Спрос и предложение в условиях рыночной экономики - страница 2


Иными словами, маркетинговая система должна отражать все, что происходит на рынке, в интересах конкурентной борьбы. Вступая на рынок, предприятие попадает в очень динамичную, нестабильную ситуацию, и специалист по маркетингу должен всегда отдавать себе в этом отчет, пытаясь получить как можно больше, поступившись как можно меньшим.

Итак, поскольку менеджер по маркетингу несет ответственность за продвижение как можно большего количества продукта на рынок, он, как правило, стремится облегчить себе задачу, продвигая продукт по как можно более низкой цене.

Теперь рассмотрим график, представленный на рис.

Здесь введен второй элемент рынка — предложение. Предложение продукта обусловлено конъюнктурой рынка, которая побуждает владельца ресурсов на свой страх и риск производить продукт и выставлять его на рынке. Владелец ресурсов, который, кстати, является капиталистом, а также владелец производственного предприятия постоянно оценивают конъюнктуру, сопоставляя возможности, предоставляемые рынком, с альтернативными вариантами использования вложенных в производство средств.

Каждый из них может предположить, что средства надежнее вкладывать в ценные государственные бумаги или другие финансовые инструменты со средней степенью риска, чем подвергать их опасности на рынке. Однако если его деятельность на рынке успешна, то и награда за это должна превышать доход, который принесут средства, инвестированные в ценные государственные бумаги.

Из графика на рис. видно, что владелец ресурсов будет привлечен ситуацией на рынке, только когда цена для обеспечение экономичного уровня заказа достаточно высока, чтобы он захотел рискнуть средствами, необходимыми для производства продукта. Здесь он сталкивается с рядом проблем и связанными с ними рисками. Важен не только достаточно высокий уровень цены, но и то, чтобы на рынке имелся адекватный спрос для обеспечения экономической выгоды (целесообразности) производства.

Это понятие известно как экономически выгодный (оптимальный) размер партии. Например, если производитель намеревается выпустить один автомобиль, затраты на него могут во много раз превысить нормальные. Однако поскольку спрос на автомобили на рынке высок, можно производить их в большом количестве и в результате снизить цену на один продукт.

На рис., где кривая P1Q1 пересекает стремящуюся вверх кривую спроса, мы видим, что производитель склонен выйти на рынок в той точке кривой, где рыночная цена и объем спроса на продукт адекватны, чтобы осуществить инвестиции в производственные затраты.

Стоит цене упасть ниже минимального уровня, при котором сохраняется заинтересованность в выпуске продукта, как он прекратит производство. Но если цена увеличивается, то это привлекает других производителей. Чтобы понять, как это происходит, достаточно рассмотреть кривую предложения, которая продолжает подниматься вверх. Это означает, что с повышением цены все большее число производителей может осуществлять производство.

Но является ли цена, которую рынок готов уплатить за продукт, ценой, по которой производитель захочет его производить. Ситуация может разрешаться так, как показано на рис., где представлено условие равновесия рынка.

Это означает, что покупатели и продавцы пришли к согласию о цене на продукт и договорились о сделке. Кривая P1Q1 отражает ту цену и то количество продукта, которые удовлетворяют покупателя, а также цену, по которой продавец намерен продать его.

Очевидно, что продавец хотел бы продать больше и по высокой цене, а покупатель — купить по более низкой цене. Такт образом, мы имеем хрупкое равновесие между постоянными попытками первого увеличить цену, а второго снизить ее. К счастью, технический прогресс (в частности, широкое использование нефтехимических продуктов) и новые технологии за последние 100 лет способствовали такому повышению производительности труда, что человек имеет сейчас более высокий уровень жизни, чем раньше.

Это во многом заслуга специалистов по маркетингу, понимающих условия рынка и стремящихся обеспечить как можно больше людей продуктами и услугами по возможно более высокой цене.

Поскольку цена на продукт является важной составной частью рынка, необходимо дать общее ее понятие. Цена — это мерило денежных единиц, требуемых для приобретения продукта. Она практически всегда выражена в национальной валюте страны, где осуществляется сделка. Денежная система любой страны имеет множество функций, но нас интересует только ее функция в качестве средства обмена, показывающего, в какой пропорции законное платежное средство страны может быть обменено на какой-либо продукт, представленный на рынке.

Необходимо иметь четкое представление о различии между ценой и ценностью. Так, весьма затруднительно определить ценность продукта, но можно с легкостью установить цену на него. Ценность продукта такова, какой ее считает покупатель, включая в свой расчет уровень интенсивности, с которым он желает приобрести продукт, варианты удовлетворения данной потребности альтернативными продуктами, а также другие продукты, которые он должен приобрести.

Цена имеет одну особенность. По мере ее роста, не сопровождающегося соответствующим увеличением количества или улучшением качества продукта за счет этого роста, возникает инфляция. Деньги — это символ богатства. Если увеличивается количество денег, выпускаемых государством, а количество продуктов на рынке соответствующим образом не увеличивается, то в результате у населения будет больше средств для приобретения того же количества продуктов. Результатом этого будет непрерывный процесс роста цен и инфляции.

При осуществлении маркетинговой деятельности инфляция представляет собой одну из характеристик внешней среды, которую необходимо принимать во внимание при определении динамики рынка и покупательной способности потребителя. Жалование не может так же быстро возрастать, как цены, поэтому через некоторое время потребитель не сможет приобрести то же количество продуктов за то же самое жалованье, что представляет определенную угрозу для маркетинга.

В системе свободного рынка правительство устанавливает обычно минимальный уровень заработной платы, причем очень низкий, и за его пределами не вмешивается в уровень доходов граждан, оставляя это на долю рыночного механизма.

Таким образом, при определении объема спроса и возможной цены на рынке необходимо принимать во внимание множество факторов. Поэтому специалист по маркетингу сможет выполнять свою задачу по реализации производимого продукта и обеспечению общества в целом как можно большим разнообразием хороших продуктов по приемлемой цене, только располагая отменной информационной системой и находясь в тесном контакте с руководством компании. Он должен рассматривать себя как ответственного члена общества, поскольку выполняет свои обязанности в интересах как компании (предприятия), так и всего общества.


Страницы: [1] [2]