В условиях становления и развития рыночных отношений Правительством РФ разработана концепция акционирования и приватизации предприятий металлургической промышленности, которая в качестве условий приватизации выдвинула ряд важнейших задач:
В процессе реализации этих задач все предприятия металлургической промышленности (вне зависимости от масштабов производства и численности персонала) должны быть отнесены к федеральной собственности и преобразованы в акционерные общества Как объекты федеральной собственности. Закрепленные в собственность федеральных органов пакеты акций будут использованы для проведения единой государственной политики, направленной на формирование сбалансированности рыночного металлургического комплекса, на стабилизацию производства и создание условий для ускоренной интеграции в мировую экономику.
Обязательное государственное регулирование и непосредственное участие государства в деятельности металлургической промышленности подтверждается опытом развитых промышленных стран, где третья часть выпускаемой в этих странах стали производится компаниями, находящимися в государственной собственности.
Необходимо решить проблему взаимодействия технологически связанных между собой предприятий, начиная от горнодобывающих и кончая четвертым переделом. Такое взаимодействие, соответствующее характеру рыночных отношений, может быть обеспечено созданием холдинговых структур и приобретением акций взаимозаинтересованными предприятиями, вне зависимости от доли федеральной собственности в их акционерном капитале.
В настоящее время созданы и формируются различные холдинговые структуры в металлургическом комплексе России. Так, по инициативе Свердловской области создана холдинговая компания "Уралалюминвест", объединившая акционерный капитал Уральского алюминиевого, Полевского криолитового, Каменск-Уральского металлургического заводов, Михайловского завода по обработке цветных металлов, объединения "Севуралбокситруда" и института "Уралгипромез".
Инвестиционная холдинговая компания создается по согласованию с трудовыми коллективами предприятий, представляющих полный технологический цикл переработки алюминия - от добычи сырья до выпуска конечной продукции высокой степени переработки (прокат, фольга, товары народного потребления).
Компания будет содействовать кооперации предприятий для осуществления ими согласованной инвестиционной политики, получения прибыли и ее инвестирования в названные предприятия для поддержания выбывающих мощностей, обеспечения комплексного использования сырья, вторичных ресурсов и отходов производства, внедрения ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, реконструкции действующих технологических комплексов, организации выпуска продукции, конкурентоспособности на зарубежном рынке, улучшения условий труда и оздоровления окружающей среды в районах размещения предприятий.
Другая форма акционирования металлургических предприятий - создание межгосударственных компаний (МК). В настоящее время МК создаются в черной металлургии, в алюминиевой, титано-магниевой и редкоземельной промышленности, а также по добыче хромовых и марганцевых руд и производству ферросплавов.
Создание межгосударственных компаний в металлургической промышленности должно способствовать выходу из кризиса и обеспечить общий внутренний рынок отдельными дефицитными видами металлопродукции и сократить импорт их из третьих стран, а также успешно конкурировать на внешних рынках металлопродукции.
Формирование межгосударственных компаний поможет решить проблему организационно-экономической интеграции предприятий и восстановления хозяйственных связей, причем вне зависимости от формы собственности.
В настоящее время на базе совместного использования железных руд и коксующихся углей Казахстана с участием Соколовско-Сарбайского и Лисаковского ГОКов, ПО "Караганда-уголь", АО "Магнитогорский металлургический комбинат" и Карагандинского меткомбината создана компания в виде консорциума для совместного развития угольной и железорудной базы с покрытием финансовых вложений за счет экспорта дополнительной металлопродукции.
Возможны компании картельного типа по производству и торговле отдельными видами металлопродукции предприятий, входящих в картель.
Таким образом, создание холдинговых и межгосударственных компаний различного типа является одним из реальных направлений стабилизации и развития металлургического комплекса России.
Комитетом Российской Федерации по металлургии разработаны предложения по развитию сырьевой базы черной металлургии на период 1993-2000 гг. и Федеральная программа "Развитие рудной базы цветной металлургии". В них предусматриваются техническое перевооружение действующих горнодобывающих предприятий, строительство объектов по вскрытию и подготовке новых участков для поддержания мощности действующих предприятий, завершение строительства ранее начатых объектов исходя из возможностей их реального осуществления.
Однако хронический недостаток капиталовложений, постоянные недопоставки современного горно-транспортного, обогатительного и металлургического оборудования, отсутствие многих его видов в России обостряют проблему реконструкции, технического перевооружения и модернизации металлургического производства. В настоящее время металлургический комплекс находится в тяжелом техническом состоянии: производственные фонды изношены на 40-50%, а в отдельных случаях и на 70%. В то же время отрасли металлургического комплекса обеспечивают народное хозяйство конструкционными материалами на 92%.
Учитывая нынешние условия рыночных отношений, горнорудные предприятия смогут обеспечить финансирование капитального строительства из собственных средств на уровне 50- 65%. Остальные затраты должны покрываться в результате привлечения средств потребителей, коммерческих структур, иностранных инвесторов, средств отраслевого внебюджетного инвестиционного фонда, а также частично за счет государственных средств.
Расчеты ученых показывают, что новые мощности в металлургии следует вводить в пользу конверторного производства. Следовательно, в ближайшие 15-20 лет при выводе из эксплуатации мартеновских печей и цехов необходимо преимущественное развитие кислородно-конверторного процесса. При этом новые мощности в конверторном и электросталеплавильном производствах целесообразно вводить в соотношении примерно 4:1.
В перспективе предусматривается более быстрое развитие производства высокопрочных коррозионно-стойких труб для топливно-энергетического комплекса страны (трубы обсадные, насосно-компрессорные, бурильные и др.), что даст возможность сократить ежегодные закупки по импорту труб различного сортамента.
Намечен рост производства холоднокатаного листа для автомобилестроения и производства товаров народного потребления, оборудования для хранения сельскохозяйственной продукции, гражданского строительства, электронной промышленности, что позволит сократить закупки по импорту холоднокатаного листа.
В алюминиевой промышленности необходима реконструкция глиноземных производств с установкой оборудования большой единичной мощности.
Для поддержания и укрепления рудной базы Программой развития металлургии России на период до 2000-2005 гг. предусматривается:
Проблема обеспечения сырьем уральских алюминиевых предприятий на длительную перспективу будет решена освоением крупнейших в России Среднетиманских бокситовых месторождений.
Одной из острейших проблем на современном этапе развития металлургического комплекса России являются рациональное природопользование и охрана окружающей среды. По уровню выбросов вредных веществ в атмосферу и водоемы, образованию твердых отходов металлургия превосходит все сырьевые отрасли промышленности, создавая высокую экологическую опасность ее производства и повышенную социальную напряженность в районах действия металлургических предприятий.
Защита окружающей среды в отраслях металлургического комплекса требует огромных затрат. Иногда более целесообразным оказывается применение технологического процесса, менее загрязняющего окружающую среду, чем контроль (с огромными затратами) уровня загрязненности при использовании традиционных технологий.
В настоящее время снижение социальной напряженности в районах действия металлургических предприятий может быть обеспечено прежде всего снижением экологической опасности, внедрением экологически чистых технологий и созданием безотходных производств. Безотходная технологическая система - это сочетание организационно-технических мероприятий, технологических процессов и способов подготовки сырья и материалов, обеспечивающих комплексное использование сырья и энергии.
Переход к малоотходной и безотходной технологии, совершенствование способов утилизации вредных веществ, комплексное использование природных ресурсов - основные направления ликвидации вредного влияния металлургического производства на состояние окружающей среды.
В обозримой перспективе должны произойти существенные изменения в техническом состоянии металлургического комплекса, в процессах природопользования, что позволит в значительной степени решить многие экологические проблемы. Только в цветной металлургии, например, к 2000 г. ожидается снижение количества вредных загрязняющих выбросов на 12- 15% и на подавляющем большинстве предприятий будут достигнуты нормативы предельно допустимых выбросов.
Рост применения систем разработки с закладкой выработанного пространства в районах добычи сырья на 20%, предусмотренный программой, позволит наряду с улучшением технических и экономических показателей при добыче руд обеспечить сохранность земной поверхности в горном отводе, значительно снизить расход материалов на крепление, в том числе очень дорогостоящих металлов.
Огромнейшие резервы и возможности решения экологических проблем заключены в комплексности переработки сырья, в полном использовании полезных компонентов в его составе и в месторождениях.
Металлургия России, несмотря на значительный спад производства, продолжает занимать одно из ведущих мест в мире по производству и экспорту металлопродукции, уступая лишь Японии, Китаю и США. Доля России в мировом производстве стали составляет 6,9%, а в экспорте металлопродукции – 10%. С 1995 г. отмечаются стабилизация производства и даже некоторый рост.
Главные цели перспективного развития металлургической промышленности - это приведение мощностей производства в соответствие с требованиями мирового и внутреннего рынка как в количественном, так и в качественном отношении, а повышение конкурентоспособности производства металлов за счет использования современных технологий, что увеличит спрос на российский металл в первую очередь на внутреннем рынке.
Несмотря на тяжелое кризисное положение металлургия доказала свою жизнеспособность и возможность саморазвития. Спад производства заставил вывести из эксплуатации устаревшие производства: 10 коксовых батарей, 51 мартеновскую печь, 8 электросталеплавильных печей, 14 прокатных станков. Идут процесс полного отказа от мартеновского способа производства стали как неэффективного и экологически опасного и замена его конверторным способом. Одновременно были введены новые мощности, использующие прогрессивные технологии на ряде ведущих предприятий - в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Новокузнецке и др.
В настоящее время приватизированы, т.е. стали частными, 75% металлургических заводов страны, а 20% преобразованы в акционерные общества и имеют государственную собственность в уставном капитале. Лишь 5% предприятий сохранены полностью в государственной собственности.
Разработанная Программа развития металлургической промышленности до 2005 года предусматривает решение многих проблем, стоящих в настоящее время перед отраслью.
Основные источники финансирования Программы: 49% - собственные средства предприятий, 30,6% - кредиты, 10% - займы и только 5% составляют бюджетные средства, федеральные и местные.