Рыночные решающие сражения


Бычий рынок обычно начинается с нескольких человек, обнаруживающих сигналы светлого будущего. Они покупают, раскрывая, таким образом, свою точку зрения другим. Когда цены растут, средства массовой информации и широкая общественность начинают проявлять свой интерес.

"Должно быть, есть причина для таких ценовых подъемов", — думают они. В игру входят адаптивные позиции, и многие (без малейшего интереса к торговле акциями) начинают барахтаться в рынке. Если у них все получается, они рассказывают об этом своим соседям. Соседи, в свою очередь, решают, что торговля акциями — это то, что им надо (самореализуемая позиция), и поддаются повальному увлечению.

Когда цены прорываются через несколько важных графических точек, приводятся в движение новые ордера на покупку. В то же самое время увеличения цен образуют новую волну финансовой ликвидности, генерируя новые ордера на покупку, увеличивая одновременно интерес средств массовой информации и провоцируя публикации задним числом с рационалистическими обоснованиями бычьего рынка. По мере того как цены достигают определенного уровня, компаниям становится легче добраться до капитала посредством фондового рынка, что означает увеличение их действительной стоимости. Публичная оценка акции растет по мере того, как становится распространенным явлением приобретение кем-либо контрольного пакета акций компании.

Таким образом, рыночные функции ведут себя подобно взаимосвязанным турбокомпрессорам, в которых каждое увеличение цен стимулирует возникновение или активизацию нового положительного контура обратной связи, который снова подталкивает цену вверх. По мере продолжения бычьего рынка увеличиваются воздействия нового экстремального параметра, возможно, ведущего рынок через процесс бифуркации и провоцирующего рост огромной неустойчивости.

В этот момент многие из тех, кто продал в шорт, опираясь на фундаментальные экономические доводы, вынуждены выкупать обратно свои позиции в панике, которая может вызвать "быстрый и резкий рост цены с последующим быстрым падением". В то же самое время все больше и больше торговцев с нестандартными лотами заболевают манией, ведущей к экспоненциальному росту количества спекулянтов.

Но затем, на определенной стадии, крупные рыбы почувствуют, что здесь что-то не так, то есть почувствуют, что цены слишком высоки относительно фундаментальных значений, и, возможно, их индикаторы настроения бьют тревогу, может быть, их индикатор ROC достигает предельного уровня. Поэтому они начинают продавать свои основные позиции, и рынок снова выбрасывает взрывную волну. Новые любители расценивают это как интересную возможность покупки: "Куплю сегодня, пока бумаги дешевые". Многие профессионалы используют новые подъемы для выброса акций на рынок, который проделывает еще несколько прыжков вверх и вниз, сильно отличающихся от предшествующего трендового движения.

Идет решающее сражение, и процесс, названный Чарльзом Доу "распределением", принимает полный размах. В то время как крупные трейдеры распределяют свои акции на рынке, менее компетентным не удается распознать сигналы предупреждения частично из-за функции позиций самозащиты и познания. Продолжительные восходящие и нисходящие колебания, однако, распространяют неопределенность, и сомнения заставляют все больше и больше любителей снова продавать. (Обратите внимание: редко продажи только одних крупных трейдеров провоцируют разворот. Зачастую он не происходит, пока распределение не закончится, и первые мелкие рыночные торговцы тоже не начнут продавать.) Когда распределение закончилось, покупателей больше не остается, и рынок падает, а все цепи положительной обратной связи бычьего рынка начинают работать в обратном направлении.

Поэтому одна из первых отличительных черт разворота первичного тренда — это распределение (distribution) или накопление (accumulation).

На небольших фондовых рынках предыдущих десятилетий продажа сомнительных бумаг часто представляла сложный процесс. Трудность эта описывается в истории о распределении брокера Бейта. Во время периода, предшествующего историческому краху акции южноафриканской золотодобывающей компании в 1895 году, многие брокеры оказались достаточно предусмотрительны, чтобы избавиться от своих акций до их падения. Английский брокер Бейт был одним из них.

Бейт начал этот процесс, послав матери, живущей в Гамбурге, запечатанный пакет с акциями золотодобывающей компании. Он написал ей, что эта ценная бумага вскоре поднимется в десять раз и он не позволяет открывать пакет и смотреть, что это за акция. Это должно оставаться тайной, потому что он сам хотел купить несколько акций для себя, "пока цена была низкой". Его тактика сработала. Охваченная любопытством, его мать тут же вскрыла пакет и сразу же после этого (взяв клятву оставить все в секрете) рассказала обо всем своим подружкам. Слово распространяется со сверхъестественной быстротой, поэтому вскоре половина Гамбурга начала скупать акцию. Но они не знали, что продавцом был брокер Бейт из Лондона, использовавший этот метод для распределения своих акций.

Современные обширные статистические материалы и подробное освещение в средствах массовой информации позволяют распознавать начальную фазу распределения с разумной определенностью. Основные сигналы те же самые, что и были всегда: сильное увеличение числа взаимных фондов, "пузыри", чрезмерная эйфория, неисправимое убеждение, что рыночный тренд будет продолжаться вечно и присоединение все большего и большего количества любителей крынку. Рисунок показывает некоторые из процессов, происходящих во время долгосрочного бычьего рынка, а следующий рисунок — некоторые процессы с обратной связью на протяжении среднесрочного промежутка времени. График отражает это явление в виде накопления, нестандартных колебаний и необычайно большого объема. Брокер также может распознать последнюю стадию распределения, благодаря отсутствию лимитных ордеров на продажу выше текущей цены: когда происходит что-либо подобное, крупная рыба напрямую продает свои акции.

Тайна объема торгов

Есть маленькая тайна в разворотах тренда: когда цена, в конце концов, вырывается из зоны распределения и падает, объем торгов — большой. Средства информации назовут это огромными продажами, но в действительности столько же акций продано, сколько и куплено. У людей были основания покупать до этого, но каково объяснение сейчас?

Непосредственная причина чрезвычайно банальна. В такой день рынок движется через очень широкий ценовой диапазон, следовательно, на своем пути впитывает в себя большое количество интереса к покупке. Но реальная проблема в том, почему возникает такой большой интерес к покупке, когда рынок явно начал идти в нисходящем тренде? На это много различных причин. Одна из них в том, что инвесторы очень разные. Некоторые не понимают ценовые движения.

Многие предпочитают не наблюдать за ними (часто это лучше, чем наблюдать за ними, ничего не понимая). Другие наблюдают за ценой, но не за "ежедневными колебаниями". И, наконец, многие краткосрочные торговцы никогда не понимали разницы между торговлей на трендах и в диапазонах консолидации: в принципе, они скупают во время всех падений цены и добавляют еще позиций по акции, "чтобы улучшить среднюю цену". Другими словами, мы наблюдаем конфликтующие точки зрения краткосрочных торговцев и охотников за долгосрочными трендами.

ЗНАЧЕНИЕ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ

В короткий период времени одни покупают на ослаблении или остаются вне рынка, не реагируя на ценовое движение. Другие неправильно его истолковывают. В результате образуется вышеупомянутый большой объем. В длительном периоде времени возникает еще один аспект. Если мы покупаем первоклассную акцию ради денег, откладываемых для получения дохода в пенсионный период, а она начинает "встряхиваться", как, например, акция "Компании Южного Моря", мы вскоре захотим ее продать обратно при следующем подъеме, чтобы просто посмотреть, как пойдет дело.

Одни рыночные торговцы реагируют с молниеносной скоростью, тогда как другие только зря тратят свое время (рисунок показывает процессы, когда многие реагируют с молниеносной скоростью). Как мы поняли из интерпретации скользящих средних и движущей силы рынка, фактор времени чрезвычайно важен. Этот фактор связан с позициями знания и сам по себе может развернуть первичный тренд.

Это происходит, когда снижение продолжается несколько месяцев или даже лет, в особенности когда рынок "мертв", и торговля погружается в состояние застоя. Вновь рождающаяся активность обычно разворачивает тренд, даже если не наблюдается подъемов или шоковых движений. Но рынок может развернуться благодаря только самому течению времени, хотя такое случается сравнительно редко.