Оценка организационной структуры, структуры управления, нормативной базы, учредительных документов, учетной политики и договоров


Такая оценка производится аудиторами для лучшего понимания особенностей деятельности аудируемого лица. Эта работа включается в план аудиторской проверки.

Структура плана оперативной проверки. Рассмотрим структуру такого плана.

  • Аудиторская проверка учредительных и регистрационных документов
  • получение копий учредительных документов и документов регистрации;

    проверка разрешений на право занятия видами деятельности, которыми занимается аудируемое лицо;

    наличие лицензий, лицензируемая деятельность или объекты лицензирования, сроки действия;

    обзор учредительных документов, учредительный договор (для ООО, ассоциаций и союзов), устав (для ООО, ОАО, ЗАО, производственных кооперативов, некоммерческих фондов, ассоциаций и союзов), положение (для филиалов, некоммерческих организаций) и др.;

    проведение анализа учредительных документов на соответствие законодательству РФ;

    проверка соответствия учредительных документов и документов о регистрации (наличие свидетельства о регистрации и справки Госкомстата о присвоении кодов);

    проверка соблюдения положений, зарегистрированных в учредительных документах, в текущей работе предприятия;

    проверка правильности отражения уставного капитала и долей учредителей (собственников);

    проверка правильности отражения в бухгалтерском учете решений акционеров, собственников руководства аудируемого лица;

    проверка реальности права собственности учредителей на имущество уставного капитала;

    проверка правильности и своевременности отражения в учете и в государственных органах изменений в учредительных документах.

  • Проверка формирования уставного капитала и резервов предусматривает проверку:
  • Программа аудита данных статей отчетности включает перечень детальных аудиторских процедур и указания по применению рабочей документации аудитора как распорядительно- исполнительной, так и свободной.

    Аудиторские процедуры по проверке: изучение структуры капитала; проверка на соответствие устава действующему законодательству; проверка операций на соответствие законодательству, учетной политике, уставу организации; проверка своевременности и правомерности отражения операций в бухгалтерском учете; проверка операций с собственными акциями организации, их размещение, приобретение, перепродажа, аннулирование и т.п.; проверка операций по формированию и использованию чистой прибыли организации; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса, проверка, раскрыта ли информация в отчетности; проверка первичных документов, пересчет и другие аналитические процедуры; формирование выводов по результатам проверки.

  • Проверка расчетов с учредителями
  • предусматривает проверку: отражения расчетов с учредителями по вкладам, по доходам; полноты и правильности расчета доходов учредителей; правильности учета и выплаты дивидендов; правильности отражения операций по поступлению и выбытию активов в уставный капитал со стороны учредителей; правильности расчетов с выбывшим учредителем.

  • Аудиторская проверка организации учетной политики
  • предусматривает следующие аудиторские процедуры:

    описание в рабочих документах аудитора принятой учетной политики для целей бухгалтерского учета (дата введения в действие, соответствие законодательству РФ, полнота освещения принципов и методов бухгалтерского учета, принятых на предприятии, соблюдение положений учетной политики для целей бухгалтерского учета в текущей работе);

    краткая характеристика и отражение в рабочих документах других внутренних нормативных документов, их целесообразность и соответствие законодательству РФ;

    описание и краткая характеристика принятой учетной политики для целей налогового учета (дата введения в действие, соответствие законодательству РФ, соблюдение положений учетной политики для целей налогового учета в текущей работе, наличие налоговых регистров, соответствие их заполнения требованиям законодательства); прочие процедуры.

  • Проверка и оценка основных элементов учетной политики и ее реализации для целей бухгалтерского учета
  • проводится в части: амортизации основных средств; амортизации нематериальных активов; оценки производственных запасов; оценки готовой продукции; оценки товаров;

    оценки незавершенного производства;

    резервов предстоящих расходов и платежей и резервов по сомнительным долгам;

    расходов будущих периодов;

    порядка группировки и списания затрат на производство;

    признания прибыли от реализации продукции (работ, услуг); оценки задолженности по полученным займам; применения рабочего плана счетов на базе плана счетов бухгалтерского учета;

    использования формы бухгалтерского учета; учета ремонта основных средств; списания материалов;

    организации аналитического учета материальных ценностей; организации учета выпуска продукции; учета курсовых разниц по валютным счетам; учета выпуска продукции;

    организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); распределения косвенных расходов; организации сводного учета затрат на производство; организации инвентаризации имущества и обязательств; порядка представления, рассмотрения и утверждения готовой бухгалтерской отчетности.

  • Проверка и оценка основных элементов учетной политики организации для целей налогообложения производится в части
  • :

  • Аудиторская проверка договорной базы предприятия.
  • Предмет проверки: ознакомление аудиторов с основными договорами клиента, их видами и особенностями.

    Аудиторские процедуры предусматривают знакомство и краткое отражение в рабочей документации следующих видов договоров: