Определение стратегии аудиторской проверки
Аудиторская проверка, как правило, всегда ограничена определенным сроком (в среднем — две недели); из-за этих ограничений на крупном и даже среднем по мощности предприятии провести сплошную аудиторскую проверку не всегда удается.
Поэтому аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей каждого экономического субъекта, которая предусматривает:
- рассмотрение собранной информации о деятельности клиента;
- предварительную оценку риска и эффективности внутреннего контроля;
- определение глубины, сущности и продолжительности проверок отдельных групп операций.
Стратегия аудиторской проверки основана на выборе наиболее рациональных путей достижения целей этой проверки и зависит от опыта и квалификации аудитора, длительности сотрудничества аудиторской фирмы и клиента, т.е. от степени знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов.
Стратегия аудиторской проверки должна иметь вид плана, составляемого аудитором в письменной форме, цель которого:
- предварительно определить объем и тип необходимых тестов;
- оценить издержки по их проведению;
- достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;
- иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и его качества у данного клиента.
Планированию предшествуют следующие этапы:
- предплановая подготовка;
- получение информации о бизнесе клиента (специфике деятельности, структуре и связях, политике, юридических обстоятельствах и др.);
- оценка существенности;
- оценка аудиторского риска;
- изучение системы внутреннего контроля и оценка риска ее неэффективности.
Многие аудиторские фирмы разрабатывают свои внутренние стандарты плана проверки, приспособленные к отраслевой специфике клиентов.
Обычно планирование включает в себя:
- разработку графиков проведения аудита;
- определение сроков и доходов и обсуждение их с клиентом;
- проведение инструктажа членов команды аудиторов;
- организацию взаимодействия с подразделениями внутри фирмы;
- обсуждение стратегии аудита с клиентом.