Итак, благодаря значительным усилиям с вашей стороны и со стороны потенциального покупателя, вы наконец-то добрались до обсуждения контракта. На этом этапе уже обе стороны заинтересованы в успешном завершении сделки купли-продажи. Отметим, что если вы можете подготовить и заключить контракт без проведения длительных переговоров, то это является наилучшим способом продажи, поскольку переговоры обладают определенным риском «закапывания» товара.
Вместе с тем большинство долговременных процессов купли-продажи осуществляется через переговоры, поэтому уместным представляется обсудить факторы успешного проведения переговоров.
Переговоры - это процесс, в котором каждая сторона пытается достичь максимум собственной выгоды путем взаимных уступок и в результате взаимной договоренности. Успеш-ные переговоры - это такие, в результате которых обе стороны решают свои поставленные задачи.
Несмотря на очевидную сложность проведения любых переговоров, когда не приходится говорить о каких-либо приемах ремесла, а можно лишь отметить приемы искусства переговоров, выделим наработанные экономистами удачные шаги осуществления этой заключительной стадии продажи.
В основу генеральной линии успешных переговоров могут быть положены следующие факторы:
Во время проведения переговоров могут возникать тупиковые ситуации, когда ни одна из сторон не согласна идти на больший компромисс. В этом случае можно применить следующие приемы:
начните снова и пересмотрите обсуждаемые проблемы;
смените команду, участвующую в переговорах, поменяв «мягких» или «жестких» членов команды в зависимости от ситуации;
отложите тупиковые пункты до тех пор, пока соглашение не будет достигнуто в принципе;
найдите третье решение, удовлетворяющее всех;
сделайте перерыв в переговорах, во время которого можно провести широкое совещание со специалистами вашей фирмы.
Участники успешных переговоров всегда терпеливы, упорны, убедительны и практичны.