Почтовая служба полагает, что именно она должна судить о том, что для частных предприятий является срочным.
Между тем частные фирмы и отдельные люди все активнее ищут способы обойти почтовую монополию. В известном смысле факсы и электронная почта уменьшают долю Почтовой службы даже на рынке, где у нее есть узаконенная монополия. По некоторым оценкам, уже сейчас 50 процентов телефонного трафика через Атлантику и 30 процентов американского трафика через Тихий океан - это факсимильные сообщения.
Электронная почта произведет еще большую революцию. Стив Гибсон из Института экологии отмечает, что изобретение Гутенбергом шрифта из подвижных литер сократило издержки по копированию письменной информации в тысячу раз всего за 40 лет. Для сравнения, говорит он, за первые 25 лет после изобретения микропроцессора в 1971 году стоимость копирования информации сократилась в 10 млн. раз. Ожидается, что мощность компьютеров увеличится в 100 раз, а полоса пропускания, своего рода размер "трубы", по которой течет такая цифровая информация, как электронная почта, увеличится в 1000 раз. Обычная почта скоро будет выброшена на свалку истории.
В конце 1970-х годов Почтовая служба для защиты своей монополии попыталась прибрать к рукам и электронную почту. Это естественная реакция монополиста на потенциальную конкуренцию, и можно только радоваться, что этот план провалился. Вопрос в том, почему неповоротливая бюрократия должна иметь монополию на обычную почту. Возможно, если бы почтовая монополия была устранена, частные фирмы нашли бы эффективный способ продолжать доставлять почту на дом еще несколько лет. В противном случае экономика будет воспринимать Почтовую службу как помехи на телефонной линии и направлять важный трафик в обход нее.