Международный долгосрочный кредит


Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского и ссудного капитала, последний — в виде внешних займов. Международные займы различаются прежде всего по субъектам кредитных отношений. В качестве должников по внешним займам выступают: промышленные и другие част-ные предприятия; правительства, муниципалитеты и прочие публично-правовые учреждения. Кредиторами по внешним займам могут быть: частные капиталисты и банки, приобретающие облигации займов; государства, представляющие займы другим странам; международные валютно-кредитные организации.

В соответствии с этим международный долгосрочный кредит подразделяется на частный, государственный и частно-государственный.

Международный частный кредит становится одной из неотъемлемых основ международных кредитных отношений с конца 50-х гг., когда почти все развитые страны ввели полную обратимость валют. Они и раньше практиковали международные финансовые кредиты, но в большинстве случаев эпизодически.

Быстрому развитию международных финансовых кредитов в послевоенный период способствовала прежде всего экономическая разруха большинства стран Западной Европы и Японии. Необходимость восстановления разрушенного войной хозяйства требовала крупных материальных затрат. Единственным платежеспособным государством в то время были США.

Первоначально страны-заемщики получили кредиты в США с условием покупки там же товаров. Постепенно все большая часть долларов использовалась для оплаты товаров в других странах, что привело к оседанию долларов на счетах западноевропейских банков и других стран. Так возник рынок евродолларов, а на его основе — институт частных финансовых кредитов и займов.

Главными источниками международных частных финансовых кредитов и займов являются межбанковские депозиты и вклады под евродолларовые депозитные сертификаты. Большинство депозитов и вкладов носит краткосрочный характер, поэтому актуальной задачей банков становится их пролонгация.

Долгосрочные ссуды обычно осуществляются в форме выпуска облигаций и подразделяются на иностранные облигационные и международные облигационные займы. Последние получили большое развитие в 60-е гг. и заняли лидирующее положение в сфере долгосрочного инвестирования капиталов.

Они проводятся на базе евровалютных рынков и чаще всего называются еврооблигационными, причем прослеживается тенденция к их росту. Так, по данным Института мировой экономики и международных отношений, если в 1985 г. объем облигационных займов составил 167,8 млрд долл., то в 1989 г. он возрос до 254 млрд долл., или на 51,4%.

Межправительственные займы получили широкое развитие в годы Первой мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу. Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период 11 млрд долл.

Во время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Германия, Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В связи с этим во время Второй мировой войны США вместо кредитов осуществляли поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в аренду).

После Второй мировой войны до середины 50-х гг. США были монопольным кредитором по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 г. объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2 млрд долл., из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной Европы. Самым крупным из них был правительственный заем США Великобритании в сумме 3 750 млн долл. на 50 лет из 2% годовых. Льготные условия займа сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена валютных ограничений и других преград для проникновения американского капитала в стерлинговую зону.

В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере 650 млн долл. сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во Франции.

Однако межгосударственные кредиты представляются за счет средств государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в послевоенное время в рамках «плана Маршалла»: за период с 1950 по 1955 г. общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 млрд долл.

Количество государственных займов как составной части программ помощи постепенно возрастает, особенно от стран ОЭСР развивающимся странам. В 70—80-е гг. межправительственные займы предоставлялись в основном промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением межгосударственных кредитов для поддержки валют путем проведения валютной интервенции.

После Второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по линии международных валютно-кредитных организаций.