Особенности становления корпоративного управления


Советская экономика оказалась монополизированной в еще большей мере, чем западная. Процесс монополизации, порожденный масштабами обобществления производства в условиях индустриального развития, при социализме был усугублен потребностями управления из единого экономического центра. В ходе приватизации бывшие советские монополии в облике ПО и НПО подлежали преобразованию в акционерные общества открытого типа, превратившиеся ныне в крупные корпоративные бизнес-структуры, включающие промышленные предприятия, а нередко и коммерческие банки. Преобладает вертикальная интеграция в форме концернов, холдингов, консорциумов.

Процесс акционирования порождает множество проблем, одной из которых является проблема становления корпоративного управления, порожденная природой акционерной собственности как разновидности крупной ассоциированной, которой свойственно отделение собственности от управления.

Такое отделение в российской экономике как переходной начало складываться в процессе преобразования государственной собственности в акционерную еще на этапе ваучерной приватизации. Этот процесс продолжается и поныне. Он характеризуется рядом особенностей, под воздействием которых постепенно складывается национальная модель корпоративного управления.

Назовем некоторые из них:

Все это свидетельствует о том, что в российской экономике далеко еще не завершен процесс отделения собственности от управления. Концентрация акционерного капитала в руках крупных собственников, с одной стороны, формирование слоя высококвалифицированных менеджеров - с другой, в конечном счете и приведут к становлению национальной модели корпоративного управления.

Консолидация акционерного капитала удлинена в российской экономике сосредоточением акций на первом этапе приватизации в руках не самых эффективных собственников — инсайдеров, которые оказались не способными развернуть инвестиционную деятельность на приватизированных ими объектах по многим причинам, прежде всего вследствие дефицита инвестиционных средств, а также слабой адаптации бывших директоров советских предприятий к рыночным условиям хозяйствования, неизбежным следствием чего явился массированный передел акционерного капитала.

Стремительно накопившие в 90-е годы денежный капитал аутсайдеры активно включились в борьбу за передел пакетов акций и весьма преуспели на этом поприще, потеснив инсайдеров на большинстве перспективных предприятий. По данным выборочного обследования, крупные акционеры, сформировавшиеся из числа аутсайдеров, имеют контрольный пакет акций на каждом пятом предприятии, у половины предприятий уровень концентрации собственности превышает 20%, а средний размер максимального пакета составляет порядка 34%.

Уровень концентрации акционерного капитала продолжает неуклонно нарастать. Так, на начало приватизации только на 15% предприятий один акционер имел блокирующий пакет акций, к началу века - на 33%. За этот период число предприятий, где контрольным пакетом акций владеют 2—3 человека, выросло в 4 раза, с одним владельцем — в 2 раза.

Слабая правовая защита собственности стимулирует формирование высококонцентрированной собственности с контрольным пакетом на уровне 70%, что, однако, делает компанию непрозрачной. Контролирующий собственник, а это, как правило, не более 2-4 партнеров, выступает одновременно и менеджером, осуществляя функции оперативного управления.

Иными словами, продолжается активная конкурентная борьба между инсайдерами и аутсайдерами, между собственниками и менеджерами, что сдерживает отделение собственности от управления. Проблема корпоративного управления при таких предпосылках оказывается актуальной в плане слияний и поглощений, контроля за крупными сделками и аффилированными структурами, повышения ответственности собственников и т.п.

Главной проблемой в области корпоративного управления остается защита и гарантия прав собственности и обеспечение баланса интересов различных групп акционеров, а также акционеров и менеджеров. Но не менее важное значение имеет становление этических норм корпоративного управления в сознании участников корпоративных отношений, без чего невозможно соблюдение норм Кодекса корпоративного поведения.