Отбор клиентов аудиторскими фирмами


Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы и аудиторские фирмы должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов.

Неудачный, непродуманный выбор клиента может привести к значительным финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб имиджу фирмы и аудитора. Особенно важно иметь продуманную систему отбора клиентов аудиторскими фирмами в период становления рынка в Российской Федерации, когда значительное количество коммерческих структур нарушает действующие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Основными процедурами отбора клиентов аудиторскими фирмами являются следующие:

  1. оценка характера отрасли;
  2. оценка цели аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования его результатов;
  3. выяснение особенностей руководителей;
  4. предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;
  5. оценка причины смены или смен аудиторов;
  6. знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита;
  7. выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации, финансовой отчетности потенциального клиента;
  8. получение рекомендаций (например, от различных организаций, профессионалов и т.д.);
  9. аналитическая проверка отчетности;
  10. предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, а также с текущими и предстоящими проблемами потенциального клиента;
  11. оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т.д.

Если результаты перечисленных или других процедур обнаруживают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой для аудитора, клиенту отказывается в обслуживании.

В аудиторской фирме должны регистрироваться все факты обращения клиентов.