Факторы роста в российской экономике на рубеже веков


Как известно, экономический рост обеспечивается деятельностью промышленного капитала по мере овладения им реальным сектором национальной экономики. Созданию в пределах своей компетенции благоприятных предпосылок для его формирования и должно способствовать государство, оказавшееся перед проблемой преодоления трансформационного спада и перехода к устойчивому экономическому росту. Сам же экономический рост обеспечивается хозяйствующими на микроуровне экономическими субъектами, их не просто инвестиционной, но инвестиционно-инновационной деятельностью, без чего попросту не выжить в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Исторически сложилось так, что наиболее быстро становление промышленного капитала в России началось в экспортно-ориентированных отраслях, где в первую очередь и сформировались очаги рыночной экономики, сложились суперсовременные рыночные структуры. Это произошло вследствие ряда обстоятельств. Данный комплекс избежал, по крайней мере, сокрушительного обвала даже в условиях резкого сокращения внутреннего рынка.

Дело в том, что дорога на внешний рынок для продукции ТЭК была проторена еще в советский период, начиная с 70-х годов, когда на Западе разразился энергетический кризис, что повлекло за собой резкое возрастание цен на энергоресурсы, уровень которых и поныне обеспечивает высокую рентабельность отраслей российского ТЭК.

К началу рыночных преобразований мировые цены по-прежнему были высоки и уж тем более несравненно выше внутренних, в силу чего отрасли данного комплекса оказались российским Клондайком, в первую очередь подвергшимся приватизации, еще до официального провозглашения рыночных преобразований. Именно на этапе спонтанной приватизации 1987—1991 гг. путем, например, элементарного структурного преобразования отраслевых министерств и ведомств в рыночные структуры осуществлялось прямое превращение основных производственных фондов в промышленный капитал, минуя столь затяжную предварительную стадию формирования денежного капитала.

Присвоение наиболее экономически привлекательных объектов было весьма успешно продолжено на последующих этапах приватизации, особенно — при проведении залоговых аукционов в середине 90-х годов. Они первыми обрели подлинных собственников, едва ли не единственным «временщиком» среди них оказался лишь Б. Березовский.

Сокращение производства и здесь имело место, но оно было несопоставимым с сокращением в обрабатывающей промышленности, вследствие чего доля добывающей промышленности почти сравнялась с обрабатывающей в общем объеме промышленной продукции. Однако альтернативы такому сценарию развития по существу не было: разорение предприятий гражданского комплекса было предопределено их технико-технологической отсталостью, а вполне конкурентоспособный ВПК подвергся реструктуризации и ныне весьма успешно начал восстанавливать свои позиции на мировых рынках.

А между тем государство пребывало в долгах, по размеру сопоставимых с годовым ВВП. Из столь тяжелого состояния национальную экономику, по существу, вытаскивал ТЭК, экспортные доходы которого позволили в значительной мере погасить государственную задолженность и даже прокредитовать отечественную промышленность, не только не имевшую выхода на внешний рынок, но и потерявшую едва ли не наполовину внутренний. Ему же государство обязано и своей социальной политикой.

Все это отнюдь не означает, что такая ситуация должна быть законсервирована. Но финансовые предпосылки для структурных и технологических преобразований были в немалой мере созданы все тем же пресловутым ТЭК. Ныне обрабатывающая промышленность уже самостоятельно, медленно, но верно накапливает собственные инвестиционные источники.

В настоящее время идет активный процесс преобразования бывших советских монополий в облике ПО и НПО в суперсовременные рыночные структуры типа корпораций, холдингов, ассоциаций, альянсов и пр. в процессе раздела и передела объектов собственности и становления корпоративного управления на приватизированных предприятиях, протекающего в ходе жесткой конкурентной борьбы.

Этот процесс осуществляется промышленным капиталом преимущественно самостоятельно, без особо значимого участия государства и пасующего перед всесильными монополиями Министерства РФ по антимонопольной политике (МАП). Вновь формирующимися интегрированными корпоративными структурами и закладываются предпосылки экономического роста — по мере овладения ими объектами реального сектора экономики. Ими же предопределяется и будущая структура народного хозяйства в отраслевом, секторальном и региональном аспектах.

Набирая экономическую мощь, они и поныне действуют без государственной программы долгосрочных преобразований, опираясь на существующие юридические предпосылки, равно как и на прорехи в действующем законодательстве, позволяющие в полной мере развернуть самостоятельную частнопредпринимательскую деятельность, руководствуясь сугубо рыночными критериями эффективности функционирования промышленного капитала.

И в этой связи еще раз обратим внимание на то, что стихийные процессы все еще преобладают, хотя самый сложный и острый начальный этап первоначального накопления капитала (ПНК) закончился. А потому становится весьма актуальной активизация регулирующей деятельности государства, прерогативой которого является разработка стратегической программы экономических преобразований, направленных на формирование макроэкономической структуры, в наибольшей мере соответствующей национальным интересам, способной обеспечить устойчивый экономический рост социальной направленности.

Как известно, важнейшим фактором экономического роста является повышение доходов населения, удельный вес которых в национальном ВВП далеко не дотягивает до оптимальных в современных условиях 50—60%. Весьма настоятельна и потребность в более ощутимой социальной политике — не только в силу сложившейся в советский период традиции, что также существенно, но и ввиду бедственного положения широких слоев населения, только что переживших шок трансформационного спада. Напомним и о том, что современная рыночная экономика немыслима без четко выраженной социальной направленности.

В силу всех этих обстоятельств наличие корректирующей частнопредпринимательскую деятельность функции государства позволило бы в большей мере направить эту деятельность в русло решения названных проблем. Как известно, сугубо рыночные критерии эффективности функционирования капитала могут расходиться с общенациональными.

Под такую программу необходима промышленная политика с четко обозначенными бюджетными приоритетами, реализации которой и должна быть подчинена кредитно-денежная и финансовая политика. В русло национальных интересов государство в качестве макросубъекта призвано направить частнопредпринимательскую деятельность, широко используя наработанные мировой практикой методы и способы воздействия на хозяйствующие субъекты всех форм собственности.

В тесном взаимодействии с властными структурами заинтересован и сам капитал, так как, с одной стороны, слишком сложные проблемы стоят перед ним внутри страны, с другой — в условиях глобализации ему в одиночку не выстоять в конкурентной борьбе с давно сложившимися мощными ТНК.

Начавшийся в 1999 г. экономический рост принято было, особенно на первых порах, объяснять едва ли не исключительно действием конъюнктурных факторов, имея в виду рост мировых цен на энергоресурсы и протекционистский эффект девальвации рубля. Они действительно являются временными — такова их природа, из которой следует исходить при определении приоритетности в рамках национальной экономики тех или иных отраслей и их места в формирующейся едва ли не заново макроструктуре.

Однако они дали положительный и отнюдь не временный эффект, не говоря уже о том, что отрасли ТЭК, а также первого передела весьма успешно справлялись со своей функцией донора для обрабатывающей промышленности на протяжении всех 90-х годов, а это отнюдь не краткосрочный, а тем более не разовый эффект. Получив инерцию экономического развития, отрасли-реципиенты показывают явные признаки своего выздоровления. Их доля в ВВП медленно, но неуклонно возрастает.

К числу конъюнктурных факторов отнесена и девальвация рубля, обладавшая мощным протекционистским эффектом. Под ее воздействием, хотя и временно, но резко, сократился импорт иностранных товаров, что позволило вернуться на внутренний рынок отечественному производителю. Благоприятные стартовые условия способствовали укреплению позиций отечественных предприятий, набравших инерцию развития, способность противостоять конкурентам извне.

Иными словами, даже конъюнктурные факторы оказались не столь краткосрочными по своему воздействию на отечественную промышленность, как это зачастую расценивается. Инерция экономического развития сохраняется на многих из них и после ухудшения ситуации на мировых рынках. Вновь сформировавшийся класс собственников и при иных, менее благоприятных, обстоятельствах сумеет отыскать факторы роста, так как без накопления капитала статус собственника сохранить невозможно.

В силу всех этих обстоятельств произошедшие за годы рыночных преобразований изменения в реальном секторе экономики представляются необратимыми, равно как и продолжающийся уже пятый год подряд экономический рост — отнюдь не иллюзорное явление в стране, где за прошедшее десятилетие сотни тысяч предприятий обрели дееспособного собственника.

Немаловажное значение имеет и фактор политической стабилизации, готовность и способность новых властных структур действовать в интересах не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, проводить реформы, направленные на оздоровление инвестиционного климата, успешно бороться с криминалом, в том числе и в области экономической деятельности, понимать значимость и необходимость разработки долгосрочной программы, поддерживать постоянный деловой контакт с крупным капиталом, гарантировать защиту его интересов и даже успешно и последовательно проводить социальную политику по мере оздоровления государственных финансов.

Все это образует необходимые предпосылки для устойчивого экономического роста. Более того, можно даже предположить, что снижение цен на энергоресурсы на мировом рынке будет способствовать переориентации отраслей ТЭК и первого передела на потребности отечественной промышленности, отечественного капитала, на развитие отечественных обрабатывающих отраслей, с увеличением доли продукции которых в структуре ВВП связывается преодоление унаследованных дисбалансов в макроструктуре народного хозяйства. В конечном счете будет преодолено и «сырьевое проклятие» страны.