Отбор клиентов аудиторскими фирмами
Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы и аудиторские фирмы должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов.
Неудачный, непродуманный выбор клиента может привести к значительным финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб имиджу фирмы и аудитора. Особенно важно иметь продуманную систему отбора клиентов аудиторскими фирмами в период становления рынка в Российской Федерации, когда значительное количество коммерческих структур нарушает действующие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Основными процедурами отбора клиентов аудиторскими фирмами являются следующие:
- оценка характера отрасли;
- оценка цели аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования его результатов;
- выяснение особенностей руководителей;
- предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;
- оценка причины смены или смен аудиторов;
- знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита;
- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации, финансовой отчетности потенциального клиента;
- получение рекомендаций (например, от различных организаций, профессионалов и т.д.);
- аналитическая проверка отчетности;
- предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, а также с текущими и предстоящими проблемами потенциального клиента;
- оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т.д.
Если результаты перечисленных или других процедур обнаруживают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой для аудитора, клиенту отказывается в обслуживании.
В аудиторской фирме должны регистрироваться все факты обращения клиентов.