Согласование с другими видами внутренней экономической политики и с политикой других стран


Поскольку на макроэкономическую ситуацию внутри страны оказывают воздействие внутренняя фискальная политика, а также фискальная и денежная политика других стран, то встает вопрос об их согласовании с внутренней денежной политикой. Например, стимулирующая фискальная политика внутри страны, включающая расширение государственных расходов или уменьшение налогов, может потребовать уравновешивающих действий, которые сделали бы денежную политику более ограничительной.

Даже если бы сочетание мер политики изменилось таким образом, что общая занятость, объем производства и цены остались бы на прежнем уровне, номинальные и реальные величины рыночных ставок процента и валютных курсов должны будут измениться, как и структура совокупного выпуска — доля реального потребления, инвестиций и чистого экспорта.

Традиционный взгляд состоял в том, что после некоторой точки сдвиг по направлению к более стимулирующей фискальной политике и более ограничительной денежной политике становится нежелательным, поскольку инвестиции и чистый экспорт при более высоких реальных ставках процента и более высоком валютном курсе будут «вытесняться» большими государственными расходами или частным потреблением.

Сокращение темпов инвестирования задержит накопление капитала и ограничит потенциал экономики в более длительной перспективе, тогда как уменьшение чистого экспорта нанесет ущерб экспортной и импортозамещающей промышленности. Возрастающий дефицит государственного бюджета будет сопровождаться большим дефицитом платежного баланса, вызывая более быстрое увеличение как государственного, так и внешнего долга.

Выплаты по обоим видам долга через некоторое время становятся более обременительными для населения, требуя отказа от все большего объема будущего потребления. Если приток капитала извне вкладывается эффективно, он может обеспечить ресурсы для будущих выплат по обслуживанию долга, но если эти средства просто используются для финансирования государственного бюджетного дефицита, то они не могут поддерживать частное накопление капитала.

В недавнее время распространились взгляды «экономики предложения», представители которой считали, что значительное уменьшение предельных налоговых ставок способствует частным сбережениям, инвестициям, трудовым усилиям и предпринимательству. В этом случае потенциал роста экономики значительно увеличится и не потребуется более ограничительная кредитно-денежная политика, даже если государственный бюджетный дефицит вначале существенно вырос.

Тем не менее, опыт Соединенных Штатов, где было осуществлено значительное снижение предельных налоговых ставок в начале 1980-х годов, показал, что результирующие стимулирующие воздействия на потенциальные темпы экономического роста сравнительно незначительны.

На практике фискальная политика в отличие от денежной не зарекомендовала себя гибким средством макроэкономического регулирования для каких-либо общественных целей помимо антициклического воздействия. Кроме того, законодательные задержки не дают возможности быстро скорректировать программы государственных расходов и налоговое законодательство в ответ на общие экономические тенденции. В этой ситуации денежная политика выдвигается на первый план политики макроэкономической стабилизации.

Меры денежной политики становятся наиболее чувствительными к политике при проведении стимулирующей фискальной политики, когда рост частных расходов, заработной платы и цен приводит к перегреву экономики. Необходимый поворот к более ограничительной денежной политике вызывает протест против повышения процентных ставок, особенно со стороны тех секторов, где занятость и производство сильно страдают от повышения процентных ставок и валютного курса.

Следует избегать возлагать на денежную политику слишком большую антициклическую нагрузку, частично поскольку центральный банк практически не может вынести политического давления, а частично поскольку экономические дисбалансы между секторами становятся в это время более заметными.

Трудности правильного сочетания денежной и финансовой политики обостряются, если их рассмотреть в межстрановом контексте. Международное согласование политики — это не просто вопрос правильной структуры кредитно-денежной политики в целом. Оно включает также область возможных взаимодействий между странами. Более высокая степень согласования политики, очевидно, становится необходимой при режиме фиксированных валютных курсов или зон свободной торговли, а также в той степени, в какой различные страны преследуют общие цели в области регулирования валютных курсов.

Но даже в случае отсутствия явных целевых уровней валютных курсов некоторое международное согласование политики может все же приносить выгоды в результате переноса воздействий мер экономической политики. Общий сдвиг к ограничительной фискальной политике за рубежом, например, уменьшит зарубежные расходы на приобретение отечественного экспорта. Аналогично падение процентных ставок за рубежом может повысить готовность международных инвесторов держать отечественные финансовые активы; это увеличение спроса на активы отразится в установлении внутренних процентных ставок на более низком уровне, чем они были бы в противном случае, но поднимет валютный курс, ухудшая в конечном счете отечественный торговый баланс.

Могут даже возникнуть самоподдерживающиеся циклы: стимулирующая фискальная политика за границей, сопровождающаяся повышением там ставок процента, вызовет снижение обменного курса отечественной валюты. В свою очередь более низкая стоимость отечественной валюты затем ведет к росту внутренней инфляции и инфляционных ожиданий, что может содействовать дальнейшему обесценению валюты в зависимости от того, какие будут приняты ответные меры внутренней денежной политики.

Процесс международного согласования экономической политики соответствует интересам взаимосвязанных стран. Более тесная координация может в принципе обеспечить большую устойчивость на валютных рынках, поскольку одновременно сохраняются некоторые особенности системы плавающих валютных курсов, которая приводит к смягчению международных нарушений равновесия и ослаблению ограничений на меры политики, вызванных автоматическими потоками международных резервов при системе фиксированных обменных курсов.

Тем не менее, интересы независимых государств и ситуации в них могут время от времени существенно расходиться. Это может произойти либо из-за различий в определении конечных экономических целей, либо из-за того, что страны находятся на разных стадиях экономического цикла. В таких ситуациях область для соглашения о соответствующем типе согласованной между странами макроэкономической политики может быть ограничена.