Образование

С каждым годом наши расходы на государственные школы увеличиваются — по сравнению с 1960 годом в реальном выражении они выросли в 3 раза, - при этом результаты тестов ухудшаются, а многие городские школы попросту опасны. По данным президента Национальной образовательной ассоциации (НАО) Кита Гейджера, в больших городах примерно 40 процентов учителей, работающих в государственных школах, отдают своих детей в частные школы. Вероятно, они что-то знают. Однако НАО делает все, чтобы затруднить выбор школы для других семей; в 1993 году эта ассоциация потратила 16 млн. долларов на подрыв только одной инициативы по выбору школ в Калифорнии.

Многие американцы предпочли забрать своих детей из государственных школ и отдать их в частные школы, фактически дважды платя за образование. Среди таких родителей президент Клинтон, вице-президент Гор, сенатор Эдвард Кеннеди, преподобный Джесси Джексон и основатель Фонда защиты детей Мариан Райт Эдельман, являющиеся ярыми противниками права выбора школы. Менее состоятельным семьям трудно платить высокие налоги и затем снова платить за частное образование.

Тем не менее, некоторые семьи полагают, что частное образование себя оправдывает, каких бы жертв оно ни стоило. Обследование 390 небольших школ, управляемых черными, проведенное Институтом независимого образования, показало, что 22 процента учеников в этих школах происходят из семей, имеющих доход менее 15 000 долларов в год, и еще 35 процентов семей имеют доход от 15 000 до 35 000 долларов в год.

Другие семьи пытаются обыграть систему, без лишнего шума отдавая своих детей в хорошие школы в других частях города или в пригородах. Люди используют адреса друзей и родственников, чтобы устроить детей в другие школьные округа, заводят почтовые ящики или заставляют школьных чиновников делать им исключение, чтобы их дети могли ходить в хорошие школы. В ответ школьные чиновники записывают на видеопленку детей, выходящих из метро, чтобы выявить учеников не из их округа, и просят законодателей ужесточить наказания за «мошенничество при зачислении в школу».

Многие семьи полностью отказались от организованного школьного обучения и стали обучать своих детей дома. Разные причины побуждают людей давать своим детям домашнее образование. Многие возражают против агрессивного секуляризма (отделения школ от церкви) в государственных школах и хотят дать своим детям образование, основанное на религии. Другим не нравится единообразие и авторитарность, которые, по-видимому, неизбежны при объединении маленьких детей в классы по 20 или 30 человек для обучения их одному и тому же одновременно. "Государственные школы в их нынешнем виде, - это бюрократическая аномалия", - говорит Дэвид Колфакс, трое сыновей которого, получив домашнее образование, поступили в Гарвардский университет. Для матерей, желающих сидеть дома обучение может оказаться менее дорогой альтернативой образованию. А некоторые родители просто считают, что школы плохо учат основам.

Оценки числа детей, получающих школьное образование дома, сильно варьируют, от примерно 500 000 до 1,5 млн., однако все наблюдатели соглашаются, что это число за последние 20 лет значительно выросло. Существуют информационные бюллетени для христианских, иудейских, черных семей, обучающих своих детей дома. Для таких детей созданы сайты в Интернете, а также спортивные лиги, чтобы собирать их вместе для занятий спортом и социального общения. Домашнее обучение - это уклонение от правительства, а не от гражданского общества.

Несмотря на то что дети, обучавшиеся дома, при тестировании набирают высокие баллы, школьные системы яростно пытаются помешать родителям учить своих собственных детей. Один мичиганский чиновник от образования, оправдывая действия штата, подвергшего аресту мать, не имевшую диплома учителя, заявил: "Штат заинтересован в своем будущем, а дети - это будущее штата".

Школьные чиновники, видимо, полагают, что домашнее образование - это свидетельство неприятия их школ, и они недалеки от истины. Вдобавок школьные округа получают дотации из федерального бюджета и бюджета штата - в среднем от 4000 до 7000 долларов на одного ученика, поэтому каждый обучаемый дома ребенок - это снижение дотаций для школьных администраторов. Большинство штатов либерализовали свои законы, однако ежегодно примерно 2500 семей, занимающихся домашним обучением, обращаются за юридической консультацией в Ассоциацию юридической защиты домашнего школьного образования (в 1991 году в суде рассматривалось 75 дел по сравнению с 55 в 1987 году).

Следующим громким вызовом образовательному истеблишменту будет выход на рынок образования коммерческих фирм. Американцы тратят на образование примерно 600 млрд. долларов в год, половина из этих денег идет на детские сады и двенадцати летние школы. Если бы все эти деньги тратились непосредственно родителями, то весьма вероятно, что коммерческие компании могли бы давать более качественное образование, чем косные монопольные школьные системы.

Но деньги тратятся коллективно, и, разумеется, коммерческие фирмы не допускаются в эту область, поэтому неудивительно, что образовательные технологии остались на уровне XIX века. Однако неэффективность школ приобрела такие масштабы, что 60 процентов школьных советов рассматривают вопрос о привлечении частных фирм для участия в школьном процессе. В 1996 году состоялась Первая ежегодная конференция образовательной отрасли. Новый информационный бюллетень по образу и подобию индекса Доу-Джонса разработал Индекс образовательной отрасли, включив в него 25 образовательных компаний; этот индекс стремительно растет. Такие компании делают прибыль на обучении детей тому, чему их не могут научить школы. Компания Hooked on Phonics пишет в рекламе: "Если вас что-то не устроит, мы гарантируем возврат денег. Разве вы не хотите того же от школ?"

Проблема не в том, что гражданское общество и рынок не могут дать образование. Проблема в том, что группы организованных интересов, извлекающие выгоду из существующей системы, финансируемой из налогов, не позволяют родителям оставлять себе их собственные деньги и платить за наилучшее, по их мнению, образование. Однако уже в ближайшие годы, по мере того как государственные школы будут делаться все хуже и хуже и одновременно даже на таком чахлом рынке новые образовательные технологии будут становиться все более доступными, родители все чаще будут отказываться от государственных школ и давать своим детям такое образование, какое они считают нужным.