Документы, представляемые клиентом для начала аудиторской проверки


До написания письма-обязательства и заключения договора на аудиторскую проверку аудиторы осуществляют предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента. В таблице представлены примерные направления работ в этой области.

После заключения договора на аудиторскую проверку и перед началом ее проведения крупные аудиторские компании, использующие «конвейерный подход» к аудиторской проверке, передают клиенту перечень документов (их копий), которые в обязательном порядке должны быть представлены аудиторам.

Этот перечень может быть различным, но, как правило, включает следующие основные группы документов:

Общая информация

Копия бухгалтерской отчетности за отчетный год; Главная книга по состоянию на 31 декабря; копии всех договоров о выдаче займов; копии всех протоколов собраний правления компании; список всех юридических консультантов и их гонораров с описанием видов выполненных работ (составляется отдельно для каждого консультанта); копии всех важнейших и крупных договоров с указанием условий и сроков их выполнения; копии уставных документов компании (устав), а также документы о регистрации компании в итоговых органах и лицензии; копия приказа об учетной политике.

Финансовые результаты

Ежемесячные данные о выручке от реализации продукции (работ, услуг), о выручке от прочей реализации, внереализационных результатах; письменные разъяснения о существенных изменениях в движении средств за какой-либо месяц; ежемесячные данные о расходах и затратах на реализацию продукции (работ, услуг), прочей реализации и внереализационных результатах; письменные разъяснения в случае существенных изменений в движении средств за отдельные месяцы; документы, подтверждающие происхождение прочих доходов; плановые калькуляции себестоимости единицы продукции; документы, подтверждающие убытки и финансовые санкции, списание убытков.

Нематериальные активы

Список всех нематериальных активов с указанием следующих сведений:

Материальные активы

Список всех материальных активов с указанием следующих сведений: наименование и описание активов; дата приобретения; первоначальная стоимость; норма амортизации.

Необходимо также представить копии сертификатов владения всеми долгосрочными финансовыми вложениями.

1. Расходы будущих периодов

Подробный список всех расходов будущих периодов, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе по состоянию на 31 декабря, с указанием следующих сведений: наименование и описание расходов будущих периодов; дата платежа; сумма платежа.

2. Товарно-материальные запасы

Список всех товарно-материальных запасов, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе по состоянию на 31 декабря, с указанием следующих сведений: наименование и описание активов; продажная цена; себестоимость.

3. Дебиторская задолженность

Список всех дебиторских задолженностей на 31 декабря, общие суммы которых соответствуют указанным в балансе, с указанием следующих сведений: название клиента; сумма дебиторской задолженности; оценка суммы, которую компания может не получить; пересчет дебиторской задолженности по следующим категориям: текущая, один месяц, от одного до двух месяцев, более шести месяцев.

4. Денежные средства в банке и наличные денежные средства Копии банковских выписок по всем остаткам на счетах

на 31 декабря;

банковские документы, подтверждающие средства в пути на 31 декабря, включая иностранную валюту.

5. Налоги

Схемы всех видов налогов необходимо показать нарастающим итогом:

начало: остаток на 31 декабря (должен соответствовать указанному в балансе на 31 декабря) плюс: начисленные налоги за год (необходимо представить разъяснения расчета налогов) минус:

платежи налогов (необходимо представить копии переводов средств или подтверждение их получения из налоговых органов).

Итого: остаток на 31 декабря (должен соответствовать указанному в балансе на 31 декабря).

6. Намерения и непредвиденные расходы

Обзор всех намерений и непредвиденных расходов (расходы на юридические услуги, намерения по приобретению активов, открытие кредитных линий и аккредитивов).

7. Акционерный капитал (уставный капитал) и резервы

Подтверждающие документы по увеличению и использованию всех фондов и резервов.

8. Прибыль и использование прибыли